В киноклубе Ельцин Центра 10 декабря состоялся премьерный показ последней работы Авдотьи Смирновой «Плотник» и встреча с актёром Геннадием Смирновым, сыгравшим в фильме роль детского врача-онколога.
Ведущий киноклуба, киновед и писатель Вячеслав Шмыров представил гостя зрителям. Геннадий Смирнов не родственник кинематографическому семейству Смирновых. Однако не просто однофамилец, но единомышленник. Он рассказал о сотрудничестве с Авдотьей Андреевной, о теме, которая поднимается в фильме и которая, как показало обсуждение, чрезвычайно важна для российского общества.
В фильме нет раскрученных актёров, нет эффекта узнаваемости, лица простые, отчасти некрасивые, и от этого усиливается ощущение правдивости рассказанной истории, её подлинности и обыденности.
Осиповы – самая обычная семья из Ульяновска. Отец, мать и сын. Они ничем не отличаются от своих соседей. За одной, но очень значительной разницей, они – счастливы и любят друг друга. Мы видим их бесхитростную жизнь. Он работает плотником и достраивает дом, тайком выкуривает сигаретку по утрам, пока жена не проснулась. Она – обычная домохозяйка, не очень практичная, немного инфантильная в своём желании оставаться «девочкой-девочкой» окружая себя рюшами, кружевами, воланами и помпонами. Но однажды их сын неудачно падает, и у него появляется шишка. Местный врач выносит суровый вердикт, возможно онкология, не тратьте время, поезжайте в Москву.
Они бросают всё и едут в столичный онкоцентр. Врачи исключают онкологию, но мальчику становится хуже, постоянно высокая температура, появляются другие шишки. Родители продают дом соседу и уезжают в Германию. Там они узнают, что у мальчика очень редкое, тяжёлое, наследственное заболевание, которое не лечится. Деньги им возвращают, но сосед уже не готов им вернуть дом за прежнюю цену. Мать жены шарахается от мальчика, боится заразиться. Мать мужа и вовсе уговаривает сына бросить жену и больного ребёнка, найти работящую бабу и нарожать здоровых детишек. Всё это, конечно, ранит их, но они сосредоточены на сыне. В отчаянии они снова едут в Москву, к врачу, который работает в экспериментальной клинике. Через какое-то время узнают, что сыну помочь нельзя. Соглашаются на какой-то сомнительный препарат, но мальчику становится только хуже. Мать раздавлена, не ест, не встаёт с постели, не умывается, не меняет одежду. Плотник винит себя, пока жена не признаётся, что сын от другого мужчины. Ему становится так больно, что он намеренно нарывается на драку, чтобы боль физическая заглушила душевную боль.
У мальчика, наоборот, складываются очень позитивные отношения с доктором, который ему всё объясняет и про болезнь, и про смерть. Рядом с ним отец. Только когда доктор говорит, что мальчик умирает, мать находит в себе силы проститься с ним. Финал можно назвать светлым, но всё равно остаётся тягостное впечатление от безысходности происходящего, от того, что самые близкие люди не сумели и не захотели помочь. В этой истории самым человечным оказался отец. Хотя статистика говорит об обратном — более 70 процентов отцов уходят от больных детей, и Авдотья Смирнова решила об этом рассказать. Но даже если отец никуда не уходит, чаще всего семья остаётся один на один со своим горем и становится изгоем. Не все близкие готовы участвовать в жизни обречённого ребёнка. Многие просто не знают, как себя вести и чем помочь.
Это почти библейская история. Она – Мария (Анна Рыцарева). Он хоть и не Иосиф, но Осипов (Сергей Уманов). Жена всегда зовёт его по фамилии. И мальчик, которого отец боготворит и готов принять его любым.
Однажды Авдотья Смирнова сказала сценаристу Марине Степновой: «Мы много знаем про мать Христа, но совсем мало знаем про его детство. Мы понимаем, кто его настоящий отец – это всё уложено у нас в голове, в сердце, в культуре. А Иосиф Плотник – его отец неродной, но это он держал его на коленях, учил его плотницкому делу, вставал к нему ночью, когда тот кричал, носил его на руках. И делал всё, что делают отцы. А что мы про него знаем? Практически ничего. Он не существует для нас ни как человек, ни как культурное явление. Справедливо ли это? Давайте подумаем, сможем ли мы рассказать историю про такого отца?»
Авдотья, возглавляющая благотворительный фонд «Выход», помогает людям с расстройствами аутистического спектра. Она знает, что большинство отцов, столкнувшись с тем, что их ребенок неизлечимо болен, ломаются и уходят. Марина поддержала идею. Материала наговорили на несколько серий, но расписания не совпадали. И вообще, кино – это тема не сиюминутная.
А потом случился карантин, и сценарий написался за четыре месяца с фантастической скоростью. Степнова отметила, что драфт сценария был первый и единственный, потом его только сокращали. Когда съёмочный процесс начался, Авдотья сказала: «Как эта картина сама себя писала, так она саму себя снимает». И это было очень верно, подтвердил Геннадий Смирнов, и люди, и обстоятельства разворачивались к картине наилучшим образом. С одних дублей снимали, и понимали, что в стенах настоящего онкологического центра надо работать быстро, без проволочек, просто потому, что там людям не до кино.
Смирнов смотрел фильм вместе со зрителями. Он уже представлял картину в Санкт-Петербурге и ему было интересно увидеть, как воспримут её зрители в Екатеринбурге.
Фильм получился светлым и смешным, несмотря на то, что это драма, и в конце фильма зрители аплодируют со слезами на глазах.
Главная героиня фильма – дочь директора Ленинского музейного комплекса в Ульяновске. Она в нём выросла, и у скульптуры Ленина загадывала желания, подсовывала записочки с просьбами. Когда случается несчастье, она просит Ильича, чтобы у сына была «только не онкология». И Ильич в точности исполняет её желание – у сына не онкология, но он всё равно неизлечим. Уже в Москве, горько разочаровавшись во всём, в отчаянии и безысходности она находит в каком-то дворике памятник Ленину и вываливает на него кучу мусора, но, конечно, ей не становится легче.
Снимали в Москве и Ульяновске. Во-первых, потому, что Ленин. А во-вторых, в России не так много мест, где есть ветряки. А в Ульяновске есть. И главный герой любит за ними наблюдать. Ветряки лейтмотивом проходят через весь фильм. Ветряки – символ, равнодушный свидетель всего происходящего. Люди ломаются, а ветряки нет. Мальчика не стало, но ни один из них не остановился.
Обсуждение фильма в Екатеринбурге, признал Геннадий Смирнов, мало отличалось от обсуждения в Санкт-Петербурге. Люди говорили о том, что мы не готовы принимать чужую боль, мы боимся чужого горя, будто оно заразно. И нам лишь предстоит научиться понимать, с чем сталкиваются родители, когда их ребенок смертельно болен. Этот важнейший опыт должен быть описан. Каждый человек, оказавшийся в подобной ситуации, должен понимать, что он не один, его поддержат и разделят с ним часть забот.
Все, кто выходил к микрофону, благодарили режиссёра за честное кино, в котором нет чернухи и истерики. Но есть искренняя растерянность оказавшихся в беде людей, с которыми мы шаг за шагом проходим их историю от начала до конца.
Зрители сами подвели итог и назвали главную причину не оставаться равнодушным – ЭТО может случиться с каждым.
Актер Геннадий Смирнов также посетил Музей Бориса Ельцина.