В последний день марта в Образовательном центре Ельцин Центра лекцию «Политическая культура античности» прочитал историк, кандидат исторических наук Павел Рубцов. Он проанализировал тезис швейцарского историка культуры Якоба Буркхардта о том, что европейская цивилизация развивалась в непрестанном диалоге с античной культурой.
Тема заинтересовала будущих юристов, философов и политологов, а также студентов-историков и преподавателей. Посетили лекцию и завсегдатаи лектория в книжном «Пиотровский». Лектор признался, что рассчитывал на более академическую публику, но рад, что политическая культура античности привлекает самую широкую аудиторию.
– Еще в XIX веке Якоб Буркхардт говорил: «Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи». Европейская цивилизация развивалась в осмыслении греческого наследия. Зарождались новые подходы к пониманию политического и общественного пространства античности. Обращаясь к ней, мы видим, что политика не сводится к набору инструментов. Ее важнейшая часть состоит в установках, ценностях и настроениях, которые разделяют политически активные представители общества. Анализ политического уклада античных городов-государств проясняет, как соотносится культура Греции V-IV веков до нашей эры с современным политическим контекстом, и полезен ли нам опыт античных обществ сегодня.
Демократия и гражданское общество
Лектор предупреждает, что было бы неправильно отрывать политические модели античности от культурного контекста повседневности и рассматривать их вне исторической ситуации, в которой они зарождались. «Политическая культура» как концепт появилась в послевоенное время с целью выровнять демократическое поле освобожденных государств. Она складывалась на основе культурных традиций и общечеловеческих ценностей. Политическая культура, как мы ее понимаем сегодня, очень быстро проникла во все социальные науки и политическую лексику.
Но само словосочетание «политическая культура» возникло в связи с изучением либо древнегреческого полиса, либо римской республики и более связана с демократией и гражданским обществом.
Следует отметить, что нет политической античности в единственном лице. Есть множественные политические культуры античностей – от архаической древней Греции и до поздней римской империи. Это разные типы управления, c наследуемыми в них элементами политической культуры.
– Мы смотрим на античное общество глазами аристократов, – говорит Павел Рубцов. – Взгляд элиты на политику и власть специфичен. Не сохранилось источников, свидетельствующих о том, какое отношение к политической культуре имели рядовые граждане. Сегодня, когда происходит переосмысление политики в целом, нам особенно интересно посмотреть на политическую культуру в широком историческом аспекте. Возможно, для того, чтобы проделать работу над ошибками.
Рубцов оговаривается, что современные исследователи вынуждены прибегать к некоторым допущениям. Хотя бы потому, что такого государства как Греция в античности не существовало. Греция – это условное название более тысячи полисов (городов-государств), которые появились в архаический период от Испании до Черного моря – все они были автономными, независимыми административными единицами. В отличие от современного общества, эти города-государства определяли себя через гражданский коллектив. «Полис – это не корабли и стены. Полис – это граждане», – говорил Фукидид, крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки.
– Мы живем в России, и российская территория – это часть нашей идентичности, – подчеркивает Рубцов. – У эллинов гражданство – часть их идентичности. Потеряв Афины, граждане не потеряли свою идентичность. Они остались афинянами без территории. Мы постоянно ссылаемся на Афины благодаря Аристотелю. До нас дошла его «Афинская полития» – трактат о государственном устройстве Афин. По ней историки судят об остальных. Если бы сохранилось и дошло до нас описание ста пятидесяти восьми, упомянутых Аристотелем, других политий, неизвестно, как ученые относились бы к античной истории.
Демократия и агонистика
Гражданином-политосом в Афинах 451 г. до нашей эры называли мужчину, который достигал определенного возраста и был сыном гражданина и гражданки. Граждане составляли 1/6 часть населения греческого полиса. Остальные – это женщины разных сословий, несовершеннолетние, рабы и те, кого мы сегодня называем гастарбайтерами – ксены – пришлый рабочий люд. Их не наделяли гражданскими правами, хотя среди них могли быть состоятельные и уважаемые люди. Рабы были собственностью господ, и на них не распространялись политические отношения.
