«Полная версия»: писатели-фронтовики Астафьев и Окуджава

30 апреля 2019 г.Татьяна Филиппова
«Полная версия»: писатели-фронтовики Астафьев и Окуджава

В рамках ежегодной социокультурной акции «Библионочь» и в канун Дня Победы 21 апреля Музей Бориса Ельцина предложил книгочеям и библиофилам точечную экскурсию «Полная версия. Писатели-фронтовики: Астафьев и Окуджава».

Ее подготовил и провел сотрудник музея Александр Костырев.

Среди связанных с писателями документов в витрине «История одного экспоната», с которой начинается экспозиция, выставлена фотография Виктора Астафьева, сделанная в школе № 7 посёлка Овсянка Красноярского края на встрече школьного клуба «Собеседник». Она датирована 23 мая 1983 года и хранит автограф писателя. В музее она оказалась потому, что была подарена Борису Ельцину 16 мая 1996 года во время визита президента на родину писателя.

Там же в витрине «История одного экспоната» представлена грампластинка фирмы «Мелодия» 1980 года выпуска с военными песнями Булата Окуджавы.

1 мая 2019 года исполняется 95 лет со дня рождения писателя Виктора Астафьева. В День Победы 9 мая – 95 лет со дня рождения поэта и исполнителя авторских песен Булата Окуджавы.

У Виктора Астафьева и Булата Окуджавы разные судьбы и творческие биографии. Один – прозаик. Другой – поэт, но потом тоже попробует себя в прозе. Один – сибиряк. Другой – москвич. Один – сын крестьянина. Другой – сын убежденного революционера-большевика. Сам себя он называл «красным мальчиком». Известность к Окуджаве приходит уже в 50-х с первыми песнями. Астафьев долго и трудно идет к признанию. Его деревенская и военная проза будут опубликованы в 70-е, но огромными тиражами. Оба были советскими гражданами. Один – русский. Другой – сын грузина и армянки, тоже считавший себя русским, потому что всю жизнь думает и говорит по-русски. Но все эти различия меркнут перед тем, что их объединяет – в жизни обоих была Великая Отечественная война. В 1942 году они восемнадцатилетними добровольцами ушли на фронт и видели войну собственными глазами.

Жизнь и до войны не была легкой. Оба в 30-е годы, несмотря на разницу в происхождении, пострадали от советской власти. Отец Астафьева был арестован и отправлен на строительство Беломорканала. Мать, возвращаясь из поездки от отца, утонула в реке недалеко от деревни Овсянки, где Астафьев прожил всю жизнь. Семилетним мальчиком он остался один и попал в детский дом.

Отец Окуджавы был первым секретарем Нижне-Тагильского обкома. Его обвинили в пособничестве троцкистам. В 1937 году он был арестован и расстрелян. Мать с сыном перебрались в Москву.

Астафьев и Окуджава, как многие фронтовики, ненавидели войну. Окуджава считал, что она выдвигает на первый план самые низменные человеческие качества. Великим может быть народ, говорил он, победа, противостояние, но не война. Известно, что современников Астафьева и Окуджавы 1923 и 1924 годов рождения вернулось домой менее десяти процентов. Победа, доставшаяся такой ценой, не может быть праздником и днём ликования, а скорее Днём памяти и скорби. В стихотворении «Перед телевизором» поэт в полной мере отражает свою гражданскую позицию.

Слишком много всяких танков, всяких пушек и солдат.

И военные оркестры слишком яростно гремят,

и седые генералы, хоть не сами пули льют, –

но за скорые победы с наслажденьем водку пьют.

Я один. А их так много, и они горды собой,

и военные оркестры заглушают голос мой.

В 90-е годы оба писателя поддержали демократические реформы в России. Осенью 1993 года они подписали «Письмо 42-х» – письмо деятелей культуры, выступив на стороне президента России Бориса Ельцина в его конфликте с непримиримой оппозицией.

Громким событием русской литературы 90-х стал роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Горькая правда о том, какой ценой добывалась победа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, была тяжело воспринята российским обществом. Память о войне навсегда определила гражданскую позицию обоих писателей. Экскурсовод зачитал фрагмент из романа:

«Тянется и тянется по истории, и не только российской, эта вечная тема: почему такие же смертные люди, как и этот говорун-солдат, посылают и посылают себе подобных на убой? Ведь это ж выходит, брат брата во Христе предает, брат брата убивает. От самого Кремля, от гитлеровской военной конторы, до грязного окопа, к самому малому чину, к исполнителю царской или маршальской воли тянется нить, по которой следует приказ идти человеку на смерть. А солдатик, пусть он и распоследняя тварь, тоже жить хочет, один он, на всем миру и ветру, и почему именно он – горемыка, в глаза не видавший ни царя, ни вождя, ни маршала, должен лишиться единственной своей ценности – жизни? И малая частица мира сего, зовущаяся солдатом, должна противостоять двум страшным силам. Тем, что впереди, и тем, что сзади. Исхитриться должен солдатик, устоять, уцелеть, в огне-полыме, да, еще и силу сохранить для того, чтобы в качестве мужика ликвидировать последствия разрушений, ими же сотворенных. Умудриться продлить род человеческий, ведь не вожди, не цари его продляют, обратно мужики».

Это уже не военная проза – она откровенно антивоенная. И тогда, и сейчас далеко не все согласны с тем, что именно так надо рассказывать о войне. Звучали негодующие обвинения в его адрес: с таким настроением мы не победили бы в войне.

В Архиве Президентского центра хранятся документы, рассказывающие о взаимоотношениях Ельцина с представителями творческой интеллигенции – Астафьевым и Окуджавой. Ельцин отправлял поздравительные телеграммы Астафьеву на 70-летие и 75-летие. Ельцин просил Астафьева поделиться своими мыслями о развитие культуры в стране, когда готовил президентское обращение к Федеральному собранию.

В архиве есть и телеграмма с соболезнованиями семье Окуджавы в связи со смертью поэта. А также указ по увековечиванию его памяти: учреждение литературной премии его имени и установки памятника на Арбате. Через Ельцина решалась судьба дачи поэта в Переделкино – сейчас там находится его музей.

С 1996 года и Окуджава, и Астафьев входили состав Совета по культуре и искусству при президенте РФ. Кроме того, Окуджава состоял в комиссии по помилованию при президенте РФ.

В эти дни, когда мы говорим о Великой Отечественный войне, осмысляем ее, как травму не только для нашей страны, но и для всего человечества, главным свидетельством для нас должны быть не голоса генералов и политиков, а рядовых солдат, таких как писатели-фронтовики Виктор Астафьев и Булат Окуджава.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.