К 25-летию первого концерта Майкла Джексона в Москве Музей Бориса Ельцина подготовил очередную «Полную версию». Привезти короля поп-музыки в Россию стало возможным только в 90-е годы. Несмотря на то, что организаторы практически ничего не заработали на этом проекте — несли убытки, встречая сопротивление со стороны городских чиновников, — все же приезд Джексона можно назвать прорывом в отношениях двух культур — российской и западной.
Для зарождающегося в России шоу-бизнеса это был бесценный опыт. Как это происходило, в своей точечной экскурсии у Стены подарков рассказала сотрудник музея Ирина Куницкая.
Сегодня мы знаем о Майкле Джексоне существенно больше, чем тогда: певец, композитор и аранжировщик, успешный музыкальный продюсер, танцор, хореограф, актёр и сценарист, филантроп и предприниматель. Самый успешный исполнитель в истории поп-музыки, обладатель 15 премий «Грэмми» и множества других. 25 раз занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Количество проданных в мире записей Джексона составляет 1 миллиард копий; его вклад в развитие моды, танца и популярной музыки огромен.
В 1993 году ему исполнилось только 35 лет, но он уже был невероятно популярен в мире и хорошо известен меломанам в нашей стране благодаря привезенным «из-за бугра» пластинкам и первым робким музыкальным передачам, которые шли в основном в ночное время.
Экскурсовод рассказала, что в советские времена от зарубежных исполнителей требовались прежде всего лояльность к социалистическому строю, пристойное поведение и соответствующий этому внешний вид. Однако в начале восьмидесятых весь мир сходил с ума именно от безупречно воспитанных, опрятно одетых и не имеющих никакого отношения к политике чернокожих молодых людей, известных как группа The Jacksоns. Советская пресса писала: «Идол подростков Майкл Джексон был выбран в качестве примера примитивной коммерческой музыки, которая гипнотизирует людей и мешает им думать о таких важных политических темах, как расовое насилие».
И до Джексона в СССР приезжали большие мировые звезды — Дюк Эллингтон, Элтон Джон и Boney M. Это происходило раз в десять лет. Но даже концерт легендарной группы «Пинк Флойд» в 1989 году ситуацию кардинально не изменил — Советский Союз оставался закрытой страной. Еще и потому, что поп-музыка в преддверии 90-х играла куда более значительную роль, чем сегодня. Артисты были проводниками новых идей и образов, определявших жизнь общества на десятилетия вперед.
После визита Джексона, подчеркнула Ирина Куницкая, звезды стали чаще приезжать в Россию. Стинг, Маккартни, Мадонна, «Роллинг Стоунз» включали ее в свои мировые турне.
Джексон прилетел в Москву в рамках мирового концертного тура, посвященного выходу альбома Dangerous. Музыканта официально пригласил мэр столицы Юрий Лужков. Организатором выступила никому не известная продюсерская фирма «Десса».
Российская столица к мероприятиям такого уровня была технически не готова. Организаторы крайне неудачно выбрали площадку для выступления – открытую, полуразвалившуюся спортивную арену «Лужников», прозванную в народе «Лужа». За сутки была смонтирована сцена в духе обложки рекламируемого альбома Dangerous.
Кроме того, приезд Майкла Джексона в Москву совпал с началом драматических событий осени 1993 года. Столица бурлила политическими страстями, и городским властям было откровенно не до Джексона. Однако 12 сентября персональный самолет звезды «Фалкон» приземлился в Шереметьево-1, где его встречали тысячи поклонников. В здание аэропорта были допущены около трехсот человек. Эти же счастливчики получили «проходки» на концерт артиста.
Певец остановился в президентских апартаментах пятизвездочного отеля «Метрополь». Принимали его на очень высоком уровне, занимался этим непосредственно глава президентской администрации Сергей Филатов. Джексону выделили правительственный ЗИЛ — точно такой же, какой представлен в Музее Ельцина. Сопровождали певца офицеры Главного управления охраны РФ, обеспечивавшие безопасность первых лиц страны.
