Владелец региональной сети кинотеатров Павел Поникаровский в онлайн-цикле бесед Ельцин Центра «Самоспасание» делится довольно необычными рецептами сохранения коллектива в период вынужденного простоя.
Интервью записано 8 мая 2020 года.
В конце января-начале февраля у нас была плановая встреча Ассоциации владельцев кинотеатров, где мы проводили SWOT-анализ. Я в качестве одного из вызовов предложил вирус. Коллеги надо мной немножко так подшучивали, мы все посмеялись, и на этом SWOT-анализ был завершен. Видимо, подспудно у меня тогда уже было понимание, что если ситуация ухудшится, то, возможно, кинотеатры придется закрыть, однако что-то делать на тот момент у меня не было никакого желания. Угрозу, конечно, осознавал, но она вроде как еще далеко была (или не было её?), и что нужно вот прямо сейчас бежать куда-то и что-то переделывать – такого острого ощущения не было.
Когда пошли закрытия кинотеатров в Италии, тогда эта угроза стала вполне очевидной. Но даже тогда я не побежал бегом закупать какое-то оборудование, «переобуваться» в какой-то другой бизнес, просто смотрел новости и расстраивался. И только еще через какое-то время пришло понимание, что раз уж всё закрывается, то мы будем первые, кто закроется, и последние, кто откроется.
Мы перевели офис на удалённую работу 14 марта. 25 или 26 марта мы принудительно закрыли кинотеатры, потому что не хотели быть распространителями вируса. На тот момент уже было понятно, что все равно закроют всех, поэтому один-два дня не давали уже никакого экономического эффекта.
Маски вместо фильмов
У меня хорошее бизнес-образование, поэтому я понимал, что спрос на кино никуда не денется, но какое-то время мы по объективным причинам кино показывать не сможем. Сейчас людям нужен будет другой товар или услуга. Мы проанализировали наши ресурсы: десять кинотеатров в небольших городах, двадцать четыре зала. Самый большой кинотеатр в Симферополе, пятизальный, самый маленький, однозальный – в Калининградской области, есть кинотеатры в Нижегородской, Саратовской, Пензенской областях. И вся эта география управляется из одного единого офиса, а сейчас еще и в удалённом режиме. Поэтому мы оценили это как наше преимущество. Далее, сто человек у нас работало, шестнадцать человек в управлении, порядка двухсот пятидесяти миллионов составила выручка за прошлый год.
Идея с масками – это моя личная идея, это в принципе соответствует моему складу ума. Мой мозг сразу продуцирует какие-то мысли в ответ на любой вызов, и поэтому, когда уже дальше нельзя было себя убеждать, что всё это пройдёт мимо и мы не пострадаем, мозг начал искать идеи, решать задачи. Конечно, вначале команда отнеслась к этому очень скептически. Операционный директор позвонил мне и сказал: «Я хочу проснуться». Я говорю – проснёмся, надеюсь, но не сейчас, чуть позже. Сейчас нам нужно будет пожить в этом сне.
В итоге этот самый операционный директор быстро взял бразды правления (сказался опыт его предыдущей деятельности) и оперативно реализовал производственную часть проекта. Все сотрудники получили задания, соответствующие их каким-то умениям: например, у нас девушка, которая занималась учётом, она еще оказалась домашней швеёй, поэтому она взяла на себя разработку технологии. Они вместе с операционным директором провели работу в городах: нашли людей, у кого есть машинки швейные, вместо попкорна закупили ткань и соответствующие резинки, нитки и всё такое. Отделу маркетинга была поставлена задача создать сайт, социальные сети под этот проект, отделу автоматизации пришлось наладить все бизнес-процессы под нужды сайта.
Ничего такого особо нового мы не придумывали, у нас всё это было: отдел маркетинга был, отдел автоматизации был. Отдела производственного не было, но мы его быстро создали на базе наших подразделений. То есть проявили гибкость и смекалку. За пять дней мы все это сделали. На сайте появилась возможность онлайн-оплаты. Бизнес-процесс настроили таким образом, чтобы заказ через CRM-систему получал соответствующий менеджер, который отрабатывал эти заказы, распределял по производству. В целом мы за первый месяц продали более пяти тысяч масок и заработали один миллион рублей.
