В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге 20 декабря открылась уникальная выставка «Отоваренная мечта». Главным партнером выставки, на которой собрано более 400 экспонатов, выступил Мультимедиа арт музей, совместно с которым Ельцин Центр проводит уже третью выставку.

Если вы не знаете или забыли о том, какой была советская реклама и какие товары народного потребления становились фетишами в эпоху тотального дефицита в советской стране, то выставка «Отоваренная мечта» – отличный способ удовлетворить любопытство или вспомнить, каким был материальный мир до появления в нем нынешнего изобилия товаров и услуг.

– На выставке одновременно представлены плакаты, которые манифестируют стремление к той жизни, которая должна быть, и фотографии, на которых запечатлена реальная жизнь, – рассказал руководитель Арт-галереи Илья Шипиловских. – К примеру, один из выставленных плакатов призывает обратиться к продукции «Моссельпрома», а рядом на фотографиях мы видим голодающих Поволжья, продразверстку, коллективизацию. Интересно сравнение декларируемого и реального. Также примечательно, что в 20-е годы в рекламную сферу молодого советского государства пришли яркие художники и творцы, среди них поэт Владимир Маяковский и художник Александр Родченко. Они приняли активное участие в создании образной системы времени.

На выставке «Отоваренная мечта» можно ознакомиться с уникальными плодами творческого союза Маяковского и Родченко. Многие из их работ – своего рода, произведение авангардного искусства. На первом этаже Арт-галереи представлены плакаты, сделанные с 20-х по 50-е годы, на втором этаже – с 50-х по 90-е.

– Название выставки «Отоваренная мечта» – разрыв шаблона, – констатировал Илья Шипиловских. – Мечта – мир идеального, а товар – нечто предельно материальное. Мечта в советское время, можно сказать, была отчасти товаром. Очереди за дефицитом сопровождали не одно поколение людей, которым приходилось постоянно добывать некие вещи и предметы обихода, причем люди испытывали от этого счастье. К примеру, у нас представлена детская железная дорога, и один из посетителей нашей выставки признался, что в детстве мечтал именно о такой игрушке.

В поле зрения «охотников за дефицитом поневоле» оказывалось буквально всё – джинсы, обувь, колготки, игрушки, духи и даже туалетная бумага. И все эти предметы можно увидеть на выставке «Отоваренная мечта». В числе материальных мечтаний советского человека были и объекты посерьезнее одежды и игрушек – квартира и автомобиль. На фотографиях выставки запечатлены знаменитая балерина Майя Плисецкая и главная муза Владимира Маяковского Лиля Брик, с гордостью позирующие на фоне собственных автомобилей.

– Выставка, которая была задумана еще несколько лет назад, формировалась как исследовательский проект, экскурс в историю дефицита и советской рекламы, – рассказала хранитель, куратор Мультимедиа арт музея Анастасия Короткова. – Плакаты с советской рекламой выглядят очень празднично и как будто говорят, что в стране всё прекрасно. Отличительной особенностью рекламы в Советском Союзе стало то, что первые плакаты являлись, по сути, произведениями искусства и были созданы классиками авангарда. Последующие плакаты не то что призывали советского человека что-то приобрести, а как будто настаивали, что у него уже всё есть. Выставка рассчитана на широкую публику, на ней представлены как работы классиков советского фоторепортажа, так и предметы, которые предоставил Музей дизайна.

Лично Анастасии Коротковой, как она призналась, показалась интересной витрина с флаконами духов, одни из которых называются «Может быть». Духи, отметила спикер, представлены настоящие, причем один из флаконов был подарком подруге, который так и не вскрыли.

– Я восхищена Ельцин Центром и благодарна его команде, – оценила Анастасия Короткова сотрудничество Мультимедиа арт музея с Арт-галереей.

– Один из самых ярких плакатов на выставке «Отоваренная мечта» посвящен «Моссельпрому», на нем запечатлен слоган «Нигде кроме как в «Моссельпроме», – рассказала во время экскурсии по выставке специалист отдела выставочной деятельности Арт-галереи Наталья Шипилова. – Владимир Маяковский много работал над рекламой «Моссельпрома» вместе с Александром Родченко. Большинство творческих людей относились к рекламе именно как к творчеству, а не как к ремеслу. Все плакаты отличают яркие контрастные цвета, угловатый шрифт надписей.

На выставке «Отоваренная мечта» можно изучить не только предметы, но и изображения занятий мечты, призванные повысить престиж рабочих профессий, к примеру, продавца, но главное – «Отоваренная мечта» возможность погрузиться в одновременно оптимистичную, аскетичную и наполненную материалистичными желаниями атмосферу жизни в СССР.

Выставка продолжит свою работу до 25 февраля. Вход по билету в галерею — 100 рублей (есть льготы)

В рамках выставки «Отоваренная мечта»:

  • Каждую субботу в 17:00 – обзорная экскурсия для всех желающих. По билетам в Арт-галерею. Сбор участников у стойки администрации Арт-галереи. Длительность: 60 минут.
  • Каждую среду в 19:00 в рамках выставки - встреча в формате «Один разговор»

«Один разговор» (one talk) – новый формат обсуждения произведений искусства, где в центре внимания оказывается одна работа текущей экспозиции Арт-галереи, а также темы, которые поднимает автор в своём творчестве. Разговор строится на рассказе сотрудника галереи и последующем обсуждении.

Галерея открыта с 10:00 до 21:00 ежедневно, кроме понедельника. В праздничные дни 31 декабря, 1 и 8 января в Арт-галерее выходные дни.