Джексон коллекционировал военную форму разных стран мира. По просьбе знаменитого коллекционера делегация посетила магазин «Военная книга» на Садовом кольце и спецотдел «Военторга», где Майкл приобрел милицейский парадный китель с погонами, брюки с лампасами, фуражку, форменный плащ и шинельное сукно.
Экскурсовод показала фотографии Джексона в милицейской форме, сделанные на Васильевском спуске Юрием Феклистовым.
В воинской части в Теплом Стане певец сделал подсъёмку для будущего клипа. Мотострелков вывели на плац, где они маршировали вместе с Джексоном, несмотря на дождь.
В ходе своего пребывания в Москве Майкл посетил Кремль, Оружейную палату и несколько антикварных магазинов. В Доме книги на Новом Арбате он купил множество книг, в том числе «Питера Пэна» на английском языке.
В день концерта, следуя в лимузине по Тверской улице, он лично разбрасывал билеты на свое шоу в «Лужниках».
Несколько раз концерт находился под угрозой срыва. То пресса сообщала, что вместо певца выступит его двойник, который будет петь под фонограмму, то служба охраны затевала проверку ложных сообщений о заложенных на стадионе бомбах. 15 сентября с утра зарядил дождь, а за два часа до концерта начался настоящий ливень. Не только трибуны, но и сцена оказались подтопленными.
Перед выступлением музыканта в гримерке посетила предсказательница Джуна. Она предрекла и без того мнительному Джексону падение на сцене и травму позвоночника. Певец хотел отменить концерт, но согласился, поставив два условия: сцена должна быть сухой, а стадион — полным.
Организаторы нашли выход: на трибуны бесплатно пустили толпу поклонников, штурмовавших стадион, а сцену постоянно протирали полотенцами, которые экспроприировали в коммерческом киоске тут же в Лужниках.
Концерт не отменили — несмотря на дождь, холод и ветер. 80 тысяч зрителей мокли под открытым небом в ожидании кумира. Перед выступлением звезды публику разогревала популярная танцевальная группа Culture Beat, которая была известна хитом Mr. Vain. После ее выступления на двух огромных экранах показывали клипы Майкла Джексона и документальные кадры времен семейного ансамбля «Пятерка Джексонов», а также записи концертов с беснующейся от восторга публикой.
Само выступление началось с оглушительного фейерверка перед явлением поп-звезды. В пятиминутных перерывах между песнями Джексон успевал переодеваться, верный принципу «новая песня — новый костюм».
Убыточность концерта была очевидна. Майкл Джексон отказался от гонорара. Кинопродюсерская компания «Десса» вскоре исчезла, а стадион «Лужники» был закрыт на реконструкцию.
— Именно в 1993 году в номере московского отеля «Метрополь» Майкл написал балладу об одиночестве Stranger in Moscow, которая вошла в альбом HIStory 1995 года, — подытожила Ирина Куницкая. — Джексон и звукорежиссер Брэд Баксер написали песню буквально за полтора часа. Позднее музыкант признавался, что в тот период ему действительно было тяжело и одиноко.
Эту пластинку, билет на концерт и фото обезумевших от счастья поклонников посетители музея могут увидеть в фойе музея в витрине «История одного экспоната».
Во время экскурсии ее участники ознакомились со статьей Никиты Богословского «О жуках» ((имелась в виду группа The Beatles, – ред.), прочли список запрещенных в России музыкальных групп и исполнителей с краткими характеристиками на них. Ирина показала, как выглядит обложка альбома Dangerous, которому было посвящено мировое турне артиста и уникальные фото Джексона на Красной площади, в аэропорту, в воинской части, расположенной в Теплом Стане. А также копии документов с обращениями фирмы «Десса» в Администрацию президента РФ и лично к Борису Ельцину (из архива Президентского центра).