Проект мы заявили как социальный, соответственно, я лично с него ничего себе зарабатывать не собирался и не собираюсь, даже если какие дополнительные деньги будут появляться. Уже есть прецедент – в Калининграде, например, начали шить быстрее. Калининградский кинотеатр быстро заработал себе на операционные расходы, и у нас появились там кое-какие небольшие дополнительные деньги с этого проекта. И еще мы сразу решили продавать маски через сайт с доставкой. Потому что мы сразу поняли, что нам нужно максимально занять наших сотрудников, а поскольку не все умели шить, то мы сразу подумали, что эти люди смогут заниматься логистикой. Это будет дополнительной ценностью для клиента, если ему еще и привезут эти маски.
Бизнес без людей не существует
В первую очередь, когда я думаю о бизнесе, я думаю о людях, которые в нём работают. По сути, бизнес без людей существовать не может, здесь все взаимосвязано. Поэтому задача-минимум была сохранить людей, потому что если мы сохраним людей – нам удастся сохранить и бизнес. Поэтому, конечно, я понимал, что если мы отправляем людей в простой, то мы обязаны будем выплачивать им 2/3 от их оклада. Но и в простое их надо занять чем-то. Мы привлекли какую-то часть сотрудников к проекту «СИНЕМАСКИ», а тем, кого не удалось задействовать, мы просто выплачиваем 2/3 оклада, чтобы они остались у нас в штате.
Те зарплаты, которые люди получают за шитьё масок, они идут «сверху». Была сразу принята такая бизнес-модель, потому что проект новый, я понимал, что не все захотят этим заниматься.
Увольнений у нас пока не было, все понимают ситуацию. Наш отдел HR качественно проработал со всеми сотрудниками, объяснил им, что, как и почему происходит. Сейчас нет желающих идти на биржу труда и оставаться в каком-то вообще подвешенном состоянии. Поэтому в целом коллектив отреагировал на наши решения в большей степени позитивно. Конечно, всех наши новации страшили, всем было боязно, но деваться было некуда. Через некоторое время, когда пошли продажи и когда начало что-то получаться, появилась уже какая-то вера в то, что наш проект работоспособен и поможет продержаться, пока мы не вернемся к нашей основной, нормальной деятельности.
Стоимость маски сейчас определена в 150 рублей, не очень-то там большая маржа, зато там хорошие ставки по зарплате заложены. Мы платим швее по 40 рублей за каждую маску, непрофессиональная швея в режиме домашней машинки может пошить 30-40 масок в день. То есть это 1200-1600 рублей, с которых придётся уплатить 13% налога, остальное – ее заработок. Также у нас установлена ставка за доставку, это 100 рублей пешком, если человек без автомобиля доставляет маски по какому-то ближайшему адресу, и 120 рублей – если на автомобиле, это за каждый заказ. Это уже не за маску, а за заказ. Заказы бывают большие, соответственно, доля логистики в таком заказе падает.
Кинотеатры временно умерли, но мы еще живы
Мы пригласили присоединиться к этому проекту все кинотеатры страны. Мы понимаем, что мы закрыты будем дольше всех. Если, допустим, у ресторатора есть какая-то работа – они могут организовывать какие-то доставки, еще что-то, то мы просто закрыты и всё. И мы откроемся, по моим личным оценкам, осенью в лучшем случае. Поэтому те ресурсы, которые есть у кинотеатров – а это порядка двадцати тысяч человек – можно занять курьерскими задачами и задачами по производству той продукции, которая сейчас очень важна для всего мира. Хоть наше правительство и заявляет, что мы уже вот-вот закроем дефицит масок в стране, я думаю, что во всем мире дефицит масок не закроется еще очень долго.
Предприниматели и власть: всё не сложно
Мы призывали власти, в частности, региональные власти Калининградской области, нам помочь, они откликнулись, и я хочу поблагодарить многих, кто нам помогал в реализации этого проекта. Губернатор Калининградской области очень активно нас рекламировал, это дорогого стоит, мы рады этому. Мы рады, что нас видят, понимают, что мы стараемся, и хотят помочь.
