В Ельцин Центре 10 сентября на площадке Театральной платформы «В Центре» состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса пьес о 90-х «Зачем я это помню?»
В этом году жюри определило четырёх победителей. Третье место поделили два автора. Все четверо смогли приехать на церемонию вручения наград и дипломов — из Владивостока и Санкт-Петербурга. Автор занявшей первое место пьесы «Слушай, пухлая, план такой…» Светлана Баженова с недавнего времени проживает в Екатеринбурге.
Конкурс пьес о 90-х стартовал традиционно 1 февраля, в день рождения первого президента России Бориса Ельцина, и завершился 31 мая 2022 года. В этом году в нём участвовало больше профессионалов. Конкурс показал, что интерес к 90-м растёт, становится более предметным и глубоким. Победители конкурса оказались людьми более зрелыми в возрастном плане, их детство и юность пришлись как раз на это время.
Удивительна география конкурса. В нём участвовали семьдесят шесть пьес из Германии, Украины, Израиля, Беларуси, Финляндии, Казахстана, Португалии, Узбекистана. Российские авторы представляли Екатеринбург, Москву, Санкт-Петербург, Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. В возрастном цензе лидировала группа от тридцати до сорока лет. Затем авторы в возрасте старше шестидесяти. На третьем месте те, кому от сорока до пятидесяти. Самому младшему участнику едва исполнилось восемнадцать.
Победителями оказались молодые авторы, которым ближе к тридцати. Мобильные, активные, они с удовольствием прогулялись с экскурсоводом по городу, посетили Музей Бориса Ельцина, познакомились с Ельцин Центром.
Специально для них была проведена яркая, гротескная, по традиции театрализованная церемония награждения. Авторами и ведущими выступили постоянные партнёры Театральной платформы «В Центре» режиссёры и драматурги из Санкт-Петербурга Владимир Антипов и Алексей Забегин. С питерским десантом прибыл актёр Александр Бянкин. Их роли на сцене распределились следующим образом: Владимир Антипов — бессменный ведущий церемонии, Алексей Алексеевич (Забегин) и Александр Валерьевич (Бянкин), поддерживающие друг друга буквально. Театральные функционеры в драповых пальто и каракулевых «пирожках», с гигантскими бездонными портфелями, но с несвязной речью и подозрительно красными носами — персонажи даже не 90-х и предшествующей им перестройки, а ещё более ранней эпохи застоя. Лейтмотивом церемонии неожиданно стала песня «Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля…» на слова Феодосия Савинова, протяжно и выразительно исполняемая Александром Валерьевичем. Победителей вызывали на сцену, вручали дипломы и трогательные подарки, они зачитывали речи, специально для них написанные языком, не лишённым комизма, — всё как в стародавние, брежневские времена. В зале неизменный хохот и аплодисменты. И, кстати говоря, аншлаг. На церемонии присутствовали не только члены жюри (Людмила Телень и Алексей Федорченко) и команды ридеров, но и друзья победителей, и завсегдатаи Театральной платформы «В Центре» — те, кто следит за её новыми работами.
Читка пьесы Светланы Баженовой «Слушай, пухлая, план такой…» уже состоялась и была тепло принята зрителем. Остальные пьесы-победители будут прочитаны до конца года.
Руководитель театрального направления в Ельцин Центре Наталья Санникова отметила, что для кого-то конкурс становится профессиональной стартовой площадкой. Так, пьеса участницы прошлогоднего конкурса Марии Малухиной «Полярная болезнь» готовится к постановке в МХТ. Она подчеркнула, что и в этом году ридеры и члены жюри получили несколько глубоких театральных текстов, с которыми хочется работать. Это отметили и члены жюри — признанные авторитеты в театральном и киносообществе:
Марина Дмитревская — театральный критик и главный редактор «Петербургского театрального журнала»; Олег Лоевский, также театральный критик, директор фестиваля «Реальный театр»; Алексей Федорченко — кинорежиссер, сценарист, продюсер; Людмила Телень — первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина.
Безусловно выбор для них не был простым: четыре члена жюри первое место отдали четырём разным авторам. Поскольку мнения разошлись, то и обсуждения были долгими. В результате получилось не три, а четыре победителя.
Победительница конкурса пьес о 90-х Светлана Баженова — профессиональный драматург — призналась, что ей было приятно, узнать о победе в конкурсе, хотя она не думала, что её пьеса была лучшей. Детство Светланы прошло как раз в 90-е, и она как автор просматривает глубокую связь того времени с событиями сегодняшнего дня. В пьесе она анализирует свои детские переживания и прослеживает, как под влиянием обстоятельств меняется сознание ребёнка, подростка, взрослого человека.
