Пепси, пейджер, MTV: 25 лет музыкальному телеканалу

5 октября 2023 г.Михаил Лузин
Пепси, пейджер, MTV:  25 лет музыкальному телеканалу

Тихий, но важный юбилей отметили в Музее Бориса Ельцина: двадцать пять лет назад, 25 сентября 1998 года, в нашей стране начал вещание музыкальный телеканал «MTV Россия». О том, как и почему российская версия американского телеканала стала культовой и превратилась в символ поколения, рассказал во время тематической экскурсии по залам музея Иван Эрднев.

На первом этаже музея, в «Лабиринте российской истории», гид обратил внимание гостей на экспонаты, связанные с музыкальной культурой, кинематографом и их симбиозом.

— После того, как мир разделился на западный и восточный блоки, правительство СССР очень тщательно следило за тем, какая культурная продукция проникала в страну. Тем не менее, советские граждане хотели знать: «а что же там?», — рассказал Иван Эрднев. — В ход шли различные ухищрения, в том числе самодельные копии западных пластинок, сделанные из рентгеновских снимков. Это явление получило название «рок на костях».

Тем временем на Западе активно развивались концертная и звукозаписывающая индустрия, что привело к возникновению нового явления: видеоклипов, в которых музыкальные произведения соединились с кинематографом. Одними из «застрельщиков» этой тихой революции, которая впоследствии привела к созданию музыкального телеканала, стали The Beatles, популярные и в СССР.

Во второй половине 1970-х в США появляется небольшое медиа Sight on sound, где первоначально транслировались записи концертов. Его важным достоинством был интерактив: зрители могли голосовать за лучших исполнителей. Постепенно этот телеканал перерастает в MTV. Новое медиа начало своё круглосуточное вещание 1 августа 1981 года с легендарной фразы вице-президента компании Warner Amex Satellite Entertainment Джона Лэка: «Рок-н-ролл, дамы и господа!».

— Видеоклипов в то время было ещё мало, и в ротацию попадало буквально всё, что было под рукой, — рассказывает Иван Эрднев. — Менеджеры «звёзд» быстро сориентировались в ситуации и стали создавать клипы специально для MTV. Со временем телеканал стал популярной и влиятельной медиаплатформой, где были свои программы, виджеи и проводились церемонии вручения музыкальных наград.

Западные клипы в конце эпохи «застоя» начинают появляться и на советских телеэкранах. Среди тех, кто виртуально «прорвался» за «железный занавес», гид упомянул группы ABBA, Boney M, Deep Purple и даже The Rolling Stones. В это же время в Советском Союзе начинают проводиться рок-фестивали. Одним из знаковых стало мероприятие «Весенние ритмы» 1980 года, запомнившееся скандалом с группой «Аквариум». Это событие ознаменовало запуск культурных изменений в СССР. Они стали особенно мощными в связи с перестройкой, демократизацией и гласностью.

В 1989 году Стас Намин проводит «Международный фестиваль мира», который вошёл в историю как «Русский Вудсток». Двухдневный концерт, собравший в «Лужниках» свыше 100 тысяч зрителей, транслировался в 59 странах мира. В нём участвовали такие мировые звёзды, как Scorpions и Оззи Озборн, а СССР представляла группа «Парк Горького».

В сентябре 1991 года состоялся ещё более масштабный фестиваль «Монстры рока», собравший до полутора миллиона человек. Здесь выступали Metallica и AC/DC. Организатором мероприятия стал Борис Зосимов, будущий создатель «MTV Россия». Благодаря «Монстрам рока» он наладил связи как с политическим руководством страны, так и с менеджментом западных артистов и музыкальных медиа.

— Примечательно, что в августе 1991 года Борис Зосимов вывел всю свою команду — а он был продюсером нескольких коллективов — на баррикады у Белого дома, поддержав молодую российскую демократию и Бориса Ельцина, — отметил Иван Эрднев.

В 1992 году Борис Зосимов договорился с руководством американского MTV о правах на ретрансляцию программ и клипов на многочисленных телеканалах новой России. Благодаря этому контенту появилась первая музыкальная информационная программа «Музобоз» Ивана Демидова, оказавшая огромное влияние как на зрителей, так и на стиль российских артистов. «Музобоз» не только транслировал западные клипы, но и организовывал гастрольные туры для топовых музыкантов. Позже эту традицию возьмёт на вооружение «MTV Россия».