Анонсированные правительством беспроцентные кредиты на выплату заработной платы сотрудникам мы получили, так что какие-то средства на выплату зарплаты у нас есть. Подали заявку на субсидии в размере одного МРОТ на каждого сотрудника.
Мы хотели бы от государства получить гарантии выкупа у нас вот этих наших масок, которые мы шьем в соответствии с технологиями, разработанными Минпромторгом. Если такое решение будет принято, то многие мои коллеги из других сетей будут готовы присоединиться к проекту и так же организовать на базе своих кинотеатров определённое производство, для этого у них есть все ресурсы. Мы готовы шить пятьсот тысяч масок в день. Если бы вся отрасль сейчас включилась в эту работу, люди не просто сидели бы дома, одни бы дома шили, а другие работали бы курьерами. Это позволило бы разгрузить профессиональные швейные производства, которые можно было бы перенаправить на шитьё костюмов для медиков, которых сейчас не хватает. Я уверен, что есть возможность в рамках всего государства отрегулировать эту систему, чтобы целую отрасль фактически выдернуть без прямых дотаций.
Мы, конечно, понимаем, что всем деньги раздавать – это хорошо, но деньги имеют свойство заканчиваться. А мы предлагаем выстраивание производственных цепочек, потому что мы закупаем где-то ткань, то есть даем работу еще кому-то, логистика у нас работает, швеи, курьеры. Из вырученных денег мы можем покрывать расходы, связанные с простоем кинотеатров. Короче говоря, мы бы запустили целую производственную цепочку и это позволило бы опять же нашей отрасли в меньшей степени пострадать от этой вот напасти, которая на нас свалилась.
Отраслевая солидарность: присоединятся все
Нас поддержало пока два кинотеатра в Белгороде, кинотеатры в Тюмени, в Новокузнецке, мы ведём переговоры с сетью «С5», то есть в целом интерес у индустрии к этому проекту есть. Если мы получим госгарантии, то я уверен, что очень многие – точнее, все – присоединятся, потому что это очень легко, я всех научу, как и что всё делать. Когда люди спасают свой бизнес, они способны принимать такие нетривиальные, нестандартные решения.
Я не вижу ни одного препятствия, которое могло бы помешать нашему государству принять наше предложение. Здесь нет, как говорится, подводных камней, здесь всё открыто, поэтому мы надеемся, что нас заметят и примут соответствующее профессиональное решение.
Лучше кино, чем шить маски
Задачи шить маски всегда – это не наш бизнес. Хотя мы, конечно, получили некие новые компетенции: создание продающих сайтов, разработка каналов продаж, принципы онлайн-продаж… То есть теперь мы могли бы еще какой-нибудь бизнес организовать подобный. Но больше всего я был бы доволен, если бы все это завтра можно было бы закрыть и вернуться к тому бизнесу, который мне всегда нравился, и создавать те ценности, которые я до этого создавал для людей, мне они очень близки.
Советы предпринимателям
Мы сегодня запускаем автомобильный кинотеатр в Калининграде, вернее, перезапускаем. Это такое культовое место было в Калининграде до 2016 года, потом он закрылся по техническим причинам, я был оператором этого кинотеатра. Мы сейчас проводим некий апгрейт, кинотеатр «восстаёт из пепла» и будет, мы надеемся, генерить какую-то выручу. Интерес сейчас огромный к автомобильному кинотеатру, это единственный на данный момент формат проведения досуга вне дома, соответствующий всем требованиям Роспотребнадзора с точки зрения социальной дистанции.
Я не знаю, могу ли я давать советы другим людям, бизнес у всех разный. Я думаю только, что любой кризис – это всегда возможность. Сейчас очень много вариантов развития каких-то логистических цепочек, особенно вот варианты доставки «до последней мили». Это невыгодно для транспортных компаний, а сейчас очень востребовано. Можно продумать, как вы свою услугу или продукт можете доставить домой к клиенту, и сделать это безопасным способом. Я думаю, в этом направлении можно что-то поискать. Даже если это не будет с первого дня покрывать ваших расходов (бизнес-модели так сразу не перестраиваются), то вы приобретете какие-то компетенции, которых у вас раньше не было. Ну или можно сейчас наконец-то заняться сайтом. Если раньше у вас его не было и вам казалось, что он вам не нужен, то теперь – самое время.
