Политическая культура античности: современный контекст

4 апреля 2016 г.Татьяна Филиппова
Политическая культура античности: современный контекст

В последний день марта в Образовательном центре Ельцин Центра лекцию «Политическая культура античности» прочитал историк, кандидат исторических наук Павел Рубцов. Он проанализировал тезис швейцарского историка культуры Якоба Буркхардта о том, что европейская цивилизация развивалась в непрестанном диалоге с античной культурой.

Тема заинтересовала будущих юристов, философов и политологов, а также студентов-историков и преподавателей. Посетили лекцию и завсегдатаи лектория в книжном «Пиотровский». Лектор признался, что рассчитывал на более академическую публику, но рад, что политическая культура античности привлекает самую широкую аудиторию.

– Еще в XIX веке Якоб Буркхардт говорил: «Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи». Европейская цивилизация развивалась в осмыслении греческого наследия. Зарождались новые подходы к пониманию политического и общественного пространства античности. Обращаясь к ней, мы видим, что политика не сводится к набору инструментов. Ее важнейшая часть состоит в установках, ценностях и настроениях, которые разделяют политически активные представители общества. Анализ политического уклада античных городов-государств проясняет, как соотносится культура Греции V-IV веков до нашей эры с современным политическим контекстом, и полезен ли нам опыт античных обществ сегодня.

Демократия и гражданское общество

Лектор предупреждает, что было бы неправильно отрывать политические модели античности от культурного контекста повседневности и рассматривать их вне исторической ситуации, в которой они зарождались. «Политическая культура» как концепт появилась в послевоенное время с целью выровнять демократическое поле освобожденных государств. Она складывалась на основе культурных традиций и общечеловеческих ценностей. Политическая культура, как мы ее понимаем сегодня, очень быстро проникла во все социальные науки и политическую лексику.

Но само словосочетание «политическая культура» возникло в связи с изучением либо древнегреческого полиса, либо римской республики и более связана с демократией и гражданским обществом.

Следует отметить, что нет политической античности в единственном лице. Есть множественные политические культуры античностей – от архаической древней Греции и до поздней римской империи. Это разные типы управления, c наследуемыми в них элементами политической культуры.

– Мы смотрим на античное общество глазами аристократов, – говорит Павел Рубцов. – Взгляд элиты на политику и власть специфичен. Не сохранилось источников, свидетельствующих о том, какое отношение к политической культуре имели рядовые граждане. Сегодня, когда происходит переосмысление политики в целом, нам особенно интересно посмотреть на политическую культуру в широком историческом аспекте. Возможно, для того, чтобы проделать работу над ошибками.

Рубцов оговаривается, что современные исследователи вынуждены прибегать к некоторым допущениям. Хотя бы потому, что такого государства как Греция в античности не существовало. Греция – это условное название более тысячи полисов (городов-государств), которые появились в архаический период от Испании до Черного моря – все они были автономными, независимыми административными единицами. В отличие от современного общества, эти города-государства определяли себя через гражданский коллектив. «Полис – это не корабли и стены. Полис – это граждане», – говорил Фукидид, крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки.

– Мы живем в России, и российская территория – это часть нашей идентичности, – подчеркивает Рубцов. – У эллинов гражданство – часть их идентичности. Потеряв Афины, граждане не потеряли свою идентичность. Они остались афинянами без территории. Мы постоянно ссылаемся на Афины благодаря Аристотелю. До нас дошла его «Афинская полития» – трактат о государственном устройстве Афин. По ней историки судят об остальных. Если бы сохранилось и дошло до нас описание ста пятидесяти восьми, упомянутых Аристотелем, других политий, неизвестно, как ученые относились бы к античной истории.

Демократия и агонистика

Гражданином-политосом в Афинах 451 г. до нашей эры называли мужчину, который достигал определенного возраста и был сыном гражданина и гражданки. Граждане составляли 1/6 часть населения греческого полиса. Остальные – это женщины разных сословий, несовершеннолетние, рабы и те, кого мы сегодня называем гастарбайтерами – ксены – пришлый рабочий люд. Их не наделяли гражданскими правами, хотя среди них могли быть состоятельные и уважаемые люди. Рабы были собственностью господ, и на них не распространялись политические отношения.

