На фильм «Артдокфеста» «Освобождение: инструкция по применению» в Образовательный центр Ельцин Центра 6 декабря пришло не так много зрителей. Это не расстроило автора фильма Александра Кузнецова. В камерной обстановке каждый имел возможность спросить его о картине: почему режиссер решил поднять проблему бюрократической волокиты в жизни людей, заточенных в психоневрологические учреждения, о том, как сложились судьбы его героев за кадром.
Это совместный франко-российский фильм-наблюдение за жизнью в психоневрологических учреждениях сибирской провинции, где люди лишены свободы, работы, семьи. Отвоевать эти права у могучей российской бюрократии – долгий и трудный путь. Порой кто-то добивается успеха, и, хотя достижение свободы – всегда прыжок в неизвестность, молодые «борцы» полны мужества и упорства.
Документальный фильм создавался на протяжении шести лет. Он показывает реальных героев – Юлию и Екатерину, которые оказались в психиатрической клинике из-за проблем в семье. Одна – подвергалась домашнему насилию и убегала из дома. Другая – воспитывалась бабушкой в неполной семье. Обеим уже за 30, обе хотят простых человеческих радостей: семью, работу, любовь. Но отвоевать свое право на обычное счастье им не под силу. Для многих зрителей фильм стал открытием абсолютно неизвестного мира. Они не знали, что в России существуют интернаты для людей с отклонениями психического развития. И в такие интернаты люди попадают, как правило, в раннем детстве – туда их отправляют родители, которые бывают очень разными. Некоторые просто не могут обеспечить уход за детьми, и в интернаты поступают вполне здоровые дети с обычными возрастными отклонениями.
– Для меня было шоком видеть девочек в этих страшных условиях. Казалось бы, что они там могут делать? Мне объяснили, что до 20 процентов детей попадают туда по стечению обстоятельств. Была бы у них нормальная семья, они давно уже были бы на воле, – рассказывает автор фильма Александр Кузнецов. – Сама жизнь в интернате как болото, которое засасывает. Спасают самодеятельность и различные виды творчества. Это лишь одна из форм адаптации, которая дает возможность быть свободным и чувствовать себя человеком.
Тема изолированной жизни в психоневрологических клиниках закрытая. Многие встретиться с такой реальностью не готовы. Режиссер хотел донести до каждого, что явление это не такое уж редкое. Государство так решает проблемы с ненужными и неудобными людьми. Найти в себе силы вырваться из его объятий очень тяжело. Зритель видит истории людей, которые все-таки проходят этот путь освобождения.
– Все в этой сфере очень забюрократизировано, – продолжает Александр. – Проблема в том, как «случайные» люди попадают в такие учреждения, и как система выстраивает с ними отношения: они могут годами писать в суд заявления и добиваться своего восстановления в правах. Мне было важно передать механизм отвратительной бездушности всей системы. Врачи каждый раз должны опровергать или подтверждать диагнозы и заключения своих коллег, выданные ранее. Ужас в том, что для врачей это вопрос корпоративной этики. К счастью, за рамками фильма обе героини все же добиваются своей цели. Катя закончила курсы и теперь работает в салоне красоты, Юля вышла замуж и счастлива в браке. Но их судьба скорее исключение из правил.
Формально это российско-французская копродукция, но вклад России тут только в том, что режиссер фильма – россиянин, иными словами, это почти полностью французское кино. Еще у нее есть международное название – «Все будет хорошо». И в этом существенном различии кроется код к пониманию нынешнего времени. Россиянин ищет инструкцию к освобождению, он реально хочет помочь людям, оказавшимся в беде, а более спокойный и уверенный, смотрящий на Россию со стороны Запад говорит, что все будет хорошо.
– Фильм-лауреат конкурсной программы – работа красноярского документалиста, неоднократного участника нашего фестиваля прошлых лет Александра Кузнецова. Поздравляю его с включением в лонг-лист Европейской киноакадемии (EFA). Эта картина в каком-то смысле символизирует нашу сегодняшнюю жизнь и отражает ее в эстетическом, и в профессиональном смыслах, – прокомментировал в своем видеообращении президент фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский получение фильмом Гран-при «Артдокфеста-2016».
– Я хотел, чтобы вы знали, – предостерегает Кузнецов, – подобные явления существуют. И чтобы у вас был алгоритм действия, «инструкция по применению», если вы или ваши близкие попадете в беду.