Протяни руку
Мы запустили еще один проект, он называется «Еду к пожилым», в рамках которого мы готовим хорошие продуктовые наборы для людей старше 65 лет и доставляем их силами наших же курьеров (сотрудников, которые стали курьерами «СИНЕМАСКИ»). На проект «ЕДУКПОЖИЛЫМ.РФ» мы направляем дополнительные деньги, которые у нас образовались в рамках «СИНЕМАСКИ» после того, как мы оплатили кинотеатрам их накладные расходы и выплатили заработную плату. Пока у нас только на Калининградскую область этот проект работает, пока мы раздаём десять комплектов в день. Это нам обходится в пятнадцать тысяч рублей в день, потому что комплект стоит полторы тысячи рублей. Это хороший комплект, мы продукты закупаем по справедливой цене, чтобы и поставщику тоже было выгодно. Если нам удастся его распространить на всю страну, надо, чтобы везде было коммерчески выгодно участвовать в нём. Потому что, когда на поставщика начинают давить, что это же благотворительность, давай нам за бесплатно привези, то начинается «торговля»: а я вам вот такого качества не привезу, а привезу вот такого качества, и начинаются игры с качеством, с ассортиментом. Мы этого допустить не хотим, поэтому мы определили его стоимость в полторы тысячи рублей и строго определенный набор продуктов, и будем работать с теми поставщиками, которые обеспечат нам этот набор продуктов за эти деньги.
По-хорошему, если все у нас получится так, как мы задумали, если все бизнес-процессы будут отработаны, то мы могли бы потом подарить этот проект государству как инструмент, через который можно будет распределять адресную помощь. Я так понимаю, у государства есть задача оказать кому-то помощь, но они не знают, как это сделать, и бывает, что нуждающиеся положенных дотаций не получают.
Холодильник набирает до 100 просмотров за вечер
Управлять бизнесом удалённо – это новый для меня опыт, мне кажется, я достаточно быстро к этому привык. Сейчас мы проводим 2-3 совещания в день по скайпу и в принципе всё управляется, всё движется, люди получают задачи. Есть SRM-система, которой мы пользуемся как постановщиком задач, бизнес-процессы там прописаны, так что общаться и управлять бизнесом для меня не представляет сложности.
Да, я как-то изменился, по ресторанам скучаю, хочется в ресторан, соскучился. В Калининградской области нет такого жесткого предписания, чтобы прям выйти на улицу нельзя было. Гуляем, социальную дистанцию соблюдаем, на машине можно прокатиться, на велосипеде. Домой взял в аренду у фитнес-центра эллипсоидный тренажер и как-то так втянулся, у меня сейчас утро начинается с такого «проезда на лыжах» по сорок минут. Настроение улучшается, чувствуешь, что ты уже не превращаешься в мешок.
Хотя все равно пищевые привычки сильно изменились. Если раньше старался питаться более правильно, по времени, то сейчас холодильник набирает до ста просмотров за вечер. Шучу, конечно, но тем не менее это беспокоит, потому что хочется всё-таки оставить все сферы жизни в сбалансированном состоянии.
По путешествиям очень скучаю. Мы очень много ездили, из Калининградской области всегда было очень легко выскочить куда-то, на машине до ближайшего аэропорта доехать и улететь в любою точку. Когда это вернётся – не понятно.
Хотя я еще нахожусь в очень хорошей ситуации, у меня большой дом и есть дворик, где можно пожарить шашлыки, и всё-таки три этажа, тут можно разойтись по этажам, можно какое-то время побыть одному. Понимаю, как людям психологически тяжело находиться в небольшой квартире площадью сорок метров со всеми своими близкими.
Главное не умереть
В любом случае всё, что нас не убивает, делает нас сильнее, поэтому, я уверен, что мы и из этого кризиса выйдем еще более сильными и даже преображенными.
Главное, не умереть – как бизнесу я имею ввиду, ну и как человеку тоже хотелось бы сохранить здоровье в первую очередь. Поэтому, если мы решим эту задачу – не погибнуть, то уверен, что те компетенции, которые мы получили, позволят нам сделать еще рывок и, возможно, начать параллельные бизнесы, которые тоже могли бы войти в сферу моих интересов.