В Центре Мейерхольда в Москве 20 января открылся «особый» фестиваль «Протеатр. Международные встречи». В течение трех дней на сцене центра выступят труппы, в которых играют актеры с различными физическими особенностями. Несколько лет фестиваль поддерживает Фонд Ельцина.
Основатель и организатор фестиваля - региональная общественная организация «Круг», которая способствует социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей. Фестивалю «Протеатр» более 15 лет, но в этом году он пройдет в новом формате. Творческие коллективы из разных стран впервые обменяются профессиональным опытом. Цель фестиваля - создание и развитие сообщества вокруг феномена «особого» театра. Особые - это театры, в которых играют люди с инвалидностью различного происхождения.
- Между фестивальными годами всегда идет серьёзная работа – организация школ, мастер-классов, конференций, - говорит председатель организационного комитета фестиваля «Протеатр» Наталья Попова.
– Наш фестиваль – это редкий случай, когда державы свободно меняются технологиями. Сейчас интерес к «особым театрам» очень вырос, они просто ломятся в большую культуру, и надо что-то с этим делать. Нужно взаимно открыться, чтобы взаимопроникновение стало в принципе возможно. И мы верим, что наша культура станет открытой.
Для взаимопроникновения пока есть преграды. Сегодня инклюзивный и профессиональный театр финансируются из разных источников: первый - Министерством образования, второй – Министерством культуры. Но, вопреки формальным понятиям, параллельные плоскости пересекаются, встречаются. Доказательство – «Протеатр», ставший наконец общим проектом. Помогают меценаты и общественные организации, а также волонтеры, которые однажды пришли, увидели и заразились идеей.Творчество для людей с особенностями нередко становится не только отдушиной, но и делом жизни.
- Мы все гордимся новгородским театром «Жест», который в прошлом году отметил 30 лет. Ни одно мероприятие в области не обходится без их участия. Как понять, профессионалы они или любители? – задает вопрос Тамара Золотцева, помощник председателя Всероссийского общества инвалидов.
- Я много видел инклюзивных театров, который меня поражали своим профессионализмом, свежим взглядом на жизнь, горением. Когда ты видишь такую работу, неважно, профессиональный театр или любительский, продолжает мысль Андрей Райкин, шеф-редактор службы информации телеканала «Культура». - Часто бывает, что интересный профессиональный коллектив зарождается из неформального желания людей что-то сделать. Таких примеров немало – начиная от Станиславского, который был, как известно, из купцов, и Немирович-Данченко профессионального образования не имел. Если начать с древних античных времен, то Гомер был слепой, Бетховен глухой, Тулуз-Лотрек с трудом передвигался, Достоевский страдал набором психических заболеваний. Но в истории искусства они остались как выдающиеся деятели.
Международный опыт доказывает, что найти себя в искусстве можно любому, независимо от особенностей здоровья. Мария-Луиса Вальдемарра, художественный руководитель танцевальной компании Danza Mobile из испанского города Севилья, говорит, что 20 лет назад в Андалусии инвалиды боялись выходить из дома. Сегодня Danza Mobile состоит из профессиональной танцгруппы, группы реабилитации детей с особенностями и творческого коллектива, который делает профессиональные совместные постановки. Особых артистов в труппе шестеро, они танцуют практически наравне с коллегами, почти не напоминая о том долгом пути, который им пришлось пройти.
- Важно понять, что они такие же, как мы. И работать могут так же, как другие танцовщики. Ведь каждый человек имеет право пойти на занятия танцами. Некоторые решают стать профессионалами. Мы просто даем другим людям такую возможность, - объясняет Мария-Луиса Вальдемарра.
По мнению Алексея Шеманова, быть другим в обществе – проблема, одна из самых общих для каждого. Алексей Юрьевич заведует лабораторией проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в Московском психолого-педагогическом университете и несколько лет входит в оргкомитет и жюри фестиваля особых театров «Протеатр».
- Каждый из нас часто оказывается «другим», - говорит Шеманов. - Это центральная ситуация для человека. В этом смысле театр оказывается на передних позициях, он может показать, как в такой ситуации жить и жить творчески. Есть проблема другого, двойственного отношения - как принять другого в себе.
Театр DU CRISTAL из Парижа привез мастер-класс по Беккету. К такому серьезному материалу редко обращаются даже профессиональные театры. По мнению руководителя французского театра Оливье Кудера, драматург одним из первых заговорил о том, как человек воспринимает самого себя, поднял важный вопрос самоидентичности человека.
- С одной стороны, искусство едино и мы все говорим об одних и тех же вещах, но разным языком. Язык Беккета как раз отличается от остальных, - объясняет свой выбор Кудер. - Он как-то особенно, иначе показывает человеческие чувства. Даже мне, как режиссеру не всегда понятно, как объяснить актеру ход мысли автора. Когда мы работаем с людьми с отклонениями, такая работа приобретает необычный оттенок.В работе фестиваля, кроме испанской и французской трупп, примут участие российские коллективы.
Подробнее о программе и участниках можно прочитать на сайте проекта Proteatr.ru.