Оптофон, светооркестр и мечты о «сверх-искусстве» в СССР

28 февраля 2024 г.Михаил Лузин
Оптофон, светооркестр и мечты о «сверх-искусстве» в СССР

В 1920-е годы в СССР продолжились эксперименты по соединению света и звука, начатые в последние годы существования Российской империи. Новаторы мечтали о храмах нового синтетического «сверх-искусства» и создали множество светомузыкальных инструментов: оптофон, светооркестр, светокрасочный пульт, «свет-форма-звук-шум» и других.

Удалось ли художникам объединить свет и цвет со звучанием, приблизить живопись к музыке, а изобразительное искусство вывести из плоскости на экран и в пространство? На эти и другие вопросы ответила Ольга Колганова – музыковед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). Её лекция прошла 2 февраля в рамках цикла «Метафизические (лирические) зарисовки о музыке, звуке и свете», созданного совместно с Уральской государственной консерваторией им. М.П. Мусоргского. Цикл был приурочен к выставке «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР», которая проходила в Арт-галерее Ельцин Центра с 24 ноября 2023 года по 25 февраля 2024-го.

Эксперт подчеркнула, что светомузыкальные эксперименты в ранний советский период шли по инерции от первых шагов в этом направлении, сделанных в Российской империи до Первой мировой. В их основу легли светомузыкальные идеи Александра Скрябина, соединение живописного и музыкального в творчестве Микалоюса Чюрлёниса, театральная пьеса Василия Кандинского «Жёлтый звук».

Среди наиболее ярких имён в светомузыкальном искусстве советского авангарда Ольга Колганова выделила Григория Гидони и Владимира Баранова-Россине. Оба посвятили новому зарождающемуся направлению всю жизнь. Общая для каждого цель – выведения цвета и света за пределы изобразительного искусства – в той или иной степени была ими достигнута. Квинтэссенцией их творчества стали созданные ими инструменты.

Оптофон и светооркестр

Художник Владимир Баранов-Россине вернулся в Россию в 1917-м году после десяти лет пребывания в Европе. К тому времени он изобрёл оптофон – один из первых электронно-оптических инструментов. Инструмент сопровождал музыкальное исполнение, но сам не издавал звука: яркий световой луч проходил в нём через набор вращающихся стеклянных дисков, фильтров, зеркал и линз. Управлялся инструмент при помощи фортепианной клавиатуры, что создавало обманчивое впечатление у слушателя. Он также известен под названием «оптофоническое фортепиано».

Перед возвращением на родину в 1916 году Баранов-Россине выступал с новинкой в Стокгольме и Христиании, а в 1923–1924-м его «оптофонические цвето-зрительные концерты» прошли в Москве в Большом театре и Театре Мейерхольда. Они заявлялись как «первые в мире». По словам Ольги Колгановой, инструмент Баранова-Россине по своему принципу был ближе к устройству кинематографа – все цвета и рисунки проецировались на экран.

Спустя четыре года, в 1928 году в Ленинграде в конференц-зале Академии наук состоялся «Первый вечер Искусства цвета и света», и здесь публике был представлен другой свето-цветовой инструмент – светооркестр, созданный Григорием Гидони. Аппарат также не звучал, а способ его функционирования не предполагал наличия экрана. Светооркестр был по своему принципу ближе к театральному действу. Изобретатель и художник создал свой аппарат для того, чтобы исполнить цветовую партию «Прометея» Александра Скрябина – по его строке она и была расшифрована впоследствии.

Среди других инструментов, созданных в это время, Ольга Колганова упомянула электрический светоцветовой аппарат Адольфа Дымшица, который соединял в себе звучание и краски, и использовался в постановках театра Дома печати, а также кинетический объект «свет-форма-звук-шум» Михаила Матюшина.

По следам Скрябина

По словам Ольги Калгановой, Баранов-Россине создал свой оптофон вне связки с работами великого российского композитора-романтика. Но именно Александр Скрябин, ушедший из жизни за два года до Октябрьской революции, оказал наибольшее влияние на последующих представителей светомузыкального искусства.