Такой небольшой гражданский коллектив принимал все основные решения. Не олигархи и собственники, а граждане, которые были равны. Именно гражданский коллектив был носителем политической власти. И Греция, и Рим были государствами с небольшой разницей в достатке граждан. Аристократами считались те, кто был ловок, силен, умен, кто умел убеждать других. Они были обязаны постоянно подтверждать свой аристократизм. Из этого соревнования родились Олимпийские игры. Агонистика – стремление к состязаниям во всех сферах жизни – стала главным принципом греческого общества и структурообразующим элементом общественной жизни. Агон формирует повседневную жизнь, превращаясь в традицию, глубоко укоренившуюся в обществе. Агональность присутствует в политической, военной и правовой сферах, это состязание в мудрости, мужестве, богатстве, красноречии. Само понятие «агонального» ввел в научный обиход Буркхардт, будучи первым, кто заговорил о политической культуре античности, как об образце гражданского и политического устройства.
– Равноправие и агональность определили политическую культуру античности. Не просто так люди получали должности, не просто так они добивались почестей. Даже годы отсчитывались по именам магистратов, что фиксировалось в анналах истории – погодовых записях событий, связанных с жизнью полиса. Афинская демократия нивелировала агональность. Выдающиеся граждане, в чьих руках сосредотачивалось управление полисом, давали антитираническую клятву. Борцы за власть, те, кто намеренно выделялись из гражданского коллектива и представляли угрозу демократии, подвергались остракизму. У них не отнимали землю и имущество, не лишали гражданства, а просто изгоняли из города на какое-то время. Те же, кто создали базис политической теории – Платон, Аристотель, Полибий – откровенно негативно относились к демократии. Им ближе меритокра́тия – «власть достойных», независимая от социального происхождения и финансового достатка.
В тесноте, да не в обиде
Лектор задается вопросом, почему у граждан полисов не было конституции? Почему их публичное право в правовом поле присутствует лишь узенькой прослойкой. Оказывается, все отношения регулируются традицией, основанной на внутреннем, глубинном восприятии норм и правил. Нет ни одной конституционной нормы, которая бы определяла границы власти магистрата или института, как это происходит в современных конституциях. Пока правила демократии и агональности устраивают всех членов коллектива, в общине граждан существует порядок. Как только правила нарушаются, возникает коллапс. Политическая культура не пропадает даже когда полисы встраиваются в более глобальные структуры. Римская империя была образована как конгломерат городов-государств. Идентичность полиса сохранялась. Империя управлялась очень небольшим количеством должностных лиц. Пятьюдесятью миллионами римских граждан управлял аппарат из десяти тысяч чиновников. В средневековом Китае в двадцать пять раз больше. Полисная автономия позволяла в значительной мере сокращать чиновничий аппарат. Элементы, которые были заложены еще в архаике и вплоть до поздней римской империи определяли политическую культуру античности, были связаны со специфическим способом политической коммуникации и специфическим местом политической коммуникации – теснотой и персонификацией. Пока есть место для коммуникации и межличностное общение на месте коммуникации – сохраняется полисная демократия, которая и определяет политическую культуру античности.
По окончанию лекции Павлу Рубцову задали вопросы о рабовладении в Греции, влиянии религии на культуру античности, аристократизме, привилегиях и возникновении иерархий. Отвечая на вопросы, Рубцов говорил о переосмыслении античности и новых интерпретациях. Тема античности – основополагающая в культуре. Не зря эллинскую культуру называют колыбелью цивилизации. Поздняя античность подарила миру три могущественных цивилизации: западноевропейскую, византийскую, исламскую. Сегодня у многих возникает желание обратиться к истокам. Лектор перечислил несколько научных изданий и авторов, которые сегодня исследуют политическую культуру – их следовало бы прочитать.