В 1996 году происходит следующее важное событие для российской музыкальной индустрии — начинает вещание канал «Муз-ТВ», владельцем которого был Сергей Лисовский. Канал собирает самые новые клипы в ротацию, и именно в эфире «Муз-ТВ» в полный голос зазвучал лозунг «Голосуй, или проиграешь», приуроченный к президентским выборам, на которых Борис Ельцин пошёл на второй срок. Этому событию посвящена экспозиция в одном из залов на втором этаже музея.

По словам Ивана Эрднева, яркий лозунг обязан своим происхождением MTV: четырьмя годами ранее, в 1992-м, телеканал провёл в США акцию с похожим названием «Выбирай или проиграешь», которая была призвана сподвигнуть молодое поколение американцев участвовать в выборах.

— Дело в том, что Сергей Лисовский дружил с Борисом Зосимовым, а Борис Зосимов — с руководством американского MTV. И тогдашний директор телеканала Билл Роуди помог с правами на этот лозунг, и более того, приехал с визитом в Россию. Находясь под впечатлением от поездки, убедил коллег пойти навстречу Борису Зосимову и осуществить его мечту: открыть региональное отделение MTV. В итоге было подписано пятилетнее лицензионное соглашение о трансляции в нашей стране, рассказывает гид.

Открытие MTV в России проходило в небольшом московском ресторане, в числе владельцев которого были Стас Намин и Валерий Меладзе. Российское вещание запустилось с показа двух клипов. Россию представлял «Владивосток 2000» группы «Мумий Тролль», Запад — трек Puff Daddy ft. Jimmy Page Come With Me с использованием риффа из песни Kashmir группы Led Zeppelin.

По словам Ивана Эрдлева, инвестором проекта стала компания Russian Partners, но средств и материальных возможностей не хватало. Кроме того, создателям канала банально не хватало опыта: Борис Зосимов пересматривал плёнки с записями американских эфиров, чтобы сделать адаптацию к отечественным условиям. В редакции «MTV Россия» царила «студенческая атмосфера»: зарплаты были маленькие, виджеям приходилось постоянно подрабатывать. Но подобная «недообеспеченность» придавала людям тонус, и коллектив работал «на полную», создавая новое российское телевидение.

В первые четыре года своего существования «MTV Россия» был самодостаточным российским продуктом, при том что клипов в России тогда было не так уж и много. Кассеты с клипами приносили прямо на проходную. Был создан специальный худсовет во главе с Борисом Зосимовым. Продюсеры телеканала клипы отсматривали и распределяли по нескольким категориям.

Категорию А ротировали каждый час, отбирая в неё две российские песни в неделю. Также выбирали песни категории Б, которые крутились пять-шесть раз в день. На следующий день решение пересматривали и снова выносили на голосование. То, что не попадало в ротацию, попадало в программу «12 злобных зрителей». На телеканале также появился еженедельный блок с названием «Русская коллекция», куда отбирали самые классные российские клипы.

Постепенно российский рынок начал приспосабливаться к феномену «MTV Россия», и в эфир даже попал Филипп Киркоров, который изначально не вписывался в формат телеканала. Артист записал новую песню и снял на неё клип специально для MTV в стилистике американского шок-рокера Marilyn Manson.

Помимо российских звёзд в ротацию попадали большие западные «звёзды» например, Red Hot Chili Peppers или Eminem. Они представляли свои клипы в российском эфире и иногда давали интервью, выражая интерес к России. Интересно, что на «MTV Россия» показывали и скандальные клипы западных артистов, которые на экраны в других странах выходили в урезанном виде.

Славу «MTV Россия» создали ведущие телеканала — виджеи, и программы с их участием. Во-первых, это «Бодрое утро» с Антоном Комоловым и Ольгой Шелест, которые завоевали сердца аудитории своим неформальным общением. Во-вторых, культовой стала программа «12 злобных зрителей»: её формат позволял и гостям, и артистам выражать свои мнения и эмоции по поводу клипов.

По словам Ивана Эрднева, «MTV Россия» оказала значительное влияние на молодое поколение в России, представляя новые музыкальные тренды и клипы. Она стала площадкой для российских артистов, чтобы те могли показать свои клипы и достичь популярности, даже во всемирном масштабе. Пример тому ֫— видео группы tAtU на песню «Я сошла с ума», «взорвавшую» в «нулевые» чарты по всему миру.

В завершение экскурсии Иван Эрднев показал гостям несколько фрагментов программы «12 злобных зрителей» и других шоу «MTV Россия».

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.