Осмысление советского прошлого в 90-е: еще одна попытка

25 марта 2016 г.Татьяна Филиппова
Осмысление советского прошлого в 90-е: еще одна попытка

Курс лекций о культуре 90-х, организованный Арт-галереей в рамках образовательного лектория Ельцин Центра, завершила Татьяна Круглова – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры этики, эстетики, теории и истории культуры УрФУ имени Бориса Ельцина.

В своей лекции «Прошлое, настоящее, будущее страны в художественной рефлексии нескольких поколений актуальных художников: рубеж 1980-х – первая половина 1990-х годов», которая была прочитана 19 марта, профессор Круглова проанализировала наследие советской эпохи и ее влияние на современное постсоветское искусство. Во время перестройки и революционных сдвигов начала 1990-х слово «постмодернизм» и такие его проявления, как концептуализм, соц-арт, некрореализм, гиперреализм и «новая драматургия» стали знаменем перемен в новой, постсоветской России. Поминки «по советскому» прошли широко и шумно, временами – весело и отчаянно. Но вскоре выяснилось, что культуре нужен не гробовщик, а психоаналитик. Вопросы, надо ли сносить памятники чекистам и партийным деятелям, создавать музеи репрессий, помнить о жертвах и судить палачей, глубокого ответа не получили.

– Мне хотелось бы поговорить о том, как осмыслялось советское прошлое, как оно анализировалось, рефлексировалось и могло ли послужить основанием построения будущего. Что произошло с нашим наследием, можем ли мы им пользоваться, можем ли мы положить его в основание тех планов, с которыми связано наше будущее. И что об этом думают сами художники, – обозначила свой подход к теме лекции профессор Круглова. – Мне хотелось бы показать вам программную работу Эрика Булатова «Заход или восход солнца». Это один из моих любимых художников. Вы видите, на ней изображены морская гладь и вместо садящегося за горизонт светила герб Советского Союза. Солнце в данном контексте – это наше «всё», как некогда античный космос. Его судьбы мы не знаем, опустится оно в мировой океан и поглотит его пучина, или оно будет вечно сиять на горизонте. Картина написана в 1989 году, накануне распада СССР. Художник предчувствовал эти события. Вообще, слово распад здесь наиболее уместно. Что значит «распад»? Когда что-то распадается, оно может превратиться в мусор, осколки, в нечто, чему мы не можем найти применение. Или в строительный материал для будущего творчества?

Разумно помнить

В качестве эпиграфа лектор процитировала Сергея Аверинцева, советского и российский филолога, историка культуры, философа: «Разумно помнить, что тоталитаризмы не были простым бунтом подсознания с его архетипами, они получили свой исторический шанс лишь постольку, поскольку были абсолютно ложным ответом на вполне реальные вопросы, порожденные кризисом прежних идентичностей. Конец и последующее развенчивание тоталитаризмов дают нам в полной степени ощутить реальность самих вопросов». Ложных ответов было дано немало. Как только не называли Советский проект – обман, ложный путь, тупик, не подлинный эксперимент.

Профессор Круглова настаивает, что сегодня мы не можем быть судьями нашему прошлому – этим занимается академическая наука и искусство. Но не отрефлексировав, мы не сможем двигаться вперед, не сможем найти применения нашему прошлому. Но точно так же мы не можем дать некую общую оценку советскому опыту и его эстетической рецепции из-за одновременности существования нескольких поколений советских людей и соответственно различного опыта проживания. Поэтому мы не можем говорить о коллективной травме идентичности, или об общей эйфории по поводу распада СССР. Круглова уверена, что никакие глобальные обобщения не работают, хотя бы потому, что советское общество было устроено сложно и многоукладно. Монолитность имела место лишь в официальной сфере.

К началу 90-х годов достаточно активными были четыре поколения. Лектор их называет:

– поколение классических советских людей, родившихся при советской власти и прошедших через всю советскую систему воспитания, доверяющих средствам массовой информации и официальному соцреалистическому искусству;

– поколение шестидесятников, активно воспринявших события 90-х и доминировавших в оценке этих событий, но довольно скоро сошедших с арены потому, что они лишь договорили то, что начали говорить в 60-е годы, и им особенно нечего было добавить;

– условные «семидесятники»: поколение советских постмодернистов, которые в советское время не имели никакого успеха, они не были запрещены, но и не были востребованы, это была не позиция сопротивления, а позиция внутреннего наблюдателя, им важнее было понять советское внутри себя;

– поколение перестройки, тесно связанное с семидесятниками: их работы – это работы с «клиникой травмы», для них «другой» важнее чем «я».

Психоанализ юмора, воображения и горя

Круглова описывает различные художественные версии работы с переживанием травмы советского прошлого. Она ссылается на работу Александра Эткинда «Работа горя и утехи меланхолии», который генерирует три основных подхода в осмыслении опыта травмы: психоанализ юмора, воображения и горя. Соц-арт, прочно обосновавшийся в искусстве ранних 90-х, постепенно начинает уходить. Изнутри соц-арта невозможно вести длительный, настоящий диалог с прошлым. Соц-арт – это форма расставания и преодоления советского. Мягкую иронию, которая свойственна «семидесятникам», сменяет жесткий сарказм поколения перестройки. В их работах гротескное советское – одновременно смешное и страшное, зловещее и прекрасное, но почти всегда абсурдное и трудное для понимания.

