В Президентском центре Б.Н. Ельцина 20 августа рассказали о дефолте 1998 года. Спикером экскурсии в формате «Полная версия» выступил руководитель департамента программ и общественных связей Денис Корнеевский.
– 1998 год стал для меня важной отметкой: я решил, где буду учиться, с чем связаны мои профессиональные и личные интересы, – объяснил выбор темы Денис Корнеевский. – Важная особенность современной истории в том, что мы можем оперировать личными воспоминаниями и рефлексиями.
Денис Корнеевский напомнил присутствующим о важных для него событиях, с которыми был связан 1998 год. Среди них матч «Локомотив» – «Интер», захоронение останков царской семьи в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, вывод на орбиту первого элемента Международной космической станции, выход в российский прокат фильма «Титаник», появление телеканала MTV, деноминация российского рубля, покушение на губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя (Э. Россель был губернатором с 1995 по 2009 годы), первое заседание Совета сотрудничества Россия – ЕС, перемены на посту председателя Правительства Российской Федерации, вступление Александра Лебедя в должность губернатора Красноярского края, убийство известного политика Галины Старовойтовой.
– Дефолт – нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, – рассказал Денис Корнеевский. – После 1990 года Россия испытывала серьезные финансовые трудности и нуждалась в крупных зарубежных займах. Следствием явился гигантский госдолг. Резервы Центрального банка РФ составляли 24 млрд долларов, обязательства по ГКО (государственные краткосрочные облигации) – свыше 36 млрд долларов, общая сумма неплатежей государства в пользу нерезидентов приближалась к 10 млрд долларов в год. Дефолту предшествовал кризис на фондовых рынках Юго-Восточной Азии, который был вызван тем, что из Азии уходили крупные капиталы. Затем кризис затронул страны Латинской Америки и дошел до России.
Спикер напомнил, что Мишель Камдессю, бывший в то время главой МВФ, поставил под сомнение возможность выдачи России кредита. Все же кредит был выделен, также Россия получила кредит Международного банка реконструкции и развития – он составил 1,5 млрд долларов.
– 11 августа обрушились котировки ценных бумаг, – продолжил Денис Корнеевский. – Финальным аккордом стало выступление премьер-министра Сергея Кириенко, который объявил о комплексе мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики. Де факто это означало начало дефолта и девальвацию рубля.
Денис Корнеевский о дефолте
Видео: Александр Поляков
Далее, отметил Корнеевский, события начали разворачиваться стремительно. Так, 21 августа 1998 года фракции Госдумы выразили недоверие правительству во главе с Сергеем Кириенко, 23 августа президент Борис Ельцин объявил Кириенко об отставке. Кириенко на посту премьер-министра на краткий срок сменил Виктор Черномырдин (к слову, предшественник Кириенко), но его кандидатуру не утвердила Государственная Дума Российской Федерации, а 11 сентября 1998 года Правительство РФ возглавил Евгений Примаков. Одновременно всего за месяц курс доллара «подскочил» с 6 до 20 рублей. Рубль обесценился в три раза, фактически рухнул.
– Банки, обменные пункты, финансовые учреждения пребывали в панике, – рассказал Денис Корнеевский. – Помню, как скручивались таблички, показывающие курс валют, потому что требовались новые деления. В магазинах были очереди, цены росли на глазах. Помню, как мы с родителями смогли снять деньги и поехали по магазинам, чтобы в считанные часы их потратить. Вместо того, чтобы потратить сразу, мы решили прицениться. В первый день мы проехали по магазинам, посмотрели мебель, бытовую технику, а под вечер обнаружили, что мебель, стоившая четыре тысячи рублей, подорожала до девяти с половиной тысяч. Первое, что мы сделали на следующий день, – поехали в мебельный магазин, купили мягкую мебель, в магазине бытовой техники приобрели стиральную машину и комбайн, также купили магнитофон бумбокс и пакет с компакт-дисками.
Также напуганные дефолтом граждане «сметали» с прилавков продукты длительного хранения: крупы, сахар, масло, чай. Запасы продуктов некоторые семьи расходовали потом годами. Главное, у людей на долгие годы сохранилась память о дефолте – как о первом большом экономическом потрясении, к которому привыкшие к советской плановой экономике россияне оказались не готовы.