В Ельцин Центре в Екатеринбурге 27 августа открылась выставка «Пражская весна 1968». Выставку в Образовательном центре организаторы поддержали специальной программой, которая объединила несколько мероприятий, рассказывающих о событиях полувековой давности.

В нее вошли как сама выставка, так и презентация книги Йозефа Паздерки «Вторжение: Взгляд из России. Чехословакия, август 1968» в книжном магазине «Пиотровский». А также показ и обсуждение документальных фильмов Йозефа Паздерки «Вторжение 1968» и Ксении Сахарновой «Наталья Горбаневская: «Я не героиня».

Пражская весна – период бурных демократических преобразований в Чехословакии 1968 года, инициированных реформаторским крылом компартии Чехословакии, основным лозунгом реформаторы провозглашали «социализм с человеческим лицом».

В январе 1968 года был отстранен президент страны и 1-й секретарь ЦК компартии Чехословакии Антонин Новотный. Новой главой компартии стал представитель либерального крыла Александр Дубчек, а президентом – Людвик Свобода. В апреле была опубликована новая программа компартии и взят курс на демократизацию и экономические реформы. Перемены вызвали негативную реакцию со стороны руководителей стран Варшавского договора. На встрече, проходившей с 29 июля по 2 августа в городе Чиерна-над-Тисой, советское руководство потребовало от Дубчека свернуть реформы.

Политическое давление не дало ожидаемых результатов, и тогда 21 августа на территорию Чехословакии был введен объединенный контингент войск СССР, ГДР, Болгарии, Венгрии и Польши. Руководство КПЧ было арестовано и доставлено в Москву. Там их вынудили подписать соглашение о размещении советских войск на территории Чехословакии. Началась чистка рядов КПЧ.

Реформаторы и представители творческой интеллигенции были вынуждены эмигрировать из страны. Прерванная вторжением «пражская весна» похоронила надежды мирного реформирования социализма.

25 августа на Красную площадь в Москве в защиту «пражской весны» вышла группа диссидентов из восьми человек под лозунгом «За вашу и нашу свободу».

Автор идеи «Пражской весны» и ее куратор – чешский документалист Ленка Линдаурова. Ее проект поддержали Чешское телевидение, Чешское агентство печати, Институт Масарика, Архив Академии наук Чешской республики, МИД Чехии, Фонд Лангханс, Национальный киноархив, Национальная галерея, Национальная библиотека и Военно-исторический институт в Праге и Братиславе. А также чешские музеи: Национальный музей, Национальный технический музей, Музей национальной письменности, Музей почты, Музей города Праги, Музей Масарика, Словацкая национальная галерея, Дом Тырша, Художественно-промышленный музей в Праге, Добровицкие музеи и Зденек Гарапес.

На открытии выставки заместитель генерального консула Штепан Гилар поблагодарил ее организаторов, Ельцин Центр и тех, кто проявил искренний интерес к историческим событиям «Пражской весны».

– Сегодня, знакомясь с документами выставки, все мы снова и снова задаем себе вопрос: «Каково наше отношение к событиям «Пражской весны»? Как они повлияли и влияют на нашу жизнь и нашу историю? Чему научили нас?» – сказал Штепан Гилар.

На истории вопроса подробно остановился Томаш Гланц – филолог-славист, старший научный сотрудник Цюрихского университета, член редакционной коллегии чешского журнала «Новое литературное обозрение». Он назвал свои воспоминания «пренатальными», так как находился в утробе матери в 1968 году.

– Это год моего рождения, и все эти события очень важны для меня. Но я не хочу говорить о себе. Скажу об этой, хоть и небольшой, но очень важной выставке. Ее автор не является историком или очевидцем, она слишком молода для этого. У нее нет к этим событиям автобиографического отношения, что позволяет ей делать независимые интерпретации, которые сегодня нам очень нужны. Экспозиция показывает начало «Пражской весны», январский пленум, отмену цензуры в апреле и события в августе. Но те, кто занимаются историей культуры, определенно скажут вам, что «Пражская весна» началась задолго до этого – в 50-е годы ХХ столетия. Это подтверждают удивительные фильмы и книги того времени. Именно тогда увидели свет произведения Франца Кафки, были сделаны переводы романов Андрея Платонова. Этот процесс длился почти десять лет. «Пражская весна» началась с международной выставки «ЭКСПО 58» в Брюсселе, первой после Второй мировой войны. Там культурные достижения Чехословакии получили признание мирового сообщества, – сказал Гланц.

