Показы фильмов программы 33-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку» прошли в Ельцин Центре в Екатеринбурге с 3 по 5 ноября. В этом году фестивальные картины впервые можно смотреть вне северной столицы – при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.
Президент фестиваля режиссёр и продюсер Алексей Учитель считает, что нововведение станет хорошей традицией и поможет показать широкой аудитории актуальное новое кино сразу после подведения итогов конкурса в Санкт-Петербурге.
В обширную программу 33-го фестиваля «Послание к человеку» вошли 189 фильмов из 44 стран мира. Показы, премьеры, встречи с режиссерами, круглые столы, индустриальные дискуссии и другие культурные и деловые события фестиваля посетили более 10 тысяч человек.
В Екатеринбурге была показана часть картин из программы международного, национального и экспериментального конкурса, а также внеконкурсных показов. Программу представил главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов. В неё вошли фильмы разных жанров – документальные, короткометражные и игровые. Посмотреть новое фестивальное кино можно было бесплатно.
Фильмом открытия программы «эхо фестиваля» в кинозале Ельцин Центра была выбрана картина «До свидания, дикарь» (Adieu Sauvage) молодого режиссёра и сценариста Серхио Гуатакира Сармьенто (Бельгия, Франция). На следующий день екатеринбургские зрители посмотрели документальную ленту Йоргоса Гусиса «Армрестлер» о молодом мужчине, разрывающемся между городом и деревней, хобби и работой, призванием и мечтами. Кроме того, в кинозале в эти дни можно было увидеть традиционный сборник конкурсных короткометражных фильмов фестиваля. Были представлены киноработы шести авторов из России, Франции, Китая, Индии.
Наиболее значимым для гостей Президентского центра Б.Н. Ельцина стал показ фильма «Лёнечка» – документального портрета знаменитого петербургского композитора Леонида Десятникова, снятый Ренатой Джало. Музыка этого выдающегося композитора постоянно звучит на концертах в стенах Ельцин Центра, гостем которого он был пару лет назад.
А представил фильм наш друг, коллега Леонида Десятникова, исполнитель многих его произведений, пианист, куратор музыкально-просветительского цикла «Послушайте!» Алексей Гориболь.
– Я хочу поздравить Ренату, она получила два приза за этот фильм. Раз речь о Десятникове в кино, то я сыграю несколько фрагментов киномузыки Леонида Аркадьевича. Это будут «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского, камерная, чудесная картина, с блестящим составом исполнителей. Замечательная работа, и прекрасная музыка к нему получилась. Будет музыка из фильма «Москва» – это вторая работа Леонида Десятникова с режиссёром Александром Зельдовичем. Грустный вальс, такой надломленный, как в фильме я это играю, так вы увидите вживую. И третий фрагмент, ставший уже знаменитым и вошедший в репертуар всех моих коллег-пианистов как бисовый номер – ноктюрн из «Мании Жизели», – рассказал Алексей Гориболь.
После небольшого концерта и кинопоказа состоялось обсуждение. Зрители имели возможность поговорить о фильме и его герое также с главным редактором журнала «Сеанс» Василием Степановым и режиссёром Ренатой Джало.
Рената Джало рассказала, что съёмки шли чуть больше года. Она познакомилась с Леонидом Десятниковым на съёмках «Зимы священной», где была оператором:
– Мне все говорили, что это очень закрытый композитор, и очень тяжело его снимать. А оказалось, что для меня это очень открытый человек, я ему за это благодарна, он меня очень поддерживал.
Зрителей интересовало, насколько сложным был монтаж в связи с тем, что в фильме, естественно, много музыкального материала. А также что лежит в основе принципа сочетания чёрно-белых и цветных кадров. Спросили и о том, был ли запланирован специально для фильма визит Десятникова на концерт группы OQJAV.
– Там так было. Клавишник OQJAV Ярослав Тимофеев как раз писал книгу о Леониде Десятникове, которая скоро должна выйти. И позвал его на свой концерт, – рассказала Рената.
(Кстати, Ярослав Тимофеев в качестве музыковеда читает в Ельцин Центре авторский курс «Искусство слушать», очередная лекция которого состоится 16 ноября).
Режиссёр рассказала и о том, как фильм получил название:
– Сначала было название, которое дала редактор на студии – «Леонид Десятников: без иллюзий». Оно меня жутко раздражало. И на протяжении всего времени, что мы снимали, я переживала за название, но никак не могла подобрать какое-то своё. И уже ближе к концу монтажа появилось название «Лёнечка».
Продолжил разговор о фильме и его герое Алексей Гориболь:
– Мысль о том, что Леонида Десятникова надо снимать, появилась не вчера и не позавчера, а лет 25 назад. Но уговорить его было совершенно невозможно, потому что он очень камерный человек, избегающий публичности по возможности всегда. Потому уговорить маэстро сниматься было очень трудно. Но он поставил условие: «Хорошо, давайте попробуем. Но должен быть очень молодой режиссёр. И по возможности не так хорошо знакомый с темой, может быть, даже не знающий, кто я». Отношения с Ренатой возникли сразу, она ему очень понравилась. Первая съёмка была в «Урал Опера Балет» на премьере «L.A.D.» (четыре одноактных балета на музыку Леонида Десятникова – ред.). Леонид видел готовый вариант фильма, и он очень благосклонно к нему отнёсся, ему всё понравилось.
Алексей Гориболь сказал, что он очень рад премьере именно в Ельцин Центре и что ему дорого такое внимание публики к этой киноработе.
Завершала кинопоказы фестиваля картина «Каникулы» – полнометражный дебют режиссёра Анны Кузнецовой, рассказывающий о группе калужских детей, отправляющихся вместе с воспитателями на театральный фестиваль. Ранее игровые и документальные короткометражные ленты режиссёра были отмечены призами российских и международных кинофестивалей – такими как «Флаэртиане», «Движение», «Кинотавр».
Международный кинофестиваль «Послание к человеку», ежегодно проходящий в Санкт-Петербурге, считается одним из важнейших событий не только северной столицы, но и российского кино в целом. Фестиваль традиционно становится площадкой для дискуссий и связующим мостом между поколениями и культурами. За 33 года на фестивале были открыты имена нынешних классиков отечественной документалистики Виктора Косаковского, Сергея Дворцевого, Александра Расторгуева, а среди гостей и участников «Послания к человеку» были мировые классики: Вернер Херцог, Паоло Соррентино, Клод Ланцман, Годфри Реджио и многие другие.