В 1920-е годы в СССР было предпринято множество попыток соединить различные искусства в одном произведении, которое бы задействовало звук и свет. Эти проекты включали световые декламации, световые аккорды и световую хореографию. Идеи выражались как в небольших формах, так и в крупных произведениях, включая поэму Скрябина «Прометей». В списке новаторов были композиторы, художники, изобретатели, физики, электротехники, инженеры. Они стремились к синтезу звука, цвета, света, пластики как равноправных средств художественной выразительности в едином акте искусства, чтобы расширить смысловое поле произведения и усилить его воздействие на зрителя. Продумывались попытки внедрить в произведения и запахи. Подобные планы имели и Владимир Баранов-Россине, и пионер четвертитоновой музыки Иван Вышнеградский. Один из неосуществлённых проектов Григория Гидони – «Открытие седьмой печати», поэма 1929 года для большого светооркестра с декламацией, хором, радио и ароматом. К сожалению, постановка не состоялась, а документы по ней были сожжены в ходе ареста автора в октябре 1937 года. Менее чем через месяц Гидони был расстрелян по приговору «двойки».

Жанры и форматы светомузыкальных произведений варьировались. От фортепианных миниатюр с подсвеченными движениями танцоров – такими была интерпретация Александра Чеснокова на тему «Траурных маршей» Шопена или светодекламации для чтеца Григория Гидони 1928 года, до больших произведений мистериального плана. Среди последних – «Прометей» Александра Скрябина и монументальный «День бытия» Ивана Вышнеградского, созданный в 1916–1917 годах и переработанный композитором в 1939–1940 годах уже в эмиграции.

Поиски нового искусства

Каждый из тех, кто мечтал о синтезе звука и света, как будто изобретал новый вид искусства, – рассказывает Ольга Колганова. – Василий Кандинский проповедовал «синтетическое монументальное искусство». Иван Вышнеградский – «сверх-искусство». Владимир Баранова-Россине – «оптофоническое искусство» (от греч. «оптафон» – зримый звук – ред.). Григорий Гидони – «новое искусство света и цвета».

Иван Вышнеградский описывал «сверх-искусство» как «предел искусства, великое воссоединение всех форм, преодолевающее все ограничения и разделяющие элементы». Композитор начинал сочинять стихи и брал уроки живописи, а затем стремился установить соответствие между звуком и цветом, о чём свидетельствует множество цветовых таблиц и символических рисунков в его архиве.

Василий Кандинский рассуждал о «синтетическом монументальном искусстве», делая акцент на сценическое действо. Идеи Баранова-Россине и Гидони были схожи: придать живописи ритм и динамику, преодолеть статику изобразительного искусства и вывести его на экран или в само пространство, объединить свет и цвет со звучанием, приблизить живопись к музыке.

Александр Чесноков в начале 1920-х готов стал автором трактата «Теория синэстетики звука и цвета», а Вячеслав Коротыгин, работавший в Государственном институте истории искусств в 1920-е годы, составлял анкеты по «цветному слуху», которые стали ещё одним «мостиком» между советским авангардом и работой казанского СКБ «Прометей».

По словам Ольги Калгановой, художники того времени пытались выявить характерные для разных видов искусства структурные универсалии, и облечь их в новые формы существования. Появление светомузыкальных проектов отражало стремление художников и композиторов к объединению различных элементов искусства, включая звук, цвет, движение и пространство.

Видео: Ольга Колганова. Светозвуковые и светоцветовые эксперименты в период раннего СССР

Теория и практика Григория Гидони

В 1925 году Григорий Гидони в своём докладе «Свето-оркестр, или Использование света в применении к музыке» предложил три направления работы нового искусства. Первое – расшифровать цветовую строку в скрябинском «Прометее», чтобы исполнить поэму на официальном открытии Волховской ГЭС. К сожалению, проект не был осуществлён. Второе направление – сопровождать отдельные творения классической музыкальной литературы световыми эффектами. Третье – обратиться с воззванием к молодым композиторам – «использовать возможности в сфере свето-красочности».

Призыв был услышан композитором Андреем Пащенко, который к тому моменту уже создал «Симфоническую мистерию» – первое произведение, написанное специально для изобретённого в 1920-м году терменвокса. Придать сочинению характер священнодействия должен был не только новый инструмент, но и световая аранжировка, подготовленная Гидони. Кстати, сам Лев Термен также посвятил несколько своих концертов экспериментам в области синтеза цвета и звука.

