Традиции старообрядчества помогли до наших дней сохранить музыкальное наследие древней Руси. Услышать, как поют староверы на богослужении, а также познакомиться с историей, теорией и особенностями уникального знаменного распева позволила прошедшая 7 августа в Ельцин Центре лекция-концерт «Древнерусское пение на Урале».
Это мероприятие стало частью специальной программы, подготовленной к выставке «Право веры». В нём приняли участие кандидат исторических наук, исследователь и практик знаменного распева Анна Михеева, этнолог, старообрядец часовенного согласия Вячеслав Печняк и певческий коллектив «Анести» из посёлка Шамары, созданный на базе клиросного хора храма Рождества Иоанна Предтечи Белокриницкого согласия.
Древнерусская богослужебная традиция сложилась на основе византийской церковной культуры. Первоначально службы в храмах совершались на греческом языке и греческими певчими, но постепенно на Руси складывается самобытное церковное пение, основным видом которого становится знаменный распев, получивший своё название от знаков, использовавшихся для записи мелодий, – знамён или крюков.
– Знаменный распев можно сравнить с византийской иконописью – плоскостной и немного отрешённой, поэтому он, как и икона, передаёт нечто духовное и неземное, а не страсти человеческие, – отметила Михеева. – Древнерусское музыкальное мышление принципиально отличается от привычного нам, люди мыслили не гармонически и не многоголосо, а особыми структурными элементами, из которых собиралась мелодия. И этот пласт культурного наследия древней Руси дошёл до наших дней благодаря живой традиции старообрядчества, именно староверы сохранили и развили древнерусскую певческую традицию.
Знаменное пение – одноголосное, оно звучит не совсем привычно для современного слушателя, который привык к классической европейской гармонии. В знаменном распеве нет четкого чередования сильных и слабых долей, ритмика отталкивается от слова, поскольку христианское церковное пение произошло от мелодического чтения. Сама мелодия достаточно линейная, в ней нет больших скачков, что связано с особым музыкальным ладом. В древнерусском звукоряде отсутствует главный звук – тоника, к которой тянутся остальные звуки, поэтому мелодия разворачивается горизонтально, и невозможно сказать, чем она закончится, пока не прослушаешь её до конца.
Византия дала Руси уникальную безлинейную нотную запись, которая совершенно не похожа на привычную нам линейную итальянскую. Знамёна или крюки, применявшиеся для записи мелодий, ведут своё происхождение от ранневизантийских певческих знаков – невм.
– Знаменная нотация не была статична, она менялась и развивалась на протяжении нескольких веков. Если ноты условно можно сравнить с буквами, то знамёна, крюки – с иероглифами. Крюков несколько десятков, они могут означать от одного до пяти звуков, поэтому каждый такой знак содержит в себе очень много информации о том, сколько будет звуков в этом крюке, в какую сторону идёт движение мелодии, какой длительности будет звук, делается ли на нём акцент, – пояснила Михеева.
Говоря про знаменный распев, нельзя не упомянуть и такое понятие, как осмогласие – систему восьми стандартных распевов или гласов, которые исполняются в храме друг за другом в соответствии с церковным календарем. С помощью этих мелодических моделей оформлялось и сейчас оформляется у староверов богослужение. Своё собственное осмогласие есть в русской православной церкви и у католиков. Начало этой системе положил обычай в каждый из восьми дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев, на который можно положить не один религиозный текст, а несколько.
Кроме знаменного, были и другие варианты распевов. Например, родственный ему путевой – очень протяжный, спокойный и поступательный. Его использовали на наиболее значимых, торжественных церковных службах. Однако церковная музыка никогда не была для старообрядцев лишь элементом украшения службы. Они до сих пор подчеркивают, что богослужебное пение не обязано быть красивым, куда важнее строгость исполнения, чтобы красота мелодии не уводила ум от молитвы.
Вячеслав Печняк к рассказу Анны Михеевой о музыкальной теории и истории добавил тот факт, что у староверов знаменное пение не каноническое, а очень разнообразное, отличающееся по структуре распева, по своим отправным точкам. На такое пение оказывает большое влияние диалект поющих, а также устная традиция, сложившаяся в среде обитания.
– В разных местах обитания староверов очень отличается мелодика, подача, манера исполнения, потому что поют разные люди, с различными голосовыми тембрами, которые дала им природа. Певческие традиции отличаются даже внутри одного старообрядческого согласия, – подчеркнул Печняк. – У нас на Урале, в Невьянске складывается своя особая традиция знаменного пения, которая близка к средневековой, рассчитанной на пение ансамблем, а не хором. Уральский распев витиеватый, ему свойственны сложные мелодические обороты. А ещё для этой традиции характерно очень громкое пение. Такую манеру исполнения связывают зачастую с тем, что староверы, оставшись без храмов, в своих избах старались, чтобы Бог их услышал.
Он также отметил, что на церковнославянском языке пение и чтение – это синонимы. Церковное распевное чтение – особый язык, особая звуковая система, особые правила произношения. Ему свойственна вокализация, но при этом мелодическая линия не угадывается, её крайне сложно разбить на составляющие, она идет одной волной.
Чтение во многих старообрядческих общинах сегодня, как и в древности, совершается по погласицам – своего рода напевам, которые не фиксируются крюками, а передаются из поколения в поколение устно.
– Если мы посмотрим церковные книги XI-XII веков, то в псалтырях можно увидеть разноцветные точки между буквами и некоторыми словами текста. У исследователей есть предположение, что это маркеры для того, чтобы чтец знал, где брать дыхание и делать остановку, когда читаются погласицы. Грамота у нас одна, но когда собираются люди с индивидуальными тембрами голоса и диалектом, то получается своеобразное прочтение конкретного источника. Это и есть традиция, а традиций очень много, – резюмировал Печняк. – Но чем их больше, тем лучше, потому что Бог любит разнообразие.
Рассказ о древнерусском пении Михеева и Печняк завершили собственным исполнением «по крюкам» тропаря Успения Пресвятой Богородицы, озвучив часть одной из старообрядческих рукописей конца XVIII века, которая хранится в Лаборатории археографических исследований (ЛАИ) Уральского федерального университета.
А затем богослужебные песнопения прозвучали уже в исполнении коллектива «Анести» из уральского посёлка Шамары. Как и в других старообрядческих храмах, в Шамарах во время богослужения на клиросах поют любители – люди, зачастую не имеющие специального музыкального образования. Певческая традиция в старообрядческих общинах передается от поколения к поколению.
Услышать пение «Анести» в Ельцин Центре – бесценно, коллектив никогда не выступает с концертами, а поёт лишь в своём храме, на клиросе.