26 августа скончался уральский живописец Вилен Мухаркин. Ему было 95 лет. Выставка мастера «Не слепок, не бездушный лик» сейчас экспонируется в Ельцин Центре.
«Уральским Ван Гогом» называли его искусствоведы, а еще «Рафаэлем Нижнего Тагила» и «совестью Художественного фонда», в котором художник проработал не один десяток лет. При этом автор «сочных» пейзажей и натюрмортов очень не любил говорить о себе и вообще быть в центре внимания.
Куратор выставки, художник Николай Грачиков, рассказывает, что Вилен Дмитриевич был скромным, непритязательным человеком. При этом был энциклопедически образован, мог часами читать стихи любимых авторов. Сам писал стихи. Жизнелюбие отражалось во всех его работах. А также мощь и энергия уральской природы, её первозданность и отсутствие суетности.
Он не продавал своих картин. И, убираясь в мастерской, легко с ними расставался. Тем ценнее те образцы, которые остались в семье, музеях, фондах и частных коллекциях.
К счастью он много работал, возможно, это и было секретом его творческого и жизненного долголетия. Для него мало значили регалии и привилегии. Он и в Союз художников вступил, когда ему было уже за восемьдесят.
Однажды на открытии выставки художника попросили рассказать о его работах. Мухаркин обвёл их взглядом и ответил: «Так я уже всё сказал».
– Я не стремился искать особый стиль – сказал о себе художник. – Не задумывался о значимых и важных темах. Просто если глаза и мозг отзывались на что-то красивое в природе, то это и вызывало желание взяться за кисти. Работая в живописи, я никогда не ставил карьерных задач, которые вели бы меня к благополучию, но все, что более или менее удавалось, было мне в радость.
Будущий живописец родился в 1925 году в Надеждинске в семье металлурга. Отец работал в доменном цехе, неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Мать, домохозяйка, занималась воспитанием и образованием четверых детей.
Восемь классов Вилен окончил в мае 1941 года. На пятый день войны был принят на работу в доменный цех металлургического завода имени Серова, и до призыва в армию, в январе 1945 года, работал машинистом экскаватора.
Попав на фронт, принимал участие в составе войск 2-го Украинского фронта под командованием Малиновского, в боях за освобождение Украины, Венгрии и Румынии. Был дважды тяжело ранен – второй раз в боях на улицах Будапешта.
9 мая встретил в госпитале. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны I степени. После демобилизации в декабре 1945 года лечился в госпиталях.
В сентябре 1947-го поступил в Нижнетагильское художественно-промышленное училище. По окончании, в 1952 году работал учителем черчения и рисования. Участвовал в художественных, городских и областных выставках. В 1959-м был принят в Нижнетагильские художественно-производственные мастерские, где проработал до выхода на пенсию. Параллельно преподавал. У него было особое чутьё на одарённых творческих детей.
Мухаркин-художник и Мухаркин-человек – одно целое. Однажды избрав близкую для себя тему, он более никогда не изменял себе: не писал парадных портретов и исторических полотен, не воспевал достижений социализма. Его страстью стали пейзажи и натюрморты, жанры, казалось бы, второстепенные. Во все времена на них учились, оттачивали мастерство, искали новые средства художественной выразительности.
Но для Мухаркина пейзаж – это портрет малой Родины. А натюрморт – портрет времени и бытия. Его работы вполне сюжетны, они транслируют цвета и запахи, вызывают эмоциональный отклик и желание прикоснуться к живой природе, соединиться с её красотой.
Они узнаваемы, заставляют взглянуть по-новому на уже знакомые места, увидеть их глазами художника и как бы присвоить себе его взгляд.
Мухаркина называют мастером этюда. Ему удавалось запечатлеть мгновение, то, что часто теряется в законченных картинах. Ему была важна не просто реальность, а значимость момента, его внутренняя суть. Это роднит его с художниками начала ХХ века.
Доцент кафедры истории искусств УрФУ Н. Якимова так охарактеризовала его творчество:
«Живопись Мухаркина сочная, темпераментная. Его пейзажи проникнуты эмоциональным напряжением, мощным дыханием природы. Широкий пастозный мазок, упругая цветовая и ритмическая ткань композиции рождают образ глубокого пластического напора. Органика и преемственность с лучшими традициями живописного реализма московской школы живописи 1920-30-х годов, несомненно присутствуют в работах художника».
Посредством пейзажей и натюрмортов, художник исследовал принципы живописно-пластической экспрессии. Они становились основой его творческого метода, самобытного восприятия и темперамента. В его работах благодаря плотности цвета нет иллюзорности. Они осязаемы, объёмны, подсвечены изнутри.
Это роднит их и с работами Ван Гога, сказал однажды доцент кафедры эстетики УрГУ им. Горького Б. Орлов:
«Он пишет экспрессивно, сочно, мощно, но с уральским холодком. Я бы рискнул назвать его «тагильским Ван Гогом».
В работах Мухаркина нет привычной для пейзажей статики. Уверенные экспрессивные мазки передают даже движение воздуха. Очевидно, что не форма увлекает художника, а цвет. Поэтому Мухаркин – живописец. Цвет значит для него больше, чем какой-либо другой элемент в живописи.
Это тем более удивительно, что художник чаще работает гуашевыми и темперными красками по картону. Наложенные многослойно, лишенные глянца, присущего маслу, они обладают особой матовостью и сдержанностью цветовой гаммы.
Некоторые работы почти монохромны, что характерно для изображения уральской природы. Тёмно-зеленые, сизовато-синие, коричнево-красные и охристые тона, но с вкраплением неожиданных цветных пятен создают особое уральское настроение.
В своей живописной эстетике Мухаркин необыкновенно артистичен, он заряжает пространство пейзажей и натюрмортов особой энергией, которая как будто выплёскивается за рамки небольших по формату картин, присоединяет к себе окружающее пространство, подчиняет мысли и чувства.
Об этом говорит Петра Петерсен, научный сотрудник и куратор Музея Эдварда Мунка (Осло, Норвегия):
«Эти картины написаны мастером, обладающим ярко выраженным авторским стилем. В то же время в произведениях Вилена Мухаркина прослеживаются лучшие традиции немецкого и французского постимпрессионизма и экспрессионизма. Широкий экспрессионистический мазок в сочетании с относительно небольшим форматом работ создаёт ощущение тепла и уюта. Художник глубоко переживает пейзаж, его настроение и краски. Своей мягкостью и чувственностью картины напоминают акварели, но выполненные маслом».
Научный сотрудник нижнетагильского Музея изобразительных искусств М. Куликова подчёркивает факт преемственности традициям великих мастеров:
«Следуя традициям своих великих предшественников, в частности, глубоко почитаемых им К. Коровина, Л. Туржанского и В. Петровичева, Мухаркин видит в этюде главное средство познания действительности. Художник полностью отдаётся во власть стихии этюда, избегая при этом слепого, бездушного копирования натуры».
Друг и товарищ по цеху Николай Грачиков говорит, что мастер любил пленэр, рисовал с натуры и делал это до последнего времени: «В нём не было хитрости и стяжательства, наоборот, он был человеком слова и всегда хотел искренне помочь. Нам всем его будет не хватать. Жаль, что при жизни он не стал почетным гражданином города, ведь по сути он им был, настоящим гением места».
Сегодня работы мастера хранятся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, краеведческих музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ивделя и Серова, Музее трудовой славы Джезказгана, частных коллекциях и фондах.
Выставка продлится до 20 сентября.
Её можно посетить ежедневно с 10 до 20 часов.
Вход свободный.