Память о войне в эпоху перемен

27 мая 2025 г.Наталья Шурмина
Память о войне в эпоху перемен

Лишь в 90-е годы День Победы стал главным национальным праздником нашей страны, вытеснив с пьедестала Октябрьскую революцию. О том, как память о Великой Отечественной войне трансформировалась в эпоху перемен, рассказал на лекции 7 мая в Ельцин Центре в Екатеринбурге кандидат исторических наук Евгений Емельянов.

Лекция «Память о войне в эпоху перемен: коммеморация Великой Отечественной войны в 1990-е годы» Евгения Емельянова, который возглавляет научный отдел Музея Бориса Ельцина, прошла в рамках мероприятий, посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Емельянов пояснил, что коммеморация — это комплекс способов, с помощью которых сохраняется и передаётся память о прошлом. Она реализуется через практики, связанные с созданием мемориальных объектов и проведением ритуалов, посвящённых памяти о прошедших событиях.

— Великая Отечественная война — крупнейшее событие нашей истории. За пять лет только в армию было мобилизовано более 34 миллионов человек, десятки миллионов оказались в зоне оккупации, и огромное количество советских граждан в тылу своим трудом приближали победу. Такое грандиозное событие, затронувшее весь советский народ, навсегда осталось запечатлённым в памяти. И коммеморация начинается сразу же после окончания войны, буквально в момент её завершения.

Восьмого мая 1945 года выходит указ президиума Верховного Совета СССР о праздновании Дня Победы, согласно которому 9 мая объявлен нерабочим праздничным днём, днём всенародного торжества. Тогда же учреждается медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», ставшая самой массовой наградой в Советском Союзе. А 24 июня на Красной площади проходит парад Победы, которым командовал маршал Рокоссовский, а принимал его маршал Жуков.

— Эта первая масштабная волна коммеморации Великой Отечественной войны была недолгой, уже в 1947 году 9 мая стал рабочим днём. В последние сталинские годы тема Великой Отечественной войны сохранялась в советском официальном каноне, но оставалась второстепенной по сравнению с главной темой — Октябрьской революцией. Схожая ситуация сохранялась и в годы оттепели, в хрущёвскую эпоху.

Однако постепенно ситуация меняется, тема Победы начинает выходить на первый план. Переломной датой стал 1965 год, когда страна отмечала 20-летие Победы в Великой Отечественной войне. Именно тогда 9 мая официально закрепляется как нерабочий праздничный день, и впервые с 1945 года 9 мая на Красной площади проходит парад.

В этот же период времени учреждается почётное звание «Город-герой», а в Москве, в Александровском саду у Кремлёвской стены в 1966 году появляется один из главных памятников Великой Отечественной войне — Могила Неизвестного Солдата, где годом позже был зажжён Вечный огонь.

В стране идёт сооружение крупнейших мемориалов, посвящённых победам Красной армии. Так, в 1967 году в Волгограде открывается мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Его доминанта — монумент «Родина-мать зовёт!» высотой 85 метров работы скульптора Евгения Вучетича.

— Важнейшую роль в превращении Дня Победы в один из главных советских праздничных дней сыграл Брежнев, поскольку в его биографии именно война, а не революция, была крупнейшим событием. И это постепенное перемещение центра тяжести советского мемориального канона с революции на Победу будет наблюдаться весь поздний советский период — с 60-х до начала 90-х годов.

Емельянов отметил, что советский официальный канон памяти о войне, прославляющий воинский и трудовой подвиг, но фактически игнорирующий темы оккупации и геноцида, всегда сосуществовал с низовой народной памятью миллионов, считающих День Победы всенародным праздником. К примеру, 9 мая 1975 года, когда парад в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне не проводился, в Ленинграде состоялось колоссальное шествие ветеранов по Невскому проспекту. Именно поэтому любые инициативы советской власти, касающиеся Дня Победы, сразу же находили сильнейший отклик снизу. К 1986 году, когда была официально учреждена Всесоюзная общественная организация ветеранов войны и труда, уже окончательно формируется и обретает юридические рамки ветеранское движение, сыгравшее большую роль в увековечивании Победы уже в 90-е годы.

