В Ельцин Центре в Екатеринбурге 2 марта прошел медиафорум «Планерка-2018», посвященный дистрибуции и монетизации контента. «Планерка» стала живым и неформальным слетом главных редакторов ряда ведущих СМИ, которые на глазах заинтересованной молодежной аудитории осуществили мозговой штурм медийного пространства.
Инновационные технологии, новые подходы, способы продвижения через популярные социальные сети, попытка найти баланс между контентом и прибылью, создание интересного контента – это лишь часть вопросов, которые были подняты на «Планерке».
Помимо увлекательных лекций спикеры нашли время для интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина.
– Ельцин Центр – не случайное место для журналистов, для которых открыты все его площадки, – задала тональность «Планерке» первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень. – Я вижу в зале много молодых лиц. Именно в конце 80-х – начале 90-х делалась та журналистика, которой мы все гордимся. Именно 90-е ознаменовали собой переход от советской пропаганды к свободной зарабатывающей журналистике. К сожалению, этот путь не оказался таким быстрым и безоблачным, как мы хотели. Наш форум называется «Монетизация и дистрибуция контента». Независимая журналистика напрямую связана с теми деньгами, которые она зарабатывает. И чем более независимы эти деньги, тем более независимы мы с вами. Как журналисту old school для меня очень важно слово «контент». Проще говоря, то, что мы пишем и вещаем. Потому что если этого не будет, то не будет и смысла ни в монетизации, ни в дистрибьюции.
Секрет Meduza
– Контент – это король, – рассказала основатель, директор издания Meduza Галина Тимченко. – Как бы нам не хотелось зарабатывать, мы это делаем потому, что у нас классный контент, так что важно правильно расставить приоритеты. Мне очень нравится форум, это большая редкость: обычно профессиональные конференции – своего рода выставки достижений, где каждый хвастается, и никто не говорит о проблемах, злободневных вопросах, реальной жизни медиа. Потому что все боятся показаться неудачниками. На форуме мы попытались показать, что мы не только крутые и наглые, но и совершали ошибки, много раз спотыкались, что у нас много нерешенных вопросов и проблем. Это самое главное. Я была на одной американской конференции – все говорили об одном и том же, о платформах, о диверсификации выручки и о том, на что ее потратить, о том, что такое журналистские кадры и как меняется этика. И это здорово. Потому что если мы не будем говорить о проблемах, то грош нам цена. Мы говорим о проблемах города, региона, а о своих проблемах не говорим, и это неправильно.
– Какая проблема медиа, с вашей точки зрения, на сегодня самая главная?
– Эту проблему сформулировала Татьяна Лысова, бывший главный редактор газеты «Ведомости». Она сказала, что медиа «проскочили» мимо денег. И это правда. Высокотехнологичные компании, поисковики, новостные агрегаторы собрали большую часть нашей выручки, пока мы думали, что деньги не наша забота, что деньги будут, просто потому что мы классные. В 90-е я работала в «Коммерсанте» и была адептом журналистики факта. Потом нам пришлось ее переизобрести, сначала в Ленте.ру, потом в Meduza.
– Можно ли говорить, что сегодняшняя журналистика – конкуренция идей?
– Нет. Как говорил один мой друг, идей «до фига» – работать некому. Главная проблема – в том, что есть люди с блестящими идеями, но никто из них не готов тратить свое время на воплощение своих идей в жизнь. Мы все очень ценим свою личную свободу и хотим работать там, где приятно. Прежде чем сделать крутое медиа, нужно посидеть и, стряхивая кровавый пот, потратить время своей жизни.
– Сегодня многие увлекаются селфи, становятся сами себе режиссерами. Можно ли спрогнозировать, что подобное индивидуальное творчество, соцсети потеснят СМИ?
– Нет. На моем веку нам обещали смерть от блогеров, ЖЖ, соцсетей. Но мы как тот одуванчик, который пробивается сквозь асфальт. Профессионализм ничто не заменит.
Галина Тимченко также поделилась впечатлениями о Ельцин Центре:
– Ельцин Центр – классный, Музей Б.Н. Ельцина – классный. Это невероятно интересно. То, что там представлено, совпало с моими ощущениями. Я последняя из своих друзей, кто здесь побывал. Здесь все очень круто сделано, очень современно, на уровне самых крутых мировых музеев. Август 1991 года я провела у Белого дома, на баррикадах. Было ощущение, что «сдохнем, так хоть знаем, за что», Россия будет свободной, Латвия счастливой.
Медиа и вызовы
– Современные медиа выдерживают ряд вызовов: во-первых, это нащупывание своей аудитории, того, кто мы такие и куда мы идем, – рассказала главный редактор телеканала «Дождь» Александра Перепелова. – Во-вторых, это вызовы новых площадок и языка. Язык медиа, едва появившись, тут же устаревает. И нужно постоянно придумывать новый язык общения с аудиторией. Наша задача – придумать новый язык.
– Конкуренция за аудиторию сегодня очень высока. В чем может заключаться новый язык медиа, и как можно достучаться до аудитории?
– Я человек телевидения, наш способ – герой. Героем могут быть герой репортажа, сам репортер, пространство. Нам нужно работать с этим, уметь рассказывать истории людей и о событиях через людей. И делать это простым понятным языком. Эзопов язык, который был популярен в начале 2000-х, уже не воспринимается, потому что людям трудно понять, что именно корреспондент имеет в виду. Люди перегружены информацией, и им нужно идти навстречу. Нужно просто говорить важные вещи. Сегодня у многих журналистов выработалась самоцензура, и это огромная проблема, когда решаешь что-то не писать, не ставить видео, просто на всякий случай. И это вырабатывается не только у журналистов, но и у монтажеров, операторов, специалистов постпродакшена.
1917. Назад в будущее?
– Я собрал книгу о том, как в России произошла Октябрьская революция, и мне захотелось познакомиться со всеми ее героями, посмотреть им в глаза, а для этого нужно было прочесть их дневники, – рассказал журналист, писатель, главный редактор проекта «1917. Свободная история» Михаил Зыгарь. – И я понял, что они такие же, как мы, понятные, близкие люди. И мне показалось интересным показать моих друзей из того времени друзьям из этого. Так возникла идея проекта.
– Вызывало ли сюрреалистическое ощущение само создание социальной сети для исторических персонажей, людей, которых уже нет?
– Конечно. Мы используем настоящие тексты, то, что люди писали в каждый определенный день. И это магия как она есть. 1917 год развивался очень интересно. Люди все время совершают ошибки, часто не того ждут, не того боятся, делают неправильный выбор. Ничего в этом мире не является следствием заговора или рока.
– А варианты развития событий тогда, в 1917, были?
– Да, если бы победили не большевики, то Временное правительство, также большевики могли проиграть в Гражданской войне. Было огромное количество людей, которые потеряли свои преимущества, хотя могли удержать ситуацию. Николай Второй и его супруга приложили немалые усилия, чтобы все утратить.
– О чем пишут пользователи вашей исторической социальной сети ее героям?
– Предупреждают о грядущих событиях, благодарят. Пишут так, как если бы адресовали письма современникам. Певице Нюше или Марине Цветаевой пишут примерно одинаково, понимая, что не дождутся ответа. Наш новый проект начнется с 1918 года. Там история станет триллером. Вообще же ни Октябрьская революция, ни Гражданская война не были предопределены.
– По каким принципам происходит отбор персонажей?
– Мы не выбираем первых лиц, руководителей государства. Мы выбираем людей с разными взглядами, сложными судьбами и интересными биографиями. Мы привлекаем к работе над проектом молодых историков, выпускников истфака, просто они не академики, но у них есть навык работы в архивах и в online.
Михаил Зыгарь также оценил Ельцин Центр:
– История важна как возможность говорить о будущем. В Музее Б.Н. Ельцина блистательно подобраны источники, которые показывают атмосферу. Ельцин Центр – высказывание, портрет человека на фоне эпохи.
Популярные СМИ: ставка на регионы
– Вызовов в отношении медиа очень много, выиграть тендер в современной среде невозможно, потому что многие СМИ так или иначе зависят от государственных средств, а в частном секторе испытывают давление бесплатной информации, так что все сколько-нибудь дорогое проигрывает, – отметил главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин. – Важно то, что это, как и любой кризис, заканчивается. И блогеры, и интернет-СМИ зависят от печатной прессы, от информагентств, ото всех, кто делают дорогую информацию. Если это все исчезнет, мы окажемся лишены какой-либо информации вообще. Пока человек будет жить, он будет внимательно читать длинные истории, а значит, печатная пресса будет нужна, другой вопрос, кому и как. И задача молодых медиа-менеджеров – придумать механизм, при котором настоящая информация будет востребована.
– Кем могут быть потребители этой информации? И кто – читатели такого издания как ваше?
– Умение прочесть длинный текст станет допуском к благосостоянию. Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы дети это умели. И успешность человека будет определяться по тому, что он читает. Да, сейчас все уходят от печатных книг в «читалки», но это просто мода.
– Во время выступления на «Планерке» вы сказали, что федеральным СМИ стоит обращаться к региональным медиа – почему?
– В сетях – дефицит искренности и правды. Большинство успешных блогеров имитируют искренность. Но искренность – не желание понравиться, но и знание предмета. Поэтому, к примеру, федеральное издание и региональная пресса могут соединиться, потому что федеральное СМИ не может быть глубоко погружено в материал, но оно им интересуется, а региональное издание иногда порождает очерки, интервью, исследования, которые могут получить федеральную известность, но не имеет при этом выхода на федеральный уровень.
– Интересный контент и монетизация – совместимые понятия?
– Если бы медиа были бы бизнесом, дорогой контент исчез бы. Дорогой качественный контент существует только потому, что журналисты хотят его делать. В этом нет ничего рационального, но в этом заинтересовано общество. Правильная структура экономики – в том, чтобы те, кто производят контент, получали свою справедливую долю прибыли. Мы не совершили переход к экономике нового социализма, при котором те, кто производят что-то интересное и важное для общества, будут получать свою долю прибыли. Мир не выживет, если не будет новой справедливой экономики.
Виталий Лейбин рассказал и о том, за что он любит Ельцин Центр:
– Я не в первый раз в Екатеринбурге и не впервые в Ельцин Центре. Очень его люблю. Мне кажется, политические и вкусовые споры бессмысленны: Ельцин Центр – хорошее городское место. В Музее Б.Н. Ельцина мне понравилось видео, где моя коллега Таня Малкина задает вопросы членам ГКЧП. Вообще мне понравилось многое. Это современный музей, но его сделали хорошим не только технологии. Это место, где человек может медитировать, место, где технологии не «набрасываются» на людей, где человек может подумать и поспорить. В августе 1991 года я находился у родителей в Донецке и не успел в Москву. Но многие мои однокурсники были в это время на баррикадах, и раскола среди них не было. Эпоха Бориса Ельцина очень сложная, но какие эпохи в России просты? Наша профессия может быть благодарна Ельцину и Горбачеву за то, что в конце 1987 года ушла цензура, так что для журналистов 90-е были очень хорошими. Это был расцвет изданий и зарплат.
За медийным федерализмом – будущее
– Идея медийного федерализма мне очень близка, и мне нравится все, что делают немосковские издания, – поделился впечатлениями от «Планерки» главный редактор издания «Мел» Никита Белоголовцев. – То, на каком высоком профессиональном уровне это делается, с какими эмоциями переживается – классно. Монетизация и контент совместимы, противоречие надуманное. В России медиа живется тяжело, здесь они потеряли доверие людей. Противопоставление денег и качества – ложно. Деньги позволяют тебе становиться лучше, а не хуже. Ты должен уметь продавать то, что умеешь делать хорошо, и уметь делать хорошо то, что хочешь продавать. Мы живем в мире, где все конкурируют со всеми. Медиа тоже. У каждой соцсети есть определенный профиль, ориентирование на место проживания, возраст пользователей.
Никита Белоголовцев рассказал, что он впервые в Екатеринбурге и в Ельцин Центре, а до этого много о нем слышал.
– Приехал сюда – а здесь все еще круче, и это вдохновляет. Ельцин Центр иногда ругали, но мы придумали шутку, что Михалков плохое ругать не будет.
В 90-е рейтинги региональных СМИ были выше
–Тема «Планерки» интересная, сейчас все СМИ находятся в сложных обстоятельствах, – отметил уральский журналист, глава Телевизионного агентства Урала Иннокентий Шеремет. – Когда я начинал работать 26 лет назад, это было очень интересно. По мере того, как начали развиваться цифровые технологии, мне стало очень интересно вновь. Но денег у СМИ становится с каждым месяцем все меньше. И все пытаются найти новые пути выхода.
– Как сегодня можно сочетать монетизацию и контент?
– Без контента нет монетизации. Меня поразило огромное количество представителей СМИ, пришедших на форум. Видимо, все ломают голову, как работать…
– Вы начинали карьеру в 90-е – что можно сказать, сравнивая возможности журналистики тогда и сейчас?
– Делать телевизионные новости в 90-е было намного сложнее, чем сейчас. Приходилось изобретать информационные поводы, потому что о чем могут рассказывать провинциальные телевизионные новости? Сегодня делать качественные новости намного легче. С другой стороны, в начале 90-х у нас были колоссальные рейтинги, рейтинг моих новостей был выше, чем у федеральных телеканалов, потом это стало даваться все сложнее, потому что федеральные СМИ начали вкладывать миллионы в свой контент. Сегодня мы конкурируем с миллионами сайтов, сотнями ресторанов, даже с хорошей погодой. Так что делать новости стало легче, но отдача от них крошечная.
Иннокентий Шеремет отметил, что Ельцин Центр, Музей Б.Н. Ельцина производят сильное впечатление
– Лучшего музея по продвинутости технологий я не видел. Если раньше многие приезжали в Екатеринбург, чтобы сходить в торговые центры, Храм-на-Крови, то сейчас – в Ельцин Центр.