Поэт Юрий Ряшенцев: о Ельцине слагали легенды

9 августа 2018 г.Анна Матюхина
Поэт Юрий Ряшенцев: о Ельцине слагали легенды

В Президентском центре Б.Н. Ельцина 25 июля состоялся «Другой разговор» журналиста Валерия Выжутовича с известным поэтом и автором текстов множества хитов Юрием Ряшенцевым.

Его отца репрессировали в 1938-м, а отчима – в 1949 году. Поэтому ему «не светило» поступление в МГУ, как и широко распахнутое окно в мир большой литературы. Но он выбился в люди. В 1962 году вошел в редколлегию журнала «Юность», в 1967 издал первый стихотворный сборник «Очаг», трижды становился победителем Всесоюзного конкурса на лучший перевод.

Народную любовь ему принесли тексты популярных песен, прозвучавших в известных кинофильмах «Д`Артаньян и три мушкетера», «Гардемарины, вперед!», «Забытая мелодия для флейты» и многих других. С ним сотрудничали лучшие композиторы Советского Союза – Эдуард Артемьев и Максим Дунаевский, Давид Тухманов и Юрий Саульский, Александр Зацепин и Анатолий Кролл. Он – поэт редкой судьбы и дара.

Встреча с Юрием Ряшенцевым превратилась в полноценный творческий вечер, сочетающий воспоминания и рассуждения с чтением прозы и стихов.

Модератор встречи Валерий Выжутович не мог не спросить об отношении Юрия Ряшенцева к знаменитому фильму «Д`Артаньян и три мушкетера», в котором звучали шлягеры, написанные поэтом совместно с композитором Максимом Дунаевским.

– Нам казалось, что фильму «Д`Артаньян и три мушкетера» не хватает ироничности, - ответил Ряшенцев. – Но прошли годы, фильм не устают показывать. И теперь я к фильму хорошо отношусь. Вообще за что любить Д`Артаньяна? Карьерист, нагловатый молодой человек. Мушкетеры далеко не лапочки: Атос пьяница, Портос строил жизнь через женщин, Арамис странный. Почему их любят? За дружбу, которая делает мушкетеров своими.

Также Валерий Выжутович поинтересовался, в чем секрет создания шлягера.

– Я не могу это объяснить, не мое дело сочинять песни, – пояснил Юрий Ряшенцев. – У меня другая задача. Режиссеру нужно найти сюжетный поворот, а мне выполнить задачу. Я никогда не считал сочинение песен своей профессией, по-настоящему мне интересно только писать стихи. И я боюсь расстроить людей, которые знают мои песни, когда перед ними появляется грустный меланхоличный поэт, который видел много плохого и пытается себе объяснить, как получается, что мы любим людей, а потом их теряем.

Рассказал поэт и об общении с Юлием Кимом, с которым Ряшенцев дружен еще со студенческой скамьи. К слову, он учился в Московском педагогическом институте им. Ленина и с другими известными деятелями культуры – Петром Фоменко и Юрием Визбором.

Поведал Юрий Ряшенцев о работе с режиссером Эльдаром Рязановым над фильмами «Забытая мелодия для флейты» и «Андерсен. Жизнь без любви», а также рассказал о знакомстве с актрисой Людмилой Гурченко.

– Одна из самых больших радостей в моей профессии – общение с талантливыми людьми, - отметил поэт.

Аудиторию же интересовали и отношение поэта к авторскому праву, и его любимые проекты. Кроме общения с поклонниками, Юрий Ряшенцев нашел время для посещения Музея Б.Н. Ельцина и интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина.

– Воспоминания о Екатеринбурге у меня связаны с Театром музыкальной комедии, - рассказал Юрий Ряшенцев. – Мы тогда толком ничего и не посмотрели, кроме театра и гостиницы. Все было серо, однообразно. Сейчас, когда я въезжал в Екатеринбург, меня поразило полное отсутствие пригородов: сразу начался непровинциальный город. Ельцин Центр – прелестное место, мы сидели в ресторане перед открытыми окнами, и у меня было ощущение, что мы находимся в южном курортном городе. Я побывал в Музее Б.Н. Ельцина – это очень хороший и здорово придуманный музей, и я могу поздравить с ним горожан. Борис Николаевич Ельцин мне очень симпатичен, он был незлопамятным и легко прощал своих врагов. Помню, когда был осаждён Белый дом, я как будто впервые увидел средневековую войну. Мне было трудно представить, что я, коренной москвич, могу жить в городе, где идет война. Я многое помню. Когда я вижу Руцкого, который рассказывает о своем положении в те дни, то вспоминаю, как в 1993 году он кричал: «Вперед, на Останкино!». В 1991 году мы с друзьями поехали к Белому дому. Помню, как через Садовое кольцо шла толпа по направлению к Красной Пресне. И на это смотрели люди. И один пожилой человек спросил у молодого: «Куда же мы идем?» А тот ответил: «К нормальной жизни, дедушка». Это выражало настроение в Москве и было показательно. Интеллигенция была настроена однозначно: Ельцин был любим, и о нем складывались легенды. Думаю, многое было задумано и сделано с хорошими намерениями. И мне не очень нравится, когда противопоставляют Ельцина и Горбачева, потому что вначале они делали одно дело. Я за всю свою жизнь не видел таких руководителей. Я привык к другим, от которых слова нормального не дождешься. В музее я прошел через зал, иллюстрирующий пустой магазин. Помню, у моей мамы был больной желудок, так что с утра я должен был доставать для нее свежий кефир. Я ездил по району, пытаясь его купить. Оказывалось, что в один магазин кефир не завезли, в другом будет после обеда, а в третьем не будет вообще. Сейчас нет этой проблемы, несмотря на то, что тяжело жить и плохо с деньгами. За одно то, что этой проблемы нет, стоит быть благодарным человеку, которому посвящен Ельцин Центр.

