Поп-песни о Родине 1990-х: между ностальгией и бегством

16 октября 2023 г.Михаил Лузин
Поп-песни о Родине 1990-х: между ностальгией и бегством

Лекция и презентация книги Дарьи Журковой «Песни ни о чем? Российская поп-музыка на рубеже эпох: 1980–1990-е» прошла 3 октября в книжном магазине «Пиотровский» в Ельцин Центре.

Кандидат культурологии и старший научный сотрудник Института искусствознания рассказала, как с распадом СССР госзаказ на песни патриотической направленности исчез, но песни о Родине продолжали возникать и становиться популярными.

В своём анализе лектор опиралась на показательные примеры поп-песен 1990-х с осмыслением темы родного пространства: «Как упоительны в России вечера» группы «Белый орёл», «Рождённый в СССР» Юрия Шевчука, «Есаул» Олега Газманова, «Этот город» группы «Браво», «Маленькая страна» Наташи Королёвой, «Розовый фламинго» Алёны Свиридовой и даже «Отпустите меня в Гималаи» Маши Распутиной.

Дарья рассказала о том, как лирические герои этих песен обращаются к историческому прошлому государства, затрагивают проблему физического покидания страны и, наконец, выстраивают многочисленные фантазийные города, страны и миры. На лекции, обратившись к песням и видеоклипам 1990-х годов, слушатели узнали, как поп-музыка турбулентного времени отвечала на вопрос «Что такое Родина?»

Мой адрес не дом и не улица

В начале своего выступления исследовательница рассказала о предыстории жанра песен патриотической направленности. По словам Дарьи Журковой, они занимали привилегированную нишу в массиве советской эстрады и были неотъемлемой частью идеологического дискурса. Для членов Союза композиторов и певцов сочинение или исполнение песни о Родине было непреложным условием успешной карьеры.

Важнейшую роль в популяризации патриотических песен в СССР играли нотные издания, специальные блоки в радиовещании, а также многочисленные передачи на телевидении — та же «Песня года». Вполне закономерно, что с распадом СССР у патриотической песни исчезает заказчик в лице Коммунистической партии. В Союзе композиторов происходят разброд, шатание и институциональный кризис, но это ещё полбеды: единый концепт Родины как таковой рассыпается в принципе.

Не менее кардинальные изменения происходят в самой музыке. Во-первых, советская эстрада всё больше и больше превращается в шоу-бизнес и становится коммерчески ориентированной. Во-вторых, из подполья выходит рок-музыка, которая долгие годы боролась с официальным дискурсом. И наконец, на стыке 1980–1990-х годов в поп-музыке происходит ценностный поворот от воспевания коллективного «мы» к индивидуализму. Самыми востребованными и, как следствие, прибыльными становятся песни о любви и опыте отношений.

Тем не менее, песни о Родине продолжали появляться. Дарья Журкова выделила три стратегии, которыми руководствовались их авторы. Так или иначе, все они были связаны с бегством от реальности. Первое направление эскапизма — это обращение к имперскому прошлому России. Вторая стратегия — бегство из страны, эмиграция. Третье направление — создание фантазийных городов, стран, миров. Что, с одной стороны, сложно ассоциировать с понятием песни о Родине, но с другой — речь в них идёт о поиске своего пространства и его обживания разными способами.

Патриотизм на осколках Империи

Сюжеты песен первой категории отсылают к дореволюционному прошлому России. По словам Дарьи Журковой, в 1990-е это был отдельный тренд, который проявлялся во всех сферах искусства. В музыке одним из олицетворений данного явления был Александр Малинин, который в образе гвардейского офицера пел старинные романсы и в целом отстраивал свой образ от привилегированного аристократического класса Российской империи.

По мнению Дарьи Журковой, текст песни группы «Белый орёл» «Как упоительны в России вечера» — красноречивый пример этой «стилизации без разбора»:

Балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки. Любовь, шампанское, закаты, переулки… Блуждающий ассоциативный ряд, не привязанный конкретно к России, но создающий ощущение: вот она, красивая жизнь, где-то там, в прошлом. Это ностальгия, но не столько по Родине, сколько по ушедшему образу жизни. Или рафинированный «лубок», необходимый для того, чтобы перепрыгнуть через советский слой к истории России.

— Почему этот псевдорусский стиль стал так популярен именно в начале 1990-х? Потому что это было время появления тех самых «новых русских», которые, обращаясь к образам культуры прошлого, искали и делали себе символическую родословную, — уверена Дарья Журкова. — Классическая гармоническая структура, неторопливый темп, фортепиано в аранжировке — всё это аллюзии на семейное домашнее музицирование в дворянской усадьбе.

