Знакомство с очередным экспонатом в формате «One talk. Полная версия» состоялась 18 июня у Стены подарков в Музее первого президента России Бориса Ельцина. Рассказала о нем сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Рамзия Галеева. «Героем» рассказа стал уникальный экземпляр уральского ковроткачества с изображением дома в селе Бутка, где жила семья Ельциных.
Его подарила супруге президента глава Буткинской управы 29 июня 2013 на традиционной встрече выпускников УПИ в знак признательности за помощь, которую оказывает Президентский центр Бориса Ельцина землякам с его малой родины. Наина Иосифовна передала его в дар музею.
Всего ковров с изображением родительского дома в Коротком переулке села Бутка было выпущено 30 штук. Один экспонируется во вводной части экспозиции музея – Стене подарков. Другой – в фондах Центра традиционной народной культуры Среднего Урала. Третий – в Буткинской администрации. Остальные разошлись на подарки почётным гостям.
– Перед нами ковёр ручной работы Буткинской ковровой фабрики, – рассказывает экскурсовод. – В верхней части выткано название села, в нижней – дата основания (1676 год). Обратите внимание, что село Бутка старше Екатеринбурга почти на пятьдесят лет. Буткинскую слободу сначала хотели строить в устье реки Бутки, но заболоченное место, которое напоминало кашу (отсюда и название села, по-тюркски «бутка» – каша – ред.), оказалось непригодным для жилья. Слободу решено было строить выше по течению реки Беляковки, сохранив название «Буткинская слобода». Со временем болота обмелели и высохли, а земля стала плодородней. Чернозём в Бутке жирный – такой, как говорят старожилы, что тысячу лет может родить без удобрений.
Следует отметить, что в уральской топонимике тюркские названия не редкость: Балтым, Шарташ, Исеть. Балтым, например, в переводе с тюркского – «вкус мёда». Действительно, сладковатый привкус воде в озере придавали какие-то природные минералы. При этом испокон веку стирали в этом водоёме без каких-либо моющих средств. Или озеро Шарташ («жёлтый камень») – излюбленное место отдыха горожан. В его воде, согласно городской легенде, было так много золота, что бабы приносили полоскать бельё простое, а уносили золотое. И на мужниных нижних сорочках находились крупицы золота. Название реки Исеть, пролегающей через весь город, переводится с тюркского как «запах мяса» или «рыбная река». Сейчас это трудно представить, но в городском пруду, образованном заводской плотиной, водилась стерлядь.
Сегодня флора и фауна Исети испытывает серьёзное негативное воздействие промышленных предприятий и объектов ЖКХ. Сюда сбрасываются сточные воды Екатеринбурга. А еще недавно, в 70–80-е годы прошлого столетия, в городском пруду, в районе Ельцин Центра и Драмтеатра было рыбное место и прекрасный городской пляж. Рыбаки и сегодня ловят рыбу, но из спортивного интереса, рыба из реки непригодна для употребления.
– Но тема нашего разговора сегодня не Екатеринбург, а Бутка – малая родина первого президента России, – продолжает рассказ экскурсовод. – На ковре изображён дом Ельциных в Бутке в Коротком переулке, в котором и по сей день находятся всего два дома. Это не тот дом, где в 1931 году родился Борис Ельцин на улице Трудящихся, 22. Который, кстати, стоит по сей день. В начале 30-х годов в поисках заработка родители Ельцина переехали в Казань. Там по ложному доносу отца арестовали и отправили на строительство канала «Москва–Волга». Лишь в 37-м Ельцины вернулись на Урал, но не в родную Бутку, а в Березники. В Бутку они переехали лишь в 1962 году. Николай Игнатьевич и Клавдия Васильевна прожили в этом доме одиннадцать лет, вплоть до 1973-го. Выписка из хозяйственной книги об убытии старших Ельциных в Свердловск до сих пор хранится в школьном музее. Небольшой бревенчатый дом-старожил, изображенный на ковровой картине (ему более ста лет), с четырехскатной крышей, на четыре окна с голубыми ставнями. В палисаднике – пышные кроны столетних яблонь – ровесниц дома.
