Очередную «Полную версию» подготовил Музей Бориса Ельцина ко Дню Победы. Точечная экскурсия называется «Антифашистская графика Кукрыниксов: альбом «Обвинение». Она стартовала 9 мая у Стены подарков в Ельцин Центре.
Ее провела руководитель экспозиционно-выставочного отдела Марина Соколовская. Она рассказала об одном уникальном экспонате, который подарил к юбилею Победы в 1995 году президенту России Борису Ельцину художник Николай Соколов, член художественной группы «Кукрыниксы». Это иллюстрированный альбом «Обвинение» (в твердом переплете) – собрание карикатурных зарисовок с Нюрнбергского процесса. В нем представлены эскизы, рисунки, отдельные карикатуры, картины: всего 48 страниц вместе с предисловием Бориса Полевого на русском и английском языках. Его выпустило московское издательство «Советский художник» в 1969 году тиражом в 10 000 экземпляров.
С момента окончания Великой Отечественной войны прошло семьдесят три года, и это серьезный повод напомнить молодому поколению о том, какое значение имела сатирическая антифашистская графика Кукрыниксов во время войны и после нее.
Марина Соколовская зачитала свидетельство легендарного военного корреспондента Бориса Полевого о том, как Кукрыниксы входили в зал суда Нюрнбергского военного трибунала: «Сначала с огромной папкой заходил самый низенький и полный из них – Порфирий Крылов. За ним шел человек кудрявый, среднего роста, с есенинской внешностью – Николай Соколов. Замыкал группу высокий, худощавый человек с несоразмерной своему росту маленькой папкой – Борис Куприянов».
Марина рассказала, что творческий псевдоним Кукрыниксы составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества, но точно так же каждый работал и индивидуально – над портретами и пейзажами. Наибольшую известность им принесли карикатуры, шаржи, книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в их студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Москву художники приехали из разных городов России. Куприянов – из Казани, Крылов – из Тулы, Соколов – из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа. Свои работы поочередно подписывали то «Кукры», то «Крыкуп». В это время Соколов, живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись НикС. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём, как Кукрыниксы.
Максим Горький во вступлении к первой совместной с Кукрыниксами выставке отозвался о них следующим образом: «Опыт Кукрыниксов заслуживает серьезнейшего внимания и поощрения. Ибо этот опыт как будто переводит рассуждения о возможности коллективного творчества художников из теории в практику. Это главное, что я вижу в работе Кукрыниксов».
Марина Соколовская подчеркнула, что художникам удалось преодолеть трудности коллективной работы. В полную силу их коллективный талант раскрылся в годы Великой Отечественной войны. С первых дней они начали активно работать в технике плаката. Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» первым появился на улицах Москвы после нападения гитлеровской Германии на СССР. Им же принадлежат знаменитые плакаты «Превращение фрицев», «Народы предупреждают». В альбоме «Обвинение» присутствуют и их живописные работы – «Таня», на которой запечатлена Зоя Космодемьянская перед казнью, и «Бегство немцев из Новгорода». Главная работа «Обвинение», которая дала название альбому, рассказывает о том, что происходило на Нюрнбергском процессе, как вели себя обвиняемые. На картине видно, что их лица подсвечены, их реакция фиксируется на кинопленку, реакцию изучают не только военные, но и присутствующие в зале психиатры.
Картины, плакаты, карикатуры Кукрыниксов были грозным оружием.
Сын Порфирия Крылова Андрей в одном из интервью рассказывал, что Кукрыниксы, Маршак и Левитан были внесены в особый расстрельный список. Гитлер мечтал войти в Москву и повесить их на Красной площади.
Художники дружили с экипажем танка «Беспощадный», средства на который (это была Сталинская премия 1942 года) дал еще и Самуил Маршак. Маршак сочинил стихи, которые нанесли белой краской на башню танка: «Боевой огонь веди, наш тяжелый танк! В тыл фашисту заходи, бей его во фланг! Экипаж твой боевой, не смыкая глаз, выполняет боевой сталинский приказ». А рядом на броне пририсовали карикатуру: снаряд попадает в Гитлера и тот разлетается на куски.
Можно сказать, что Кукрыниксы были отчаянными людьми, хоть и выглядели совсем не по-военному. Экскурсовод показала известную работу кисти художника Корина, где коллеги так и расположились на редакционных стульях по росту – от невысокого, упитанного Крылова к высоченному, незнающему, куда девать свои длинные ноги, Куприянову. С Соколовым посередине. В окружении своих работ. В очках, галстуках, гражданских пиджаках – вполне мирные и интеллигентные на вид, они умели больно жалить идеологических противников.
По мнению Марины Соколовской, они выполняли еще одну важную функцию – поддерживали дух советских граждан, которым нужно было время, чтобы принять новую для них ситуацию войны. Вчерашним студентам, людям мирных профессий было тяжело свыкнуться с мыслью, что они воюют. Плакаты настраивали людей на то, что этот путь надо пройти. Первые дни и месяцы войны были особенно тяжелыми. Трудно было принять поражения, людские потери, оставленные города, неизвестность.
– Виктор Некрасов в «Окопах Сталинграда» подробно описывает, что чувствуют военные, которые оставляют город. Они понимают, что завтра здесь будет враг. Важно было создать такие образы, которые объясняли бы, что победа будет за нами, – поясняет Соколовская. – Плакаты Кукрыниксов действительно помогали воевать.
Листовки и плакаты сопровождали советских солдат до самого Берлина. Сатира и юмор без лишних слов поддерживали боевой дух и укрепляли веру в победу. Сегодня они, как летописи военных лет, рассказывают о том, что пришлось пережить советскому народу в годы Великой Отечественной войны.
Альбом «Обвинение» вышел спустя почти четверть века после войны. Что это было за время? В 1965 году начали праздновать День Победы на государственном уровне. До тех пор его отмечали в семьях, как личную дату. День 9 мая не был выходным. Начинают складываться новые традиции. Укрепляется антифашистская риторика. Бесконечно противопоставляются ГДР и ФРГ.
Казалось, что народы так устали от войны, что никому и в голову не придет воевать. Но начинается война во Вьетнаме, и военная тема снова становится актуальной. Книги о войне – не только инструмент памяти, но и инструмент идеологической борьбы. Кукрыниксы работающие в «Правде», как никто понимают это.
В 1965 году на экраны выходит фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Его (фильм) рассматривают не только как критику нацизма, но и как завуалированную критику советского строя.
– Картина «Обвинение» лишена этого подтекста. Она не сопоставляет советские и немецкие реалии. Она про обыденность зла, про то, как зло отказывается признавать себя злом, но пристальный взгляд художника и гражданина, который всматривается, наблюдает, размышляет – позволяет выявить это зло. Работа «Обвинение» об этом, и книга об этом. Я думаю, – подытожила Марина Соколовская – что и в 1995 году, и в наши дни, она является значимым напоминанием о том, что это зло не должно повториться.