Томаш Гланц участвовал в презентации книги «Вторжение: Взгляд из России. Чехословакия, август 1968», которая также рассказывает об атмосфере свободы в коммунистической Чехословакии 60-х годов, наполненной ожиданиями и надеждами. Презентация прошла в книжном магазине «Пиотровский». Российским читателям ее представлял автор – журналист Йозеф Паздерка.

Процесс демократизации общественной и политической жизни в Чехословакии, оставшийся в истории как «Пражская весна», был с энтузиазмом воспринят большинством граждан чехословацкой республики. 21 августа этот процесс был прерван вторжением в республику войск пяти стран Варшавского договора. В советских СМИ вторжение преподносилось как акт «братской помощи» народам Чехословакии. Спустя полвека чешский журналист Йозеф Паздерка задался целью выяснить, как в действительности воспринимались события августа 1968 года теми, кто в них участвовал. Он взял сотни интервью у военнослужащих, участвовавших во вторжении, журналистов, работавших в Праге, московских и ленинградских диссидентов. Их интервью дополнены комментариями чешских историков и публицистов. Свидетельства очевидцев, которые зачитывал Йозеф, дополнялись фрагментами видеоинтервью, вошедшими в одноименный фильм «Вторжение 1968. Взгляд из России». Йозеф подчеркнул, что в отличие от трагических событий, произошедших в Венгрии в 1956 году и жестоко подавленных советскими войсками, в Праге правительство призывало граждан отказаться от прямых столкновений, сохранять мир и порядок. Это помогло избежать кровопролития и больших человеческих жертв. Все, кто присутствовал на презентации книги, так или иначе слышали о событиях августа 1968 года. Их особенно волновало то, как события повлияли на отношение братских народов. Многие отмечали тот факт, что приезжая в современную Чехию, осматривая достопримечательности и общаясь с людьми, ни разу не почувствовали на себе негативного отношения.

28 августа состоялся просмотр и обсуждение самого фильма. Его также представил Йозеф Паздерка.

Следующий фильм «Наталья Горбаневская: «Я не героиня» представила автор – Ксения Сахарнова, выпускница ВГИКа, автор изданий «Персона/Persona», ProfiCinema.ru, «Gala-биография», член отборочной комиссии Международного кинофестиваля Esperanza. Вместе со своим соавтором Кириллом Сахарновым, она снимала Горбаневскую в течение нескольких лет, вплоть до самой смерти в 2013 году.

Поэт Наталья Горбаневская получила широкую известность как участница диссидентского движения, автор самиздатовского сборника «Хроника текущих событий» и одна из легендарной восьмерки, которая 25 августа 1968 года вышла на Красную площадь протестовать против вторжения советских войск в Чехословакию. Ее единственную не арестовали, потому что она была с трехмесячным сыном в громоздкой коляске. Соответствующего транспорта для нее не нашлось. Но она всё же поплатилась за это несколькими годами лишения свободы, которые провела в заведениях карательной психиатрии. В 1975 году Горбаневская с сыновьями Ярославом и Иосифом эмигрировала из страны. Авторы фильма задаются вопросом, что волновало ее как поэта, заставляло выходить на площадь, и как сложилась ее судьба после вынужденной эмиграции. Посмотрев фильм, можно сказать, что ей повезло. Она оказалась востребованной в Париже, сотрудничала с журналом «Континент». Выпустила несколько поэтических сборников. Была внештатным корреспондентом радио «Свобода». Работала в газете «Русская мысль». Состояла в редколлегии русскоязычного варшавского журнала «Новая Польша», публикуясь в нём как автор и переводчик. Ее сыновья получили образование, смогли интегрироваться в европейскую жизнь. В фильме они тоже дают интервью и говорят о том, что в конце жизни их мать была счастлива от того, что может приезжать Россию, что на родине знают и читают ее стихи. «Пражская весна» предопределила всю её жизнь.

Небольшого росточка, хрупкая, в нелепой мешковатой одежде, не выпускающая сигарету из пальцев, она стала примером гражданского мужества и бесстрашия для очень многих своих соотечественников. В фильме показан забавный эпизод, как пожилая женщина-москвичка рассказывает Горбаневской о том, кто проживал в этой квартире до нее – то есть про саму Горбаневскую. Наталья Евгеньевна говорит: «Так это же я! Я – Горбаневская!» Но она так просто одета, что женщина ей отвечает: «Та Горбаневская в Париже».

Выставка «Пражская весна 1968» продлится до 9 сентября. Вход свободный.