В Ельцин Центре в Екатеринбурге 27 и 28 июля прошли мероприятия, приуроченные к трагической дате в истории страны – 80-летию начала масштабных репрессий.
Открылась выставка художника, выпускника Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова Андрея Сергунькина «Ордер на арест», по которой автор сам провёл экскурсию. А также состоялась серия лекций. Ведущий гид проекта «Топография террора», член совета Вольного исторического общества, писатель-москвовед Павел Гнилорыбов прочитал лекцию «Кто и зачем ставит памятники Сталину в современной России».
– В этом году – 80-летие пика Большого террора. Судьба семьи Бориса Ельцина связана с этой темой, – рассказал заместитель директора Музея Б.Н. Ельцина по науке Никита Соколов. – Отец и дядя Бориса Николаевича пострадали в годы репрессий. Борис Ельцин был тем человеком, который приложил наибольшие усилия, чтобы репрессии в России в будущем не были возможны. Ельцин подписал Закон о реабилитации жертв политических репрессий. Он видел в этом важную задачу по укреплению нового строя. В текущем году в программе Ельцин Центра, приуроченной к годовщине 1937 года, планируются лекции, «круглые столы», возможно, пройдет выставка. Кроме того, в декабре в Москве состоится традиционная конференция из цикла «История сталинизма».
Стоит напомнить, что Закон РФ от 18.10. 1991 №1761-1(ред. от 09.03.2016) «О реабилитации жертв политических репрессий» осуждает «многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости». Целью закона является «реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба».
Указ Президента от 2 декабря 1992 года № 1509 «Об образовании Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий»
В ходе лекции Павел Гнилорыбов представил аудитории реестр памятников Сталину, которые расположены и в крупных городах, и малозаселенных уголках России. Памятники Сталину, по словам исследователя, порой появляются в самых неожиданных локациях: они могут быть установлены, к примеру, на постаментах, где когда-то стояли фигуры других политических деятелей, около гаражных кооперативов, кладбищ, даже на дачных участках. Всего, по словам Гнилорыбова, в России насчитывается от 70 до 100 памятников Сталину.
Лекция «Кто и зачем ставит памятники Сталину в современной России»
Замдиректора Музея Б.Н. Ельцина по науке Никита Соколов обозначил мотивы, которые могут двигать людьми, устанавливающими памятники И. Сталину.
– Основной мотив очевиден, и это не сочувствие репрессиям, – отметил Никита Соколов. – В течение трех лет мы устанавливаем таблички «Последнего адреса» в память жертв политических репрессий – никогда не сталкивались с отказом по политическим причинам, потому что кто-либо якобы одобряет репрессии. Но если центральным событием истории сделать победу в Великой Отечественной войне, то генералиссимуса в белом кителе из этого не вычленить. В реестре памятников Сталину, который был представлен на лекции, он чаще всего изображен именно в маршальском мундире: трагедии, которые происходили до Великой Отечественной войны, оказались вытеснены победой.
На выставке «Ордер на арест», которую открыли Павел Гнилорыбов и Андрей Сергунькин, был представлен ряд эпизодов, связанных с репрессиями, которым подвергались обитатели дома с Арбата, №51. К слову, в этом доме жил знаменитый писатель Анатолий Рыбаков, автор романов «Кортик», «Бронзовая птица», «Тяжелый песок» и, конечно, потрясших поклонников «возвращенной литературы» «Детей Арбата».
– Мне нравится, что мы возвращаемся в пространство диалога, которое было в нашей стране, – сказал на открытии выставки Павел Гнилорыбов. – История – не поле битвы. Это общий стол, за который люди должны сесть после трудного невероятного века и поговорить о живых, о мертвых, о своих чаяниях. Мы привезли пример того, как можно препарировать любое здание в России, наполненное трагедией, любой дом старых большевиков. Мы подсчитали, что с карты Арбата, по данным «Мемориала», исчезли 109 имен. Эта цифра явно неполна, это люди, которые были арестованы на Арбате, осуждены в Москве и расстреляны на полигонах рядом с городом. Мы хотим рассказать о событиях 80-летней данности на примере конкретного дома, где был репрессированы 21 человек. На стенах этого дома уже прикреплены шесть табличек «Последнего адреса».
– Идея проекта – оживить историю, – дополнил Андрей Сергунькин. – Хочется, чтобы посетители выставки пережили судьбы людей, изображенных на ней, как личные. Часть людей, которых я нарисовал, реальные люди, а часть собирательные образы. При этом мы опирались на дела репрессированных.
В фокусе графических изображений, представленных на выставке, – здание Арбата №51, автомобиль Сталина, портреты, образы обычных прохожих.
Выставка «Ордер на арест» будет открыта до 28 августа.