В фойе кино-конференц-зала Ельцин Центра в Екатеринбурге 18 ноября открылась персональная выставка Натальи Гончаровой «Оранжевый шум», посвящённая проблеме отношения общества к трудовым мигрантам из Средней Азии.
Открыл выставку Илья Шипиловских, руководитель Арт-галереи в Ельцин Центре.
— Я рад, что именно эта выставка открывается в стенах Ельцин Центра, — приветствовал Илья всех, кто пришёл на открытие. — Нам было нелегко понять, как начать разговор на такую сложную тему, как трудовая миграция, но, конечно, для нас было важно в принципе начать этот разговор. Скрывать, игнорировать, замалчивать — совершенно не наш стиль. Это то, с чем мы призваны бороться. Мы должны вносить в общественное поле для обсуждения эти важные вопросы и дальше изучать общественное мнение, менять общественное мнение, двигаться именно в этом направлении. Мы благодарны автору, что она послужила инспиратором для такой сложной темы, предложила нам свой взгляд и своё представление. Многие из нас не замечают приезжих из других республик, как будто их нет вовсе. Их труд остаётся невидимым для нас, недооценённым или неправильно понятым. И я рад, что мы начинаем об этом говорить.
Илья Шипиловских передал слово земляку Натальи Гончаровой Петру Голубовскому, депутату Магаданской областной думы, благодаря содействию которого екатеринбуржцы смогли увидеть выставку «Оранжевый шум».
— Почему Магадан? Почему Екатеринбург? Когда Эрнст Неизвестный двадцать пять лет назад устанавливал на нашей магаданской земле монумент жертвам политических репрессий — свой знаменитый треугольник («Маски скорби» по проекту Неизвестного должны были быть установлены в Екатеринбурге и Воркуте, но установлены только в Магадане — ред.), там была табличка, что памятник установлен в том числе и на личные средства первого президента России Бориса Ельцина. Поэтому Екатеринбург. Поэтому Ельцин Центр. У нас давняя ментальная связь с этим местом. Сегодня Магадан выполняет ту же роль форпоста России, как Екатеринбург в XVIII–XIX веках.
Почему мы обращаемся к этой остросоциальной теме? Население Магаданской области стремительно сокращается. Было полмиллиона. Осталось сто сорок тысяч. Без людей в оранжевых жилетах мы сегодня не можем существовать. Они заняты в строительстве, ЖКХ, дорожном строительстве. Без них мы просто задохнёмся. И теперь эта тема уже не только социальная, но и экономическая. И мы не можем не обращать на неё внимание. Поэтому мы поддержали проект Натальи Гончаровой и рады тому, — подытожил Голубовский, — что теперь и вы сможете познакомиться с ним.
В проекте «Оранжевый шум» Наталья Гончарова обращает внимание на возникающую у многих ассоциативную связь между восприятием рабочих специальностей, «оранжевых жилетов», и трудовых мигрантов: их униформа сливается с выполняемой функцией, вследствие чего срабатывают механизмы стигматизации — на месте конкретного человека появляется обобщенный образ, состоящий лишь из негативных предрассудков и стереотипов, приписываемых целой социальной группе.
Автор выставки не только привлекает внимание к проблеме в целом, но и меняет ракурс, оптику отношения к этой группе людей. В её работах люди в оранжевых жилетах не сливаются в единое целое, а приобретают индивидуальные черты.
Мы часто не задумываемся, что в условиях пандемии многие из них не только потеряли работу, но и не могут вернуться на родину, к своим семьям и родным. Им не оказывается государственная поддержка, они лишены нашей поддержки и просто доброго отношения к ним. И выживают благодаря поддержке сообщества таких же, как они.
— Меня часто спрашивают, почему я взялась за этот проект. У меня нет миграционного опыта, но моей семьи, в частности моего приезжего из другой республики брата, коснулась проблема ксенофобии. Это было давно, но вы же знаете, что все мы родом из детства, и этот опыт наложил отпечаток на его жизнь. Из моего личного опыта: я невольно подружилась с женщиной-мигранткой, уборщицей в фитнес-центре. Однажды я просто поздоровалась с ней, и она была мне благодарна, потому что этих людей не принято замечать. Потом она часто подходила ко мне, спрашивала, как дела и почему меня не было в те дни, когда я обычно занимаюсь. На выставке есть её портрет в вышитом жилете. Она не вышивала его на работе, только дома, она хотела стать видимой, обратить на себя внимание. У нас не принято замечать людей в оранжевых жилетах. Например, дворников. Никто не помнит их лица, возраста, телосложения. Однажды я подумала, как это страшно — не иметь лица. Ты на виду, ты трудишься, но остаёшься невидимым. Всё это витало в воздухе, накапливалось и наконец вылилось в этот проект, — рассказала Наталья.
Она понимает, что невозможно одной выставкой изменить отношение, которое складывалось в обществе десятилетиями. Невозможно за один день пересмотреть свои ценности и взгляды. Этот процесс занимает гораздо больше времени. Но такие шаги необходимы. В итоге каждый должен задать себе всего один вопрос: готов ли я сделать этот шаг первым?
Выставка Натальи Гончаровой «Оранжевый шум» продлится до 19 декабря.