– Вдохновили ли вас события 1991-го года?

– Нет, я политических стихов не писал, но везде это время отражено, почти во всех стихотворениях, но не напрямую.

– В вашей семье двое репрессированных. Как это сказалось на вашей творческой судьбе?

– Я почти не знал своего отца, он был репрессирован в 1938 году, а я родился в 1931-м. Но он с нами почти не жил, выполнял задачу партии по строительству Петропавловска-на-Камчатке. Я его видел один или два раза в жизни. А потом был репрессирован мой отчим. Это не позволило мне даже в Пединститут поступить, так что я пробивался туда благодаря физкультурным успехам.

То есть пробивались вопреки?

– Конечно. Это был идеологический фронт. Я был нормальный мальчик, комсомолец, но впервые почувствовал себя человеком второго сорта. В результате я очень поздно издал первую книгу, поздно вступил в Союз писателей. С существующим тогда представлением о патриотизме я не совпадал, считалось, что Чухонцев и Ряшенцев пишут «странные» стихи. При этом мы работали в популярном журнале «Юность» и как его работники были в порядке. Диссидентом я никогда не был. Но как авторов нас отодвигали: ни одного упоминания о Ленине, Сталине, партии ни в одном стихотворении никогда не было. Могли напечатать одно-два стихотворения в год, и широко печататься я начал одновременно с большими переменами в стране.

– Почему не пошли на компромисс и не упомянули?

– Я никогда не верил в это, вот и не писал.

В журнале «Юность», начиная с 1962 года, вы работали с молодыми поэтами. Кто из них вам запомнился?

– Двое. Алексей Дидуров, замечательный поэт. Он не печатался и жил на то, что собирал бутылки. Дидуров уникальный человек, который долгое время возглавлял рок-кабаре, которое состояло из молодых талантливых поэтов. Когда-то он привел девочку, которая писала очень интересные стихи, Инну Кабыш. Она сейчас известная поэтесса, издала книги. Эти два человека моя гордость.

Как появлялись стихи, которые потом становились основой для песен, прозвучавших в популярных кинолентах? Знакомились ли вы предварительно с киноматериалом, слушали ли музыку, общались ли с режиссерами?

– Марк Розовский когда-то увлек меня идеей поставить спектакль «Бедная Лиза». Я создал поэтическую сюиту, к которой он написал музыку и это потом стало спектаклем. В кино все происходит по-другому. Режиссер ограничивает временем и точными задачами. Когда режиссеры увидели, что я умею это делать, стали ко мне обращаться. Композиторы, с которыми я сотрудничал, – мои друзья. Как правило, композиторы опирались уже на тексты. Тексты для песен «Д`Артаньян и три мушкетера» практически все возникли вначале, тексты к фильмам режиссера Евгения Гинзбурга также. В работе же с Артемьевым мне приходилось делать подтекстовки. Возможно, мы будем работать вместе над «Щелкунчиком», где прозвучит музыка Чайковского в аранжировке Артемьева, и тогда подтекстовки там точно будут.

– Какие из фильмов, в которых звучат песни на ваши стихи, вы любите пересматривать?

– Мне нравились фильмы Евгения Гинзбурга, который трепетно относился к поэтическим текстам.

Вы работали над русской версией известного мюзикла «Метро». Чем она вас привлекла?

– Когда Катерина Гечмен-Вальдек приехала и начала уговаривать меня с супругой сделать эту работу, нас это не убедило. Тогда она пригласила нас в Польшу, посмотреть этот спектакль. Первые же минуты все решили. Это был мюзикл, который мы никогда в России не видели. Мы были очарованы и очень захотели сделать спектакль в Москве в русской аранжировке, с русскими судьбами. И был грандиозный успех.

Какие книги сегодня, на ваш взгляд, выражают дух времени и обратили на себя ваше внимание?

– Я не критик, мне трудно говорить. На меня произвела сильное впечатление книга стихов киевского поэта Александра Кабанова, также книга уже ушедшего Дениса Новикова. Много говорят о поэтессе Вере Полозковой, но я не могу составить о ней свое впечатление.

Другие новости

Кино

Мастер мокьюментари Михаил Местецкий

Мастер мокьюментари Михаил Местецкий
В Ельцин Центре 5 сентября прошла первая встреча второго сезона образовательной программы «Отечественная история в кинематографических свидетельствах: правда, постправда, ложь». Открыл сезон российский мастер Михаил Местецкий: режиссер «Тряпичного союза», «Незначительных подробностей случайного эпизода», сценарист «Легенды №17», «Хорошего мальчика» и идейный вдохновитель музыкального бэнда «Шкловский».
11 сентября 2019 г.
Книги

«Революция» Эмманюэля Макрона дошла до Москвы

«Революция» Эмманюэля Макрона дошла до Москвы
На днях из печати вышла (в русском переводе) книга французского президента Эманнюэля Макрона «Революция». Книгу выпустило издательство МГУ, тираж – две тысячи. У русского издания – особая, не простая судьба, это проект. В его реализации принял участие и Президентский центр Б.Н. Ельцина.
11 сентября 2019 г.
Дети

День знаний в Ельцин Центре

День знаний в Ельцин Центре
В Ельцин Центре 2 сентября отметили День знаний. Школьников от 7 до 17 лет знакомили с современными профессиями, а в зале Свободы старшеклассники состязались в знании новейшей истории страны.
7 сентября 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.