Поп- и рок-подход к патриотической песне

Ещё два ярких и полярных примера обращения к прошлому — это песни Маши Распутиной «Живи, страна!» и ДДТ «Рождённый в СССР». Казалось бы, они несопоставимы, но каждая из них знаменует один из двух типов ностальгии — по классификации Светланы Бойм.

Первый тип — реставрирующая. Ностальгия, которая незыблемое прошлое хочет вернуть и восстановить в настоящем. Второй тип — рефлексирующая, которая обращается к индивидуальной памяти и пытается переосмыслить прошлое в настоящем.

«Живи, страна!» Маши Распутиной впервые прозвучала в «Песне года — 1993». После распада СССР она стала одной из первых, кто попытался вернуться к теме Родины с эстрады и сказать о наболевшем с прежним пафосом.

Не было на свете ближе и милей,

Не было прекрасней Родины моей.

Вечная, святая, добрая Страна,

Ты не знала, что придут такие времена.

Песня была создана маститыми советскими авторами: слова написал Леонид Дербенёв, музыку — Игорь Матета. Продолжая традиции плакатной патриотической песни, они попытались адаптироваться к новой реальности. Пафос и размах жанра пропущен через личные переживания и боль Маши Распутиной, рождая когнитивный диссонанс: с одной стороны, мы поём о Родине, а с другой — это большое чувство транслирует прокуренный неогранённый голос бой-бабы с хрипотцой, концертный костюм которой — яркий пример сексуальной объективации. Сожаление об ушедшем — «Была Страна» — сочетается с призывом к реставрации былого, балансируя на грани патетики, китча и истерики:

Нам того, что было, зачеркнуть нельзя,

Что б ни говорили новые князья.

Будет жить на свете вечная Страна!

Что ни делай, никуда не денется Она!

— Песня ДДТ «Рождённый в СССР», как бы парадоксально ни звучало, — это высказывание на ту же тему, — говорит Дарья Жаркова. — В тексте Юрия Шевчука также идёт речь о советском прошлом, но, в отличие от песни Маши Распутиной, прошлое здесь хочется не вернуть, а осмыслить и кое-что понять про себя — как человека или как нацию:

И чем дальше, тем круче. Ты почти закат.

Здравствуй, древняя Русь! Я твой нервный брат.

Что вернёт нам надежда? Что спасёт красота?

Ты вчера был хозяин империи, а теперь — сирота.

— Слова сами по себе очень трагичны и строятся на противопоставлениях, — говорит Дарья Журкова, — но при этом музыка передаёт мощную энергию «потерянного поколения» 1990-х, а исполнение сдобрено изрядной долей иронии. Немаловажно, что, несмотря на отсыл к имперскому прошлому, сожаления о распаде страны здесь нет.

По словам лектора, во всех трёх песнях, которые она привела в качестве примеров, вместо Родины зияет пустота, которую пытаются прикрыть иллюзиями былого величия. На новую эпоху эстрада отозвалась не гимнами, а протяжным надрывным стоном.

«Америкэн бой, уеду с тобой»

Вторым способом бегства из реальности Родины, наряду с ностальгией, стало физическое покидание страны, то есть эмиграция. В советское время об эмиграции говорить было вообще запрещено, хотя в неофициальной культуре присутствовал заметный след белоэмигрантского влияния. Хронологически первый пример песни про эмиграцию на условно советской эстраде — это «Глупый скворец» «Машины времени», написанная в 1984 году. В ней тема отъезда непонятого художника передаётся «эзоповым языком». В 1990-е годы петь о покидании Родины стало можно безо всяких цензурных ограничений, и жанр расцвёл. Вышла целая россыпь хитов, герои которых стремятся за рубеж — как в сказку, рай, землю обетованную и оазис свободы. Песни Russian Girl и American Boy группы «Комбинация» транслировали мечту о жизни за рубежом, где всё просто и уютно. О желании вырваться из обыденности и стать свободной поёт Маша Распутина в своей программной «Отпустите меня в Гималаи»:

Хоть родом я из скромного посёлка,

Где нас учили жить по Ильичу,

Быть не желаю безотказной тёлкой

И дойной стать коровой не хочу.

Отпустите меня в Гималаи

В первозданной побыть тишине.

Там раздеться смогу догола я

И никто не пристанет ко мне.

Лирические герои не испытывают никаких угрызений совести по поводу отъезда и стремятся туда, чтобы найти то, чего нет в родном отечестве: в первую очередь это бытовой комфорт и красивая жизнь.

В песне «Есаул» Олега Газманова вместе с обращением к белогвардейской тематике и сюжету бегства появляется тема предательства. Конь, которого бросил есаул, сливается с образом Родины: они погибнут, если их оставить. Интересно, что трагичный текст песни сочетается с энергичной музыкой, подстёгивающей публику к танцу.