— Культ Победы выходит на первый план именно в эпоху перестройки, оттесняя культ Октябрьской революции. Спустя 20 лет, в 1985 году проходит парад на Красной площади в честь 40-летия Победы — и вновь повторяется через пять лет, чтобы торжественно отметить её 45-летие. Одновременно на задний план уходит тема коммунизма, уступая место сохранению мира. Показательный факт: центральный лозунг парада «Вперед к победе коммунизма» 1965 года сменяется в 1990 году лозунгом «Во имя жизни на Земле». Сохранение мира на планете в это время становится главным предназначением и смыслом существования Советского Союза.

После распада СССР в постсоветской России начинает формироваться официальный мемориальный канон, связанный с войной и Днём Победы. По словам Емельянова, в нём наблюдается очень интересное переплетение прежних советских мемориальных практик, прежних советских идей с новыми.

Банк России в начале 90-х выпускает серию памятных монет, первая из которых в 1992 году была посвящена северным конвоям — поставкам по ленд-лизу в Советский Союз. На реверсе этой монеты изображены флаги СССР, США и Великобритании.

— Тема совместной победы, совместной борьбы демократических стран против фашизма станет одной из главных в российском мемориальном дискурсе 90-х годов — времени, когда Россия стремилась создать дружеские, равноправные отношения с западными странами.

Ещё одна новая тема, появляющаяся в посвящённом войне постсоветском мемориальном дискурсе, — это тема религии, роли православной церкви в годы Великой Отечественной войны и связи православия и ратных подвигов в истории России. Так, в мае 1995 года на месте крупного танкового сражения на Прохоровском поле в Белгородской области по проекту скульптора Вячеслава Клыкова был сооружён мемориальный комплекс. Его доминантой стала звонница, над сферой которой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы.

Также в 90-е завершается строительство мемориальных долгостроев, где советские традиции уже получают иное идеологическое наполнение. Примером тому — открытый 9 мая 1995 года к 50-летию Победы по проекту Зураба Церетели комплекс на Поклонной горе в Москве, где тема Победы вновь перекликается с темой православия. В центре комплекса стоит обелиск «Монумент Победы», а рядом — часовня. У подножия обелиска находится статуя Георгия Победоносца, поражающего змея, — образ, который был немыслим в советском мемориальном каноне.

9 мая 1995 года в честь юбилея Победы на Красной площади прошёл праздничный парад. Борис Ельцин выступал с трибуны мавзолея, как раньше это делали советские руководители, но в его речи звучали принципиально другие акценты. Впервые лидер страны говорил о многочисленных жертвах войны, уничтожении советских граждан, рассматривая победу как продолжение российской традиции полного разгрома врагов-завоевателей.

Парад в честь 50-летия Победы стал по-своему уникальным. На трибунах присутствовали главы государств и правительств более 50 стран, а сам он состоял из двух частей: парада на Красной площади ветеранов с боевыми знамёнами и шествия военнослужащих, одетых в военную форму периода Великой Отечественной войны; а также парада войск и военной техники московского гарнизона на Поклонной горе. Тогда впервые появилась авиационная составляющая — над Москвой пролетели боевые самолёты и вертолёты.

— Именно в 1995 году начинается широкое праздничное проведение парадов 9 мая в разных городах страны, именно тогда сформировалась современная традиция празднования Дня Победы, — подчеркнул Емельянов.

19 мая того же года был принят федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», провозгласивший День Победы всенародным праздником, который ежегодно отмечается военным парадом и артиллерийским салютом в Москве, городах-героях, а также городах, где дислоцированы штабы военных округов и флотов.

Этим же законом у Вечного огня на могиле Неизвестного солдата был установлен постоянный пост почётного караула, а также учреждена Государственная премия имени Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.

Таким образом, именно в 90-е годы День Победы стал главным праздником России, а Великая Отечественная война — главным событием российской истории, память о котором является ключевым объединяющим элементом современного российского общества.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.