Полная версия. Антифашистская графика Кукрыниксов

24 мая 2018 г.Татьяна Филиппова
Полная версия. Антифашистская графика Кукрыниксов

Очередную «Полную версию» подготовил Музей Бориса Ельцина ко Дню Победы. Точечная экскурсия называется «Антифашистская графика Кукрыниксов: альбом «Обвинение». Она стартовала 9 мая у Стены подарков в Ельцин Центре.

Ее провела руководитель экспозиционно-выставочного отдела Марина Соколовская. Она рассказала об одном уникальном экспонате, который подарил к юбилею Победы в 1995 году президенту России Борису Ельцину художник Николай Соколов, член художественной группы «Кукрыниксы». Это иллюстрированный альбом «Обвинение» (в твердом переплете) – собрание карикатурных зарисовок с Нюрнбергского процесса. В нем представлены эскизы, рисунки, отдельные карикатуры, картины: всего 48 страниц вместе с предисловием Бориса Полевого на русском и английском языках. Его выпустило московское издательство «Советский художник» в 1969 году тиражом в 10 000 экземпляров.

С момента окончания Великой Отечественной войны прошло семьдесят три года, и это серьезный повод напомнить молодому поколению о том, какое значение имела сатирическая антифашистская графика Кукрыниксов во время войны и после нее.

Марина Соколовская зачитала свидетельство легендарного военного корреспондента Бориса Полевого о том, как Кукрыниксы входили в зал суда Нюрнбергского военного трибунала: «Сначала с огромной папкой заходил самый низенький и полный из них – Порфирий Крылов. За ним шел человек кудрявый, среднего роста, с есенинской внешностью – Николай Соколов. Замыкал группу высокий, худощавый человек с несоразмерной своему росту маленькой папкой – Борис Куприянов».

Марина рассказала, что творческий псевдоним Кукрыниксы составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества, но точно так же каждый работал и индивидуально – над портретами и пейзажами. Наибольшую известность им принесли карикатуры, шаржи, книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в их студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Москву художники приехали из разных городов России. Куприянов – из Казани, Крылов – из Тулы, Соколов – из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа. Свои работы поочередно подписывали то «Кукры», то «Крыкуп». В это время Соколов, живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись НикС. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём, как Кукрыниксы.

Максим Горький во вступлении к первой совместной с Кукрыниксами выставке отозвался о них следующим образом: «Опыт Кукрыниксов заслуживает серьезнейшего внимания и поощрения. Ибо этот опыт как будто переводит рассуждения о возможности коллективного творчества художников из теории в практику. Это главное, что я вижу в работе Кукрыниксов».

Марина Соколовская подчеркнула, что художникам удалось преодолеть трудности коллективной работы. В полную силу их коллективный талант раскрылся в годы Великой Отечественной войны. С первых дней они начали активно работать в технике плаката. Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» первым появился на улицах Москвы после нападения гитлеровской Германии на СССР. Им же принадлежат знаменитые плакаты «Превращение фрицев», «Народы предупреждают». В альбоме «Обвинение» присутствуют и их живописные работы – «Таня», на которой запечатлена Зоя Космодемьянская перед казнью, и «Бегство немцев из Новгорода». Главная работа «Обвинение», которая дала название альбому, рассказывает о том, что происходило на Нюрнбергском процессе, как вели себя обвиняемые. На картине видно, что их лица подсвечены, их реакция фиксируется на кинопленку, реакцию изучают не только военные, но и присутствующие в зале психиатры.

Картины, плакаты, карикатуры Кукрыниксов были грозным оружием.

Сын Порфирия Крылова Андрей в одном из интервью рассказывал, что Кукрыниксы, Маршак и Левитан были внесены в особый расстрельный список. Гитлер мечтал войти в Москву и повесить их на Красной площади.

Художники дружили с экипажем танка «Беспощадный», средства на который (это была Сталинская премия 1942 года) дал еще и Самуил Маршак. Маршак сочинил стихи, которые нанесли белой краской на башню танка: «Боевой огонь веди, наш тяжелый танк! В тыл фашисту заходи, бей его во фланг! Экипаж твой боевой, не смыкая глаз, выполняет боевой сталинский приказ». А рядом на броне пририсовали карикатуру: снаряд попадает в Гитлера и тот разлетается на куски.

Можно сказать, что Кукрыниксы были отчаянными людьми, хоть и выглядели совсем не по-военному. Экскурсовод показала известную работу кисти художника Корина, где коллеги так и расположились на редакционных стульях по росту – от невысокого, упитанного Крылова к высоченному, незнающему, куда девать свои длинные ноги, Куприянову. С Соколовым посередине. В окружении своих работ. В очках, галстуках, гражданских пиджаках – вполне мирные и интеллигентные на вид, они умели больно жалить идеологических противников.

По мнению Марины Соколовской, они выполняли еще одну важную функцию – поддерживали дух советских граждан, которым нужно было время, чтобы принять новую для них ситуацию войны. Вчерашним студентам, людям мирных профессий было тяжело свыкнуться с мыслью, что они воюют. Плакаты настраивали людей на то, что этот путь надо пройти. Первые дни и месяцы войны были особенно тяжелыми. Трудно было принять поражения, людские потери, оставленные города, неизвестность.

– Виктор Некрасов в «Окопах Сталинграда» подробно описывает, что чувствуют военные, которые оставляют город. Они понимают, что завтра здесь будет враг. Важно было создать такие образы, которые объясняли бы, что победа будет за нами, – поясняет Соколовская. – Плакаты Кукрыниксов действительно помогали воевать.

Листовки и плакаты сопровождали советских солдат до самого Берлина. Сатира и юмор без лишних слов поддерживали боевой дух и укрепляли веру в победу. Сегодня они, как летописи военных лет, рассказывают о том, что пришлось пережить советскому народу в годы Великой Отечественной войны.

Альбом «Обвинение» вышел спустя почти четверть века после войны. Что это было за время? В 1965 году начали праздновать День Победы на государственном уровне. До тех пор его отмечали в семьях, как личную дату. День 9 мая не был выходным. Начинают складываться новые традиции. Укрепляется антифашистская риторика. Бесконечно противопоставляются ГДР и ФРГ.

Казалось, что народы так устали от войны, что никому и в голову не придет воевать. Но начинается война во Вьетнаме, и военная тема снова становится актуальной. Книги о войне – не только инструмент памяти, но и инструмент идеологической борьбы. Кукрыниксы работающие в «Правде», как никто понимают это.

В 1965 году на экраны выходит фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Его (фильм) рассматривают не только как критику нацизма, но и как завуалированную критику советского строя.

– Картина «Обвинение» лишена этого подтекста. Она не сопоставляет советские и немецкие реалии. Она про обыденность зла, про то, как зло отказывается признавать себя злом, но пристальный взгляд художника и гражданина, который всматривается, наблюдает, размышляет – позволяет выявить это зло. Работа «Обвинение» об этом, и книга об этом. Я думаю, – подытожила Марина Соколовская – что и в 1995 году, и в наши дни, она является значимым напоминанием о том, что это зло не должно повториться.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.