А теперь он спутанный стоит,

Занесённый хлыст над ним дрожит,

Разорвать ремни не хватает сил,

Конь мундштук железный закусил.

В нулевые наследниками «эмигрантского» тренда стали песни «Манхэттен» группы «Бан’д’Эрос» и «Я уеду жить в Лондон» Григория Лепса. Их герои стремятся к жизни за границей, но так и не уезжают, понимая, что можно съездить и вернуться.

Лекция и презентация книги Дарьи Журковой «Песни ни о чем? Российская поп-музыка на рубеже эпох: 1980–1990-е»

Лекция и презентация книги Дарьи Журковой «Песни ни о чем? Российская поп-музыка на рубеже эпох: 1980–1990-е»

«Недавно гостила в чудесной стране»

Третий сценарий бегства от реальности в песнях — создание фантазийных пространств и бегство в воображаемые миры. Примеры таких композиций — «Розовый фламинго» Алёны Свиридовой, «Этот город» группы «Браво», «Маленькая страна» Наташи Королёвой и «Город, которого нет» Игоря Корнелюка. Ещё две известнейшие фантазийные песни звучат в культовом фильме «АССА»: «Город золотой» группы «Аквариум» и «Чудесная страна» в исполнении Жанны Агузаровой.

— На первый взгляд может показаться, что все они предельно далеки как друг от друга, так и от понятия песен о Родине, — говорит Дарья Журкова. — Но они имеют общую тему, несмотря на различные стили и звучания. Они создают иллюзию новых пространств, которые могут стать местами для творчества и самовыражения. В них звучит желание уйти от реальности и обрести своё уникальное место в мире. Авторы подчёркивают сюрреалистическую и мистическую природу этих мест, представляя их как пространство бесконечных возможностей и вдохновения. К примеру, песня «Этот город» группы «Браво» поётся от лица художника, который раскрашивает обыденный мир в яркие цвета, существующие в его воображении. По мнению лектора, успех этой песне обеспечило то, что она стала своего рода противовесом бизнес-концепции материального успеха. Лирический герой стремится насыщенно проживать жизнь, отказываясь от материальных благ и рутины.

«Маленькая страна» — образ страны из детской сказки, и она исполняется от имени девочки, которая мечтает о своём безоблачном приватном мире, в котором светло, ясно, всегда весна, живут «звери с добрыми глазами» и ждёт «красивый мальчик на золотом коне». Границы Родины здесь сужаются до маленького мирка, в котором лирической героине хорошо.

Фантазийный мир песни «Розовый фламинго» более инфернален. Присутствует мифологическое животное, признак заповедности пространства, но насколько положительно это место в своей природе, понять очень сложно.

Ты узнаешь, что возможно

Здесь не думать о разлуке.

И не вздрагивать тревожно,

И не маяться от скуки,

И не помнить о расплате,

Не играть и сбросить маску.

Мы найдём любовь и ласку.

Лирическая героиня выступает в роли медиума и проводника между мирами и обещает отключение от обыденности. А повторяющийся музыкальный мотив усыпляет бдительность и является, по сути, шаманством.

Наконец, «Город, которого нет» в исполнении Игоря Корнелюка также представляет собой иллюзорное место, где герой описывает город несбыточных мечтаний и неверных надежд. Песня представляет собой выражение разочарования и потери, когда идеальный мир оказывается всего лишь мифом.

Родина 2.0

Казалось бы, в 1990-х в нашей стране началась совсем другая эстрада, противоположная советской, — говорит Дарья Журкова. — Но в конечном итоге советские корни «догнали» российскую эстраду, которая теперь пытается сконструировать «Родину 2.0».

Так, Сергей Шнуров из «Ленинграда» в песне WWW впрямую цитирует «Мой адрес — Советский Союз» ВИА «Весёлые ребята». Оригинальная песня исполнялась от лица человека, который ассоциирует себя со всей страной и занят построением её светлого будущего. А идеологическую «пилюлю» в ней помогала съесть бодрая музыка.

Песня WWW группы «Ленинград» исполняется от лица гуляки, который пытается иронизировать на тему виртуальной реальности, которая в данном случае символизирует алкогольное опьянение и утрату смысла. И здесь энергичная музыка оттеняет уже более трагичный и глубокий подтекст: фраза «мой адрес — не дом и не улица» звучит как указание на пустоту и отсутствие своего места в новом мире.

Книгу Дарьи Журковой «Песни ни о чем? Российская поп-музыка на рубеже эпох: 1980–1990-е» можно приобрести в магазине «Пиотровский» на втором этаже Ельцин Центра.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.