В день награждения она посетила Музей Бориса Ельцина — музей эпохи и её детства.
— Мы были ограничены во времени и не имели возможности вникнуть по-настоящему и подробно ознакомиться с экспозицией, которая мне показалась очень круто организованной. Поэтому я обязательно ещё вернусь, возможно не один раз, и всё подробно изучу, — уточнила Светлана. — Могу сказать наверняка, что в зале Свободы я вспомнила про её реальные проявления. И даже немножко удивилась, что так можно было когда-то.
История Виктории Костюкевич из Владивостока, занявшей второе место с пьесой «Текст для театра: труд по снятию интеллектуальной порчи», — это также серьёзный анализ и попытка философского осмысления 90-х. Экспозиция музея совпала с её ощущением 90-х. Виктория припомнила, что в её семейном видеоархиве хранятся кадры, где вся семья скандирует: «Мы за Ельцина!».
Известие о том, что она заняла второе место в конкурсе пьес и обрадовало, и удивило её. Это не первая её пьеса о 90-х. В своих пьесах о взрослении маленького человека она использовала даже политические воззвания Бориса Ельцина. И, хотя герой пьесы не она сама, всё же Виктория использовала свой опыт и свои воспоминания. Её вдохновляло не желание победить в конкурсе, а сам исторический контекст, время слома эпох.
Петербурженка Маргарита Кадацкая — автор пьесы Expertum Patronum, занявшей третье место, восприняла известие о победе с радостью. Драматургам, людям зачастую не медийным, всё же приятно, когда ценят их труд, говорят тёплые слова и приглашают на церемонии. Это такое положительное подкрепление в работе, подтверждение того, что ты всё делаешь правильно. Тем более, она много слышала о Ельцин Центре и хотела сюда попасть. Пьеса не была написана специально к конкурсу, а, как говорится, по велению души. Она рассказывает о детстве и школьных годах героини и самой Маргариты, её друзьях и одноклассниках. В музее она увидела много узнаваемых вещей, передачи и сериалы её детства. Поняла, как мало мы знаем об истории страны. Осознала, что родители тогда были как раз в её возрасте и жить им было значительно труднее, чем ей сейчас. Ей и теперь хочется покопаться в том времени.
Четвёртый номинант, разделивший с Викторией третье место, автор пьесы «Молчи» петербуржец Евгений Больдт профессионально занимается детской литературой. Для него номинация в конкурсе пьес о 90-х стала большой неожиданностью. И особенно приятно было то, что любимый режиссёр Алексей Федорченко входил в состав жюри конкурса. Он с большим воодушевлением воспринял всё происходящее. Начиная с заселения в гостиницу Городка чекистов, где воспроизведена обстановка 1932 года, заканчивая суперсовременным Ельцин Центром, Музеем Бориса Ельцина и самой церемонией награждения.
— Я очень люблю этих режиссёров (постановщиков церемонии награждения Владимира Антипова и Алексея Забегина) и их пьесу «Мне моё солнышко больше не светит», — поделился Евгений. — Всё, что я увидел, превзошло мои ожидания. Мне понравилась экспозиция, как её придумал Лунгин. Всё-таки он интересный режиссёр. Мне понравилось то, что она носит дискуссионный характер, что поднимает вопросы, о которых мы часто не задумываемся. Хорошо, что есть такое место, как Ельцин Центр, и оно должно оставаться таким.
По окончании церемонии награждения все участники снялись для общей фотографии.
По условиям конкурса пьес о 90-х «Зачем я это помню?» и жюри, и команда ридеров ежегодно будет обновляться. В 2022 году в команду ридеров вошли:
- Анна Банасюкевич — театральный критик, автор журнала «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Современная драматургия»;
- Владислава Куприна — театровед, театральный критик, завлит МТЮЗа, педагог ГИТИСа, член экспертного совета премии «Золотая маска»;
- Павел Руднев — театровед, театральный критик, арт-менеджер, автор книги «Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950–2010-е»;
- Алексей Сальников — поэт, писатель, автор романа «Петровы в гриппе и вокруг него», лауреат премии «Национальный бестселлер»;
- Наталья Санникова — руководитель Театральной платформы Ельцин Центра, театральный переводчик, лауреат премии Ассоциации театральных критиков;
- Алексей Синяев — драматург, лауреат конкурса современной драматургии «Кульминация» и ряда других конкурсов.