Помимо цвето-музыки и цвето-театра, Гидони также разрабатывал направления цвето-декламации, цвето-театра и цвето-архитектуры. Осознавая большие перспективы новых искусств, он пытался открыть Институт по изучению цвета и краски при Академии наук СССР в 1926 году, но не преуспел. Баранов-Россине также был увлечён идеей создания институции, и ему удалось открыть Оптофоническую академию в 1927 году, уже в Париже. Здесь он за умеренную плату преподавал живопись, конструкцию, скульптуру, используя систему оптофонического пианино.

Гидони, несмотря на отказ, продолжил в 1930-х работу в этом направлении, и организовал у себя на дому «Лабораторию света и цвета» и издал книгу «Искусство света и цвета» – программный труд для продолжателей его дела. Кроме того, художник участвовал в разработке проекта гигантского Светопамятника 10-летию Октябрьской революции на Марсовом поле. Это сооружение должно было состоять из трёх частей – серпа, молота и шестерни. Центром проекта стал гигантский глобус, сделанный из матового стекла. В северном, верхнем, полушарии должен был расположиться Светотеатр на две тысячи персон. Будучи прозрачным, глобус являлся и светооркестром, с одной стороны, освещающим все архитектоническое целое и окружающее пространство, с другой – светооркестр при помощи разработанного Гидони электрического инструментария должен был исполнять различные композиции.

Как и многие другие утопии авангардистской архитектуры воплощён он не был, но в 1927-м году в Таврическом дворце его трёхметровая модель демонстрировалась делегатам юбилейной сессии ЦИК СССР.

Мечты о «храмах нового искусства»

Проект Гидони возник не на пустом месте. Идея создания «храмов нового искусства» для исполнения произведений новых типов витала в воздухе, – отметила Ольга Колганова. – Многие из этих проектов были вдохновлены «Мистерией» Александра Скрябина: композитор задумал грандиозный соборный спектакль или Службу, в которой участвует всё человечество.

Проект здания, которое должно было вместить действо, был опубликован в 1919 году в журнале «Русские пропилеи». По мнению лектора, этот рисунок наверняка видели и Гидони, и Вышнеградский. Согласно Скрябину, человечество стоит у роковой черты самоуничтожения, и к спасению может привести лишь пробуждение божественных энергий. Для чего в далёкой Индии на берегу зачарованного озера «из драгоценных камней, фимиамов и красок заката» должен быть построен храм для исполнения «Мистерии», чтобы «дать первый импульс для осуществления фантастических причинно-следственных связей». Рисунок Скрябина даёт общее представление об идее: полусферу храма композитор располагает в центре озера, чтобы отражение в воде создавало идеальную сферу. Сам храм мыслился как пространственно-временной портал для перехода в другие измерения бытия и сознания. Здание окружают 12 столбов-стрел, символически отражающие количество ступеней в хроматической гамме.

В эти же годы Василий Кандинский писал, что хотел бы построить здание Великой Утопии, в котором бы все искусства слились воедино, и «танцовщик с художником и скульптор с композитором разговаривали на одном языке». Художник мечтал о совмещении архитектуры с природной формой, созданной муравьями, чтобы проект представлял собой симбиоз всего сущего на Земле.

Проект Светотеатра Григорий Гидони разработал в конце 1920-х годов. Под его куполом художник мечтал видеть представления, объединяющие цвет и свет со звучанием, пластикой и архитектурой.

Ещё один неосуществлённый проект был предложен Иваном Вышнеградским. «В различных уголках Земного шара появятся храмы сверх-искусства, – писал он, – в которых будет совершаться священный акт исполнения. Я себе рисую такой храм среди тенистого парка, вдали от пошлого шума городской жизни. Я представляю себе совершенно новые архитектурные формы, странные на первый взгляд, с преобладанием земного шара как наиболее совершенной формы и вертикальной линии, обозначающей стремление вверх». В главном зале такого здания Иван мечтал исполнить своё главное мистическое сочинение – мистерию «День Бытия». В архиве композитора сохранились рисунки светомозаики для главного купола, а также чертежи и расчёты.

От Скрябