Пепси, пейджер, MTV: 25 лет музыкальному телеканалу

5 октября 2023 г.Михаил Лузин
Пепси, пейджер, MTV:  25 лет музыкальному телеканалу

Тихий, но важный юбилей отметили в Музее Бориса Ельцина: двадцать пять лет назад, 25 сентября 1998 года, в нашей стране начал вещание музыкальный телеканал «MTV Россия». О том, как и почему российская версия американского телеканала стала культовой и превратилась в символ поколения, рассказал во время тематической экскурсии по залам музея Иван Эрднев.

На первом этаже музея, в «Лабиринте российской истории», гид обратил внимание гостей на экспонаты, связанные с музыкальной культурой, кинематографом и их симбиозом.

— После того, как мир разделился на западный и восточный блоки, правительство СССР очень тщательно следило за тем, какая культурная продукция проникала в страну. Тем не менее, советские граждане хотели знать: «а что же там?», — рассказал Иван Эрднев. — В ход шли различные ухищрения, в том числе самодельные копии западных пластинок, сделанные из рентгеновских снимков. Это явление получило название «рок на костях».

Тем временем на Западе активно развивались концертная и звукозаписывающая индустрия, что привело к возникновению нового явления: видеоклипов, в которых музыкальные произведения соединились с кинематографом. Одними из «застрельщиков» этой тихой революции, которая впоследствии привела к созданию музыкального телеканала, стали The Beatles, популярные и в СССР.

Во второй половине 1970-х в США появляется небольшое медиа Sight on sound, где первоначально транслировались записи концертов. Его важным достоинством был интерактив: зрители могли голосовать за лучших исполнителей. Постепенно этот телеканал перерастает в MTV. Новое медиа начало своё круглосуточное вещание 1 августа 1981 года с легендарной фразы вице-президента компании Warner Amex Satellite Entertainment Джона Лэка: «Рок-н-ролл, дамы и господа!».

— Видеоклипов в то время было ещё мало, и в ротацию попадало буквально всё, что было под рукой, — рассказывает Иван Эрднев. — Менеджеры «звёзд» быстро сориентировались в ситуации и стали создавать клипы специально для MTV. Со временем телеканал стал популярной и влиятельной медиаплатформой, где были свои программы, виджеи и проводились церемонии вручения музыкальных наград.

Западные клипы в конце эпохи «застоя» начинают появляться и на советских телеэкранах. Среди тех, кто виртуально «прорвался» за «железный занавес», гид упомянул группы ABBA, Boney M, Deep Purple и даже The Rolling Stones. В это же время в Советском Союзе начинают проводиться рок-фестивали. Одним из знаковых стало мероприятие «Весенние ритмы» 1980 года, запомнившееся скандалом с группой «Аквариум». Это событие ознаменовало запуск культурных изменений в СССР. Они стали особенно мощными в связи с перестройкой, демократизацией и гласностью.

В 1989 году Стас Намин проводит «Международный фестиваль мира», который вошёл в историю как «Русский Вудсток». Двухдневный концерт, собравший в «Лужниках» свыше 100 тысяч зрителей, транслировался в 59 странах мира. В нём участвовали такие мировые звёзды, как Scorpions и Оззи Озборн, а СССР представляла группа «Парк Горького».

В сентябре 1991 года состоялся ещё более масштабный фестиваль «Монстры рока», собравший до полутора миллиона человек. Здесь выступали Metallica и AC/DC. Организатором мероприятия стал Борис Зосимов, будущий создатель «MTV Россия». Благодаря «Монстрам рока» он наладил связи как с политическим руководством страны, так и с менеджментом западных артистов и музыкальных медиа.

— Примечательно, что в августе 1991 года Борис Зосимов вывел всю свою команду — а он был продюсером нескольких коллективов — на баррикады у Белого дома, поддержав молодую российскую демократию и Бориса Ельцина, — отметил Иван Эрднев.

В 1992 году Борис Зосимов договорился с руководством американского MTV о правах на ретрансляцию программ и клипов на многочисленных телеканалах новой России. Благодаря этому контенту появилась первая музыкальная информационная программа «Музобоз» Ивана Демидова, оказавшая огромное влияние как на зрителей, так и на стиль российских артистов. «Музобоз» не только транслировал западные клипы, но и организовывал гастрольные туры для топовых музыкантов. Позже эту традицию возьмёт на вооружение «MTV Россия».

В 1996 году происходит следующее важное событие для российской музыкальной индустрии — начинает вещание канал «Муз-ТВ», владельцем которого был Сергей Лисовский. Канал собирает самые новые клипы в ротацию, и именно в эфире «Муз-ТВ» в полный голос зазвучал лозунг «Голосуй, или проиграешь», приуроченный к президентским выборам, на которых Борис Ельцин пошёл на второй срок. Этому событию посвящена экспозиция в одном из залов на втором этаже музея.

По словам Ивана Эрднева, яркий лозунг обязан своим происхождением MTV: четырьмя годами ранее, в 1992-м, телеканал провёл в США акцию с похожим названием «Выбирай или проиграешь», которая была призвана сподвигнуть молодое поколение американцев участвовать в выборах.

— Дело в том, что Сергей Лисовский дружил с Борисом Зосимовым, а Борис Зосимов — с руководством американского MTV. И тогдашний директор телеканала Билл Роуди помог с правами на этот лозунг, и более того, приехал с визитом в Россию. Находясь под впечатлением от поездки, убедил коллег пойти навстречу Борису Зосимову и осуществить его мечту: открыть региональное отделение MTV. В итоге было подписано пятилетнее лицензионное соглашение о трансляции в нашей стране, рассказывает гид.

Открытие MTV в России проходило в небольшом московском ресторане, в числе владельцев которого были Стас Намин и Валерий Меладзе. Российское вещание запустилось с показа двух клипов. Россию представлял «Владивосток 2000» группы «Мумий Тролль», Запад — трек Puff Daddy ft. Jimmy Page Come With Me с использованием риффа из песни Kashmir группы Led Zeppelin.

По словам Ивана Эрдлева, инвестором проекта стала компания Russian Partners, но средств и материальных возможностей не хватало. Кроме того, создателям канала банально не хватало опыта: Борис Зосимов пересматривал плёнки с записями американских эфиров, чтобы сделать адаптацию к отечественным условиям. В редакции «MTV Россия» царила «студенческая атмосфера»: зарплаты были маленькие, виджеям приходилось постоянно подрабатывать. Но подобная «недообеспеченность» придавала людям тонус, и коллектив работал «на полную», создавая новое российское телевидение.

В первые четыре года своего существования «MTV Россия» был самодостаточным российским продуктом, при том что клипов в России тогда было не так уж и много. Кассеты с клипами приносили прямо на проходную. Был создан специальный худсовет во главе с Борисом Зосимовым. Продюсеры телеканала клипы отсматривали и распределяли по нескольким категориям.

Категорию А ротировали каждый час, отбирая в неё две российские песни в неделю. Также выбирали песни категории Б, которые крутились пять-шесть раз в день. На следующий день решение пересматривали и снова выносили на голосование. То, что не попадало в ротацию, попадало в программу «12 злобных зрителей». На телеканале также появился еженедельный блок с названием «Русская коллекция», куда отбирали самые классные российские клипы.

Постепенно российский рынок начал приспосабливаться к феномену «MTV Россия», и в эфир даже попал Филипп Киркоров, который изначально не вписывался в формат телеканала. Артист записал новую песню и снял на неё клип специально для MTV в стилистике американского шок-рокера Marilyn Manson.

Помимо российских звёзд в ротацию попадали большие западные «звёзды» например, Red Hot Chili Peppers или Eminem. Они представляли свои клипы в российском эфире и иногда давали интервью, выражая интерес к России. Интересно, что на «MTV Россия» показывали и скандальные клипы западных артистов, которые на экраны в других странах выходили в урезанном виде.

Славу «MTV Россия» создали ведущие телеканала — виджеи, и программы с их участием. Во-первых, это «Бодрое утро» с Антоном Комоловым и Ольгой Шелест, которые завоевали сердца аудитории своим неформальным общением. Во-вторых, культовой стала программа «12 злобных зрителей»: её формат позволял и гостям, и артистам выражать свои мнения и эмоции по поводу клипов.

По словам Ивана Эрднева, «MTV Россия» оказала значительное влияние на молодое поколение в России, представляя новые музыкальные тренды и клипы. Она стала площадкой для российских артистов, чтобы те могли показать свои клипы и достичь популярности, даже во всемирном масштабе. Пример тому ֫— видео группы tAtU на песню «Я сошла с ума», «взорвавшую» в «нулевые» чарты по всему миру.

В завершение экскурсии Иван Эрднев показал гостям несколько фрагментов программы «12 злобных зрителей» и других шоу «MTV Россия».

Другие новости

Литература

Наталья Иванова: «90-е – это годы профессиональной реализации»

Наталья Иванова: «90-е – это годы профессиональной реализации»
Первой лекцией «Фрейденберг, или Сестра моя жизнь» 18 апреля в Ельцин Центре открылся авторский цикл «Голоса и тени: рядом с первыми поэтами эпохи» Натальи Ивановой — писателя, литературного критика, …
26 апреля 2024 г.
Инклюзия

«Мой город»: аудиогид по Екатеринбургу от подростков с опытом миграции

«Мой город»: аудиогид по Екатеринбургу от подростков с опытом миграции
В рамках проекта Ельцин Центра «Давай попробуем» учащиеся школы №49 создали уникальный аудиогид по Екатеринбургу. Подростки с опытом миграции записали на русском языке для недавно приехавших в город р…
26 апреля 2024 г.
Лекция

Хаос и порядок: как эволюционируют клетки

Хаос и порядок: как эволюционируют клетки
Наблюдая за бактериями, учёные смогли разгадать генетический механизм, лежащий в основе эволюции. Это не только расширило границы научного знания, но и привело к важным практическим последствиям. Напр…
26 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.