В феврале состоялась 91-я церемония вручения наград премии «Оскар» за заслуги в области кинематографа. Музей Бориса Ельцина подготовил специальную экскурсию о российских фильмах, получивших эту престижную премию.
24 февраля директор музея Дина Сорокина рассказала, какие российские фильмы и режиссёры становились номинантами и лауреатами одной из самых престижных премий в сфере кино.
Следует отметить, что автором художественной концепции Музея Бориса Ельцина стал режиссёр Павел Лунгин, чей фильм «Такси-блюз» также номинировался на премию «Оскар».
Премия Американской академии кинематографических искусств и наук была учреждена в 1929 году. Её традиционно вручали деятелям киноискусства за вклад в создание кинофильмов. Церемония награждения проводилась ежегодно в Лос-Анджелесе, в театре «Долби», и транслировалась в прямом эфире во многих странах мира.
Идея создания премии принадлежала главе киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» Луису Барту Майеру (уроженцу города Минска Лазарю Мееру – ред.). Он предложил ее в ноябре 1926 года для поощрения деятелей кино, внёсших значительный вклад в кинематограф США и его развитие. Однако главной причиной основания Академии стало объединение в союз всей киноиндустрии Америки: девяти кинокомпаний и пяти творческих союзов. Правила её вручения и принципы голосования неоднократно менялись. Регламент выбора победителей не раз подвергался критике, а члены Академии обвинялись в коррупции. Невзирая на это, «Оскар» остаётся самой значительной и престижной кинопремией мира.
Дина Сорокина рассказала, что советские и российские фильмы четырежды удостаивались премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», один раз как «Лучший документальный фильм» и однажды – как «Лучший короткометражный анимационный фильм». Кадры из некоторых представлены в экспозиции музея.
Экскурсия продолжилась в «Лабиринте истории ХХ века», в разделе экспозиции «Вождь», где на специальном экране транслируется отрывок из фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» 1994 года. Фильм был снят при поддержке французской студии Canal+ и является совместным производством двух стран. В 1995 году он получил премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». События картины отсылают нас к середине 1930-х – началу большого террора и массовых политических репрессий.
Не только в Америке развивался кинематограф. Директор музея подчеркнула, что процессы индустриализации на Урале, в свою очередь, совпали с созданием собственного, советского кинопроизводства. Вместе со строительством новых заводов в 1933 году в Свердловске открылась студия кинохроники, в задачи которой входила визуализация всех значимых для советской пропаганды народных проектов: демонстрация трудового подвига, передачи духа соревновательности, отражения нового прогрессивного быта трудящихся. Документальное кино было призвано показать всему миру, как сказка становится былью.
Следующая остановка в экспозиции «Великая Отечественная война». На экране транслируется отрывок из фильма Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» 1972 года, который номинировался на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Участники экскурсии увидели кадры из фильма 1942 года «Разгром немецких войск под Москвой». В ноябре 1941 года Сталин отдал распоряжение по поводу съемок документального фильма о сражениях под Москвой. Сталин потребовал лично докладывать ему о подготовке и ходе съёмок. Были определены два режиссёра: Леонид Варламов и Илья Копалин. В съёмках участвовали пятнадцать фронтовых операторов, в том числе Роман Кармен и Анатолий Крылов. И уже 23 февраля 1942 года картина вышла на экраны страны. Фильм получил Сталинскую премию.
К показу в США он был дублирован. Название заменили на Moscow Strikes Back – «Москва наносит ответный удар». В 1942 году фильм получил премию за лучший документальный фильм от Национального совета кинокритиков США. А в 1943-м – первый в СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». На латунной табличке статуэтки было написано: «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности».
За время войны Свердловская студия хроники выпустила 242 номера киножурнала «Сталинский Урал», который транслировался в кинотеатрах, красных уголках заводов и госпиталей, а также отправлялся на передовую, чтобы поднять воинский дух бойцов Советской армии.