Полная версия: подарок из села Бутка
Видео: Артур Селезнев
Соседи вспоминают прежних жильцов добрым словом. Николай Игнатьевич строил местную школу. Борис Николаевич, пока работал в Свердловске, приезжал в Бутку каждый год. Дочери Елена и Татьяна проводили летние каникулы у бабушки с дедушкой.
Когда старшие Ельцины перебрались в Свердловск, дом достался двоюродному брату Бориса Николаевича по материнской линии – Виктору Ботанину.
Ельциных в Бутке и в соседних селах множество. При желании каждый местный может в родословной отыскать «президентскую родню».
Небольшой светлый дом на три комнаты до сих пор отапливается печкой-голландкой. Яблоневый сад разросся.
Бутка – старое село, но первую щебёночную дорогу от Бутки до Талицы, ближайшего районного центра, проложили только в 1936 году. Первую школу открыли в 1937-м. К единой советской электросети село присоединили в 1946-м, а железнодорожную ветку протянули лишь в 1949-м. Асфальт положили уже при Ельцине, в 1976 году.
К Ельцину в Бутке отношение особенное. До сих пор для сельчан он – не легенда и миф, а земляк, с которым они когда-то спорили до хрипоты, обсуждая судьбы страны и жизнь простого трудового народа. Самую длинную улицу в селе – улицу Карла Маркса – переименовали в улицу Ельцина. Здесь находятся гастроном, который тоже строил Николай Игнатьевич, больница, открытая при содействии Бориса Николаевича. На средства Президентского фонда заасфальтировали дороги, установили уличное освещение.
Светлана Казакова – глава Буткинской управы, благодарит Президентский центр за помощь. «Они нам очень помогают: то выделят средства на ремонт школьной крыши, то на оснащение кабинетов истории, то на приобретение рентген-аппарата для поликлиники. Для клуба купили автобус, аппаратуру, музыкальные инструменты», – цитирует экскурсовод слова главы управы. – Именно Светлана Петровна подарила ковёр с изображением дома в Бутке супруге президента.
Ковёр ручной работы изготовлен из овечьей экологически чистой шерстяной дагестанской пряжи. Изделия Буткинской фабрики художественного ручного ковроткачества были известны далеко за пределами Свердловской области. Они высоко ценились на ежегодных выставках в Брюсселе и Монреале. Специалисты отмечали редкое качество работы мастериц, плотность узелков, каждый из которых завязывался вручную. Ковры не раз удостаивались наград на престижных международных выставках и ВДНХ. Буткинцы использовали нетрадиционные для ковроделия рисунки: рябину, черемуху, яблони, сирень, уральскую деревянную резьбу. В год выпускалось не более пяти тысяч ковров. Достать их было практически невозможно. Всё уходило на экспорт.
В штате числилось более 700 мастеров – практически каждый седьмой житель Бутки. Особой популярностью пользовались ковровые изделия из цветочных сюит – роз и пионов. Также нравились пейзажные уральские мотивы и ожившие в коврах иллюстрации сказов.
В 90-е годы прошлого века появились ковры с религиозными и имперскими мотивами: ликами святых, двуглавым орлом и российским триколором. Не раз украшала ковры буткинская «Каменная Церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы», выстроенная за одно лето 1810 года по собственному проекту каменщика Ерофея Черкалова. Возведен храм был на средства тобольского генерал-губернатора Симеона Голощанова и местных прихожан. Зимой 1931 года здесь крестили своего первенца Ельцины. Младенца нарекли Борисом.
В середине 1930-х храм лишился иконостаса и православного креста. Бронзовые колокола переплавили. Культовое учреждение стало домом культуры. В 1950-х годах здесь открылся кинотеатр. Возвращен храм прихожанам в 1993 году. Собственные средства на его восстановление и реставрацию внёс и Борис Ельцин.
Удивительно, как много может рассказать один экспонат. Пятнадцатиминутная экскурсия завершилась аплодисментами. Она была столь содержательной, что вопросов возникло совсем немного. Тем и удобен формат «One talk. Полная версия», что общение с экскурсоводом может происходить в форме диалога. Вы можете не только задавать вопросы сотруднику музея, но и дополнять его рассказ фактами и подробностями.
Освоение нового музейного формата продолжается. Попасть на него можно по входному билету в музей. Следите за расписанием на нашем сайте и присоединяйтесь к более подробному знакомству с Музеем первого президента России.