Такой небольшой гражданский коллектив принимал все основные решения. Не олигархи и собственники, а граждане, которые были равны. Именно гражданский коллектив был носителем политической власти. И Греция, и Рим были государствами с небольшой разницей в достатке граждан. Аристократами считались те, кто был ловок, силен, умен, кто умел убеждать других. Они были обязаны постоянно подтверждать свой аристократизм. Из этого соревнования родились Олимпийские игры. Агонистика – стремление к состязаниям во всех сферах жизни – стала главным принципом греческого общества и структурообразующим элементом общественной жизни. Агон формирует повседневную жизнь, превращаясь в традицию, глубоко укоренившуюся в обществе. Агональность присутствует в политической, военной и правовой сферах, это состязание в мудрости, мужестве, богатстве, красноречии. Само понятие «агонального» ввел в научный обиход Буркхардт, будучи первым, кто заговорил о политической культуре античности, как об образце гражданского и политического устройства.

– Равноправие и агональность определили политическую культуру античности. Не просто так люди получали должности, не просто так они добивались почестей. Даже годы отсчитывались по именам магистратов, что фиксировалось в анналах истории – погодовых записях событий, связанных с жизнью полиса. Афинская демократия нивелировала агональность. Выдающиеся граждане, в чьих руках сосредотачивалось управление полисом, давали антитираническую клятву. Борцы за власть, те, кто намеренно выделялись из гражданского коллектива и представляли угрозу демократии, подвергались остракизму. У них не отнимали землю и имущество, не лишали гражданства, а просто изгоняли из города на какое-то время. Те же, кто создали базис политической теории – Платон, Аристотель, Полибий – откровенно негативно относились к демократии. Им ближе меритокра́тия – «власть достойных», независимая от социального происхождения и финансового достатка.

В тесноте, да не в обиде

Лектор задается вопросом, почему у граждан полисов не было конституции? Почему их публичное право в правовом поле присутствует лишь узенькой прослойкой. Оказывается, все отношения регулируются традицией, основанной на внутреннем, глубинном восприятии норм и правил. Нет ни одной конституционной нормы, которая бы определяла границы власти магистрата или института, как это происходит в современных конституциях. Пока правила демократии и агональности устраивают всех членов коллектива, в общине граждан существует порядок. Как только правила нарушаются, возникает коллапс. Политическая культура не пропадает даже когда полисы встраиваются в более глобальные структуры. Римская империя была образована как конгломерат городов-государств. Идентичность полиса сохранялась. Империя управлялась очень небольшим количеством должностных лиц. Пятьюдесятью миллионами римских граждан управлял аппарат из десяти тысяч чиновников. В средневековом Китае в двадцать пять раз больше. Полисная автономия позволяла в значительной мере сокращать чиновничий аппарат. Элементы, которые были заложены еще в архаике и вплоть до поздней римской империи определяли политическую культуру античности, были связаны со специфическим способом политической коммуникации и специфическим местом политической коммуникации – теснотой и персонификацией. Пока есть место для коммуникации и межличностное общение на месте коммуникации – сохраняется полисная демократия, которая и определяет политическую культуру античности.

По окончанию лекции Павлу Рубцову задали вопросы о рабовладении в Греции, влиянии религии на культуру античности, аристократизме, привилегиях и возникновении иерархий. Отвечая на вопросы, Рубцов говорил о переосмыслении античности и новых интерпретациях. Тема античности – основополагающая в культуре. Не зря эллинскую культуру называют колыбелью цивилизации. Поздняя античность подарила миру три могущественных цивилизации: западноевропейскую, византийскую, исламскую. Сегодня у многих возникает желание обратиться к истокам. Лектор перечислил несколько научных изданий и авторов, которые сегодня исследуют политическую культуру – их следовало бы прочитать.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.