В экспозиции «Застой» экскурсанты сделали очередную остановку и узнали, что в послевоенное время «Оскар» уступил позиции «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Однако, на период конца 60-х – начала 80-х ХХ века приходится наибольшее количество номинаций советских фильмов.
В 1969 году премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке получает фильм Сергея Бондарчука «Война и мир». Также фильм получил «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и главный приз Московского международного кинофестиваля. Первая серия фильма – «Андрей Болконский» – становится лидером проката в СССР. В 1966 году в кинотеатрах её посмотрели 58 миллионов советских зрителей. Киноэпопея «Война и мир» до сих пор является самым длинным фильмом, когда-либо удостаивавшимся «Оскара». Статуэтка передана Московскому музею кино.
В 1976 году своего «Оскара» получил советско-японский художественный фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала» – первый и единственный фильм режиссёра не на японском языке. В 1979 году «Оскара» получил поистине народный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В первый год его посмотрели почти 100 миллионов зрителей.
Сергей Бондарчук и Владимир Меньшов, несмотря на горячее желание лично получить «Оскар», не смогли выехать из страны. Госкино и КГБ не дали разрешения на выезд. За Бондарчука премию получила Людмила Савельева – актриса, сыгравшая роль Наташи Ростовой. За Владимира Меньшова получили премию сотрудники советского посольства.
Кроме того, в разные годы номинировались, но не получили «Оскара», фильмы советских режиссёров: «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева (1969); «Чайковский» Игоря Таланкина (1971); «…А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого (1972); «Белый Бим Чёрное ухо» также Станислава Ростоцкого (1978); «Частная жизнь» Юлия Райзмана (1982); и «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского (1984).
Экскурсия продолжилась в экспозиции «Перестройка». Общественно-политические процессы в стране изменили отношение к новому российскому кино. Открылись границы. У кинематографистов появились новые возможности. В постперестроечный период на «Оскар» номинировался короткометражный анимационный фильм «Корова» Александра Петрова (1989 год). Уральский аниматор трижды пытал счастья, подавая заявки в Американскую киноакадемию. Его «Русалка» номинировалась на «Оскар» в 1997 году. И только в 1999 году анимационный фильм «Старик и море» стал шестым фильмом-призером в истории российского оскароносного кино.
В зоне отдыха «под лестницей» Дина Сорокина показала на планшете фрагмент из двадцатиминутного анимационного фильма Александра Петрова «Старик и море» по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя.
Кроме «Утомлённых солнцем» Никита Михалков еще четыре раза номинировался на «Оскар»: «Очи чёрные» (1987), в котором итальянский актёр Марчелло Мастроянни был номинирован за лучшую мужскую роль; «Урга – территория любви» (1992), и «12» (2007). Картина «Сибирский цирюльник» (1999) была дисквалифицирована по причине того, что не успела выйти в коммерческий прокат в России.
90-е принесли много номинаций и только одного призера. Участвовали в конкурсной программе: «Такси-блюз» Павла Лунгина (1990); «Гагарин» Алексея Харитиди (1995); «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего (1996); «Вор» Павла Чухрая (1998). Номинировались на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» уже в новом столетии: «Монгол» Сергея Бодрова-старшего (2007); два фильма Андрея Звягинцева – «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017).
Номинанты в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» не стали призерами ни в нулевые, ни в десятые годы нового века: «Моя любовь» Александра Петрова (2007); «Уборная история – любовная история» Константина Бронзита (2008); и его же «Мы не можем жить без космоса» (2014).
Тем не менее, ежегодно российские режиссёры не теряют надежды и продолжают подавать заявки в конкурсную программу фильмов на иностранном языке Американской академии кинематографических искусств и наук – «Оскар». С сентября по январь с ними знакомится высокое жюри. Но, даже не получив премию на главном голливудском событии года, фильмы-номинанты вызывают особый интерес и собирают полные залы.