Профессор остановилась на трех основных работах, характеризующих клинику травмы: «Два капитана 2», «Трактористы 2» и «Прорва»:

– «Два капитана 2» – абсурдистский фильм-пародия в документально-историческом стиле режиссёра Сергея Дебижева, снятый в 1992 году. Название фильма вызывает ассоциации с романом «Два капитана» Вениамина Каверина, но не имеет с ним ничего общего. В фильме звучит музыка Сергея Курёхина и Бориса Гребенщикова. Они же исполняют главные роли. Сюжет псевдоисторического фарса относит зрителя к началу XX века. Это фильм-мистификация, снятый в псевдодокументальном стиле. Мы видим показанные в сюрреалистическом ракурсе исторические фигуры Ленина, Фанни Каплан, Гитлера, Геринга, Нильса Бора, Шпенглера, Дрейфуса, Сакко и Ванцетти, адмиралов Колчака и Нахимова. В фильме множество интеллектуальных аллюзий и событий, имевших место, но широко не афишируемых.

«Трактористы 2» – еще одна абсурдистская трагикомедия Глеба и Игоря Алейниковых, представляющая собой фантазию на тему широко известных советских фильмов «Трактористы», «Свадьба в Малиновке» и отчасти «Место встречи изменить нельзя». На первый взгляд, ирония и сарказм над почившей советской действительностью. Ремикс пырьевских «Трактористов» – то ли русская народная сказка про Ивана-дурака, то ли вестерн, где все стреляют и гоняют на тракторах, то ли мрачный привет из лихих 90-х – времен спирта «Рояль». По мнению лектора, фильм пронизан сладким ядом декаданса и порока.

Прорва советской эпохи

– Еще один важный для понимания эпохи 90-х фильм – «Прорва» Ивана Дыховичного, – подытоживает Круглова. – Он посвящен подготовке первомайского парада 1939 года. Сам парад – прекрасное завораживающее зрелище, эйфория восторга. Люди с хорошо сложенными телами, спортивные, загорелые сплетаются в невероятные по своей сложности фигуры. Дыховичный все это намеренно и многократно усиливает. Женщины в красивых летящих платьях, мужчины в белых костюмах, все они на фоне золотых статуй ВДНХ.

А за всем этим внешним великолепием группа высокопоставленных чекистов, которые занимаются подготовкой парада. …И вроде все проходит пристойно, и они попадают на государственный банкет, где вино льется рекой, столы ломятся от невероятных яств, но уже в следующем кадре их арестовывают, и они под звуки Вагнера в нижнем белье копают себе могилу.

В заключение лектор цитирует Вальтера Беньямина, немецкого философа, теоретика культуры, литературного критика, блистательного эссеиста и переводчика, который сказал: «Немецкий нацизм – это эстетизация политики, а сталинизм, наоборот, – политизация эстетики». На этом утверждении базировалось множество различных теорий. У Дыховичного в фильме есть это переворачивание. Само название фильма «Прорва» – идиома, не переводящаяся ни на один иностранный язык – это не физический объект, а странное место, в котором все пропадает бесконечно. У нее нет дна, нет конца, нет предела – название глубоко символичное для самого времени.

Только пепел знает

Три главных фильма начала эпохи 90-х. В них нет ни грамма эйфории по поводу наступления новой эры. В них точно так же нет ностальгии по утраченному прошлому. Лишь попытка к этому прошлому как-то отнестись. Заканчивает лектор стихами Бродского «Обратная версия пирамид», которые адресует уже не первому поколению студентов. Стихи как предчувствие гибели империи.

– Что такое «Обратная версия пирамид»? – спрашивает Татьяна Круглова. – Это выгребная или погребальная яма?

На лекции много студентов – будущих искусствоведов, архитекторов, педагогов, а также коллеги и друзья лектора, завсегдатаи магазина «Пиотровский». Профессор Круглова пригласила присутствующих на презентацию сборника статей «Политизация поля искусства. Исторические версии, теоретические подходы, эстетическая специфика»:

– Авторы статей, вошедших в монографию, – российские и французские исследователи, представители различных гуманитарных дисциплин: философии, эстетики, истории культуры, социологии культуры, истории искусства, объединились вокруг актуальной и вечно обсуждаемой темы: отношения искусства и политики. Предметом нашего исследования стала история левых идей в ХХ веке, представленная в опыте искусства и рефлексии советских художников и французских интеллектуалов.

Французские левые и советская пропаганда

На презентации сборника, состоявшейся 22 марта в книжном магазине «Пиотровский», профессор Круглова рассказала, что французские интеллектуалы, художники, писатели и издатели чрезвычайно интересуются происходящим в России. Начиная работу над этим проектом, российские коллеги не подозревали о колоссальности этого интереса, причем интереса небескорыстного, а вполне прагматического. Оказалось, что французские «левые» были очень заинтересованы в этом сотрудничестве.

Как показали совместные исследования, еще советские писательские организации выстроили целую сеть взаимодействия с французскими левыми литераторами, чтобы использовать Анри Барбюса, Анре Жида, Луи Арагона, Виктора Сержа, которые были просоветски настроены. Они очень хотели печататься в Советском Союзе и пропагандировали образ советской России в Западной Европе. Сотрудничество это было чрезвычайно эффективным. Французские писатели-коммунисты издавались в Советском Союзе огромными тиражами, были обласканы советской властью и любимы читательской аудиторией. Это была не просто циркуляция идей, это была большая политика.

На лекции присутствовал еще один автор сборника – Лилия Немченко – киновед, кинокритик, председатель жюри фестиваля «Кинопроба». Авторы подписали книги всем желающим.

Программа лектория Образовательного центра

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.