Фильм «Эсав» — новая работа именитого режиссёра Павла Лунгина, выход в прокат которой застопорился из-за пандемии. Однако Ельцин Центр предоставил жителям Екатеринбурга уникальную возможность посмотреть продемонстрированную пока лишь на фестивалях ленту и обсудить её вместе с автором в режиме онлайн.
Фильм «Эсав» снят на английском языке по одноимённому роману известного израильского писателя Меира Шалева. Это семейная сага, охватывающая временной отрезок от конца Первой мировой войны до наших дней и повествующая о драматической судьбе двух братьев-близнецов, чья история во многом напоминает библейскую притчу об Исаве и Иакове.
Картину Лунгин снимал в Израиле, к работе над лентой в качестве оператора ему удалось привлечь знаменитого немца Фреда Келемана, одна из главных мужских ролей досталась голливудской звезде Харви Кейтелю, а женских — актрисе Шире Хаас, которая получила мировую известность после сериала Netflix «Неортодоксальная». В «Эсаве» также снимались Лиор Ашкенази, Марк Иванир и Юлия Пересильд.
Перед показом фильма киновед и кинокритик Вячеслав Шмыров отметил, что «Эсав» — продолжение библейской темы, зазвучавшей у Павла Лунгина в картине «Остров», а затем получившей продолжение и развитие в фильме «Царь». В этих картинах режиссёр пытается осмыслить историю как часть мифологического пространства, в котором религиозное и историческое очень плотно сопряжены.
— Это уже такой поздний и мудрый Лунгин, который думает о проблемах большой истории и философии, национального мира и самосознания, — подчеркнул Шмыров. — Картина «Эсав» — глубокая, серьезная и очень красивая.
По словам режиссёра, его новый фильм — это история про Израиль, в том числе про эмигрантов из России, семейная сага, растянутая во времени с начала ХХ века, рассказ о тяжелых семейных отношениях и повествование о двух братьях-близнецах, которые не могут поделить свою жизнь, — один крадет у другого и любовь, и семейное дело.
— Картина лишена политического контекста, а мир сейчас очень политизирован, ориентирован на политику. Внимание большинства приковано к новым проблемам, а не традиционным, но мне интересны вечные проблемы, — признался Лунгин на онлайн-встрече со зрителями. — Отношения братьев, вечное ощущение от того, почему жизнь всегда всех обманывает. Вот были яркие, красивые и чудесные люди, которые, мне кажется, очень счастливы в юности, но жизнь прошла, и они стали банальными, обиженными и неудовлетворенными. Почему же эта мистерия происходит с каждым человеком? Шалев ставит также вечные вопросы о том, в чем мы все евреи и можно ли два раза войти в семью и вернуться на землю, из которой ушел.
Лунгин говорит, что роман «Эсав» понравился ему больше других произведений Меира Шалева, поэтому появилось желание экранизировать именно его. Но, к сожалению, в процессе создания сценария и при монтаже многое пришлось опустить и отбросить, например, в фильм не вошёл целый пласт фантасмагорий, которые есть в романе.
— Это тонкое литературное произведение, которое непросто изложить языком кинематографа, потому что литература гораздо более сложный и тонкий инструмент, чем кино, которое живёт грубыми движениями. В романе есть некое сюрреалистическое измерение про жизнь маленького израильского городка, не вошедшее в фильм, может быть, я что-то и потерял в этом.
Из большого количества отснятого материала, не попавшего в двухчасовой фильм, режиссёр сделал еще и четырехсерийную версию в формате мини-сериала, где более подробно рассматривается любовная линия. В таком виде Лунгин рассчитывает показать своего «Эсава» на какой-либо онлайн-платформе.
— Мы сейчас живем в эпоху подросткового кино, где отношения упрощены и спрямлены, а любовь в большой степени должна заканчиваться хеппи-эндом. А это взрослый фильм с печальным результатом жизни. Если взять это всё в душу, то можно испытать некоторое волнение. Но одна из главных функций искусства служит тому, чтобы люди уходили от одиночества. Это чувство, что ты не одинок, что есть люди, которые чувствуют как ты и чью судьбу ты разделяешь, — оно очень сильное.
Визуальный ряд у ленты получился очень аутентичным, большую часть времени он выдержан в тоскливых серых тонах, которые придают фильму особую атмосферу грусти и подчёркивают трагизм семейной саги. Лунгин пояснил, что когда они с оператором выставляли светокоррекцию, то по режиссёрскому замыслу было решено сцены воспоминаний снимать в сочных красках, а современность сделать почти обесцвеченной.
Хотя, по словам режиссёра, вопрос «можно ли войти дважды в семью и вернуться на свою родину?», он в фильме все-таки решает положительно, в отличие от романа. Главный герой Меира Шалева не остаётся в Израиле, а возвращается обратно в США, а киногерой Павла Лунгина все-таки принимает решение не расставаться с семьей и родиной, отправляя в большой мир свою племянницу, чтобы она не сошла с ума в унылом городке. В конце концов он даже испёк свой хлеб, хотя отчаянно не хотел этого делать. И это дает надежду на то, что всё можно восстановить, что в герое картины, а может быть, и в каждом из нас живёт чувство родственности и семьи.
Ещё одним важным действующим лицом и героем нового фильма Лунгина стал хлеб, который для семьи одновременно любимое дело и проклятье. Эти хрустящие и удивительно красивые пшеничные булки для режиссёра — символ вечной жизни, вечного возрождения и обновления, хотя труд пекаря с его бессонными ночами, жаром печи и выматывающей силы работой с тестом — адский.
Также Лунгин рассказал зрителям, собравшимся посмотреть его картину «Эсав» в кино-конференц-зале Ельцин Центра, о трудностях, с которыми столкнулся, впервые снимая фильм не на русском языке, и о работе с известными западными актёрами.
— Мне сложно было работать потому, что я не свободен в английском. Я могу выразить то, что хочу, но сложные вещи точно объяснить у меня не получается. Но при этом в процессе съёмок картины у меня возникла дружба с Харви Кейтелем, который теперь мне пишет письма, и мы с ним обмениваемся всеми новостями и планами. Он говорит, что ему очень понравилось со мной работать, и актёр готов еще сниматься у меня в фильмах. Мне было очень легко и приятно работать с Широй Хаас, которая сыграла так чудесно в «Эсаве» и в сериале «Неортодоксальная». А Юлии Пересильд очень подошла роль сильной и красивой женщины, которая живет на чужой земле и не понимает ни языка, ни окружающих её людей, но которую ведут по жизни мощнейшие инстинкты — любовь к детям и чувство долга.
Картина о семейной еврейской жизни, о семейной драме сейчас не очень актуальна, но, наверное, придет время и для таких фильмов, как «Эсав», прокат которого всё равно состоится по мере отмены карантинных мер, подчеркнул режиссёр.
— Мне повезло сделать уникальную вещь, такой фильм. Считаю, это огромная удача для меня, и я очень доволен. Сбылась мечта поработать с Харви Кейтелем, мне дано было счастье быть свободным, никто не довлел надо мной, никто не говорил: «снимай так или иначе». Это свободное плавание, которое я пережил, поэтому я в восторге. Конечно, хочется, чтобы все любили твоего ребёночка, а фильм — это как дитя, но «Эсав» попал между каких-то тектонических плит, и я не уверен, что сегодня людям хочется видеть неполемический фильм про евреев. Но я как чувствовал, так его и сделал.