«Последние 30»: проект о родине в портретах и монологах

22 апреля 2016 г.Кристина Гришнина
«Последние 30»: проект о родине в портретах и монологах

На разнообразных площадках фестиваля «Остров 90-х», который пройдет в Ельцин Центре в воскресенье 24 апреля, участников ждет много интересного и неожиданного. Так, в книжном магазине «Пиотровский» в 13.30 состоится презентация новаторского проекта «Последние 30» и дискуссия «Уралмаш: что нам досталось».

Разговор пойдет о социальном, криминальном и общественном феномене 90-х. «Уралмаш» – часть, «глава» большого проекта, состоящего из портретных галерей и не только. Что представляет собой проект, как он делается и кто его герои, рассказывают основатели проекта Сергей Карпов и Сергей Простаков.

– Какова была изначальная идея?

Сергей Карпов: Идеи изначально не было. Мы с Сергеем познакомились в 2013 году в «Русской планете», где он уже работал, а я – в ТАССе и параллельно начал сотрудничать с «Планетой». Мы пошли снимать историю про 20-летие расстрела Белого дома. В тот момент я искал единомышленника, который может примерно в одном ключе со мной мыслить и писать, а не снимать. Мы ходили по Москве, по местам, где все происходило в 93-м, говорили на разные темы и сошлись на интересе к нашей недавней истории. На том, что многое не проговорено, не изучено. Начали совместно работать. Однажды сели в кафе «Илларион» и буквально за 15 минут придумали ту схему, которую сейчас реализуем.

Сергей Простаков: – В декабре 2014 года за считанные минуты было придумано процентов 70 от того, что есть в проекте.

Карпов: – В начале с моей стороны была амбиция: я точно понимал, что хочу выпустить фотокнигу, в которой затрагивались бы вопросы постсоветского времени, которые меня сильно волнуют. Например, наше отношение к современным войнам, терактам, советскому наследию, к нашим родителям, восприятию меньшинств – национальных, сексуальных, каких угодно. Я долго не мог понять, каким визуальным языком можно об этом говорить. И осенью 2014 года мы поняли, что ничего нет интереснее человека: о чем он говорит, как выглядит, здесь, сейчас, в современности.

Простаков: – У меня был мотив простой. Я хотел больше знать о кинематографе и стал смотреть лучшие фильмы последних лет, номинированные на «Оскар», в обратном порядке. Меня удивило, что, условно говоря, половина голливудских фильмов снята о недавней истории, или об американской истории в принципе. Гигантская киноиндустрия «заточена» под рефлексию общества. Поразило, что сюжеты берутся не масштабные и важнейшие, а более мелкие, про которые можно было бы «забыть». Например, «Далласский клуб покупателей»: фильм про 80-е годы, когда целый список лекарств для лечения больных ВИЧ и СПИДом не был запатентован. И больные самоорганизовывались и боролись, чтобы эти лекарства продавались. Все это было снято и запечатлено. У нас в 1987 году двадцать младенцев в больницах заразились СПИДом, история прогремела на весь Союз. А где фото-история, видео-история и так далее? Таких сюжетов-историй немало. Поэтому каждую нашу портретную галерею я воспринимаю как один не снятый голливудский фильм о нашей недавней истории России.

– Есть ли идеи о расширении границ «Последних 30»?

Карпов: – И уже много. Во-первых, мы запустили «Альманах».

Простаков: – В «Альманахе» мы предприняли попытку посмотреть на все с нового угла зрения. Попросили тридцать людей нашего поколения, рожденных после 1985 года, написать тексты. Они еще молоды, но определяют творческий интеллектуальный облик страны. Важно, что у нашего поколения нет другого опыта, кроме опыта постсоветской России. Мы формировались только здесь, внутри «постсоветского феномена». Отсюда и слоган нашего проекта – «Мы здесь». Каждый из участников пытается интерпретировать окружающую действительность на собственном языке. Мы хотим говорить о действительности именно на том языке, на котором эта действительность и формируется.

Карпов: – Помимо прочего, мы еще и предпринимаем попытку объединить условное поколение 30-летних. Пытаемся посмотреть на то, как мы будем жить завтра, когда через десять лет сегодняшние тридцатилетние станут главным поколением страны, и именно они будут формировать культурные, этические и интеллектуальные нормы, которым мы все будем следовать. В этом смысле мы пытаемся чуть-чуть предсказать будущее.

– Какие будут еще темы портретных галерей, кроме заявленных в презентации проекта?

Карпов: Мы почти досняли тему политтехнологов, то есть тему «Выборы».

Простаков: – Готовим большую тему «Музыка», уже снимается тема «Православие». Тему терроризма собираемся нетривиально раскрыть, и, конечно, будет тема национальных конфликтов. Вообще мы сначала пытались полностью придумать 30 тем и к ним 30 галерей, потратили на это время, но сейчас происходит так: сняли одну тему – придумываем следующую.

– Какая аудитория интересуется проектом?

Карпов: – В Интернете самая подвижная и самая мобильная возрастная группа – это 25-35 лет, они к нам и приходят по большей части. Вторая по величине группа – 35-45 лет, и после этого уже молодое поколение до 25.

– Что лично для вас постсоветское, то есть период последних 30 лет?

Карпов: – Вся моя жизнь. Я родился в 1986-м, и я не знаю, как по-другому.

Простаков: – О чем «Последние 30»? Это проект непосредственно о родине. У создателей проекта нет другой родины, у нас нет опыта сознательной жизни в Советском Союзе, у нас есть только постсоветская Россия. Это время нашей жизни.

– Что вы думаете о журналистике последнего тридцатилетия?

Карпов: – Мне кажется, что она развивалась ровно так, как диктовала ей историческая парадигма, которая в эти три десятилетия сложилась.

Простаков: – У меня есть четкое ощущение, что для истории российской журналистики последнее тридцатилетие – один из величайших этапов в ее развитии. Появилось гигантское пространство для свободы и реализации абсолютно разных идей. Изменились кадры, которые их воплощают, изменились технологии. Последнее тридцатилетие – невероятно бурное время, при невероятном разнообразии каждое медиа получило своего читателя. Газета «Завтра» имеет своего читателя, «Лимонка» – имела своего, то же – «Коммерсантъ». И прежняя Тимченко (Лента.ру), и нынешняя (Meduza) имеет своего читателя.

Карпов: – Считаю, «чем хуже, тем лучше» – базовый журналистский принцип. Мне кажется, что с 2014 года мы вошли в эпоху перерождения отечественных медиа. Посмотрите, что случилось с разгоном тимченковской «Ленты»: как много стало мест, из которых можем получать абсолютно разную информацию, и эти все места не претендуют на имперский подход в своей редакционной политике. Современные медиа невозможно представить себе без горизонтальных отношений. Мне кажется, что в России в марте 2014 года значительно изменился вектор, по крайней мере, Интернет-журналистики, а это – основное сейчас.

Исчезла «Лента» в прежнем виде, прежний «Коммерстантъ», «Русская планета». На этих руинах образовалась куча других СМИ: «N+1», «Медиазона», «Meduza», «Последние 30», «Такие дела».

Простаков: – Я сейчас пришел к мысли, что вместо того, чтобы тратить время, здоровье, силы, нервы и самолюбие на поиск инвесторов, лучше что-то сделать на чистом энтузиазме. Если бы мы вели «Последние 30» с идеей сначала найти инвестора, то еще даже не запустились бы. То же можно сказать о львиной доле тех проектов, которые сейчас называются «маленькими медиа»: их много, и каждый день открывается что-то новое.

Карпов: – На днях мы говорили с одним начинающим медиа-менеджером, у которого есть свой довольно популярный портал. Памятуя о том, что традиционно медиа – это большие имена, он погнался за привлечением профессиональных людей, которые бы сделали СМИ читабельным. А сейчас понял, что нужно объединяться не на принципах профессионализма, а на принципах вовлеченности в тематику. Здесь мы абсолютно совпадаем с современными социологами, которые говорят, что мы перешли в эпоху субкультур. То есть маленькими социальными группами, и выстраиваем свою идентичность как принадлежность к определенной субкультуре.

Простаков: – Собственно, почему «Русской планете» удалось стать этаким «инкубатором»? Главный редактор собрал вокруг себя людей, которые ему нравятся, и которых он считает единомышленниками. Мы очень все разные, но получилось так, что собрали нас на горизонтальных связях, на внутренних проектах и создали такой «инкубатор». «Русская планета» довольно быстро «наплодила» имена и кадры и, несмотря на кончину, имена и кадры остались.

Очень важно сейчас не отталкиваться от имен, потому что они формируются каждый год, и, условно, один удачный ретвит создает тебе имя гораздо быстрее, чем десяток отличных лонгридов. Дело в том, что лонгриды не прочитают, а ретвит наберет сотни тысяч «лайков», и тебя увидят десятки тысяч людей. Правила сегодня переменились.

Так что последнее тридцатилетие для журналистики – замечательное время.

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ «ОСТРОВ 90-Х»

Фестиваль в социальных сетях:

"Остров 90-х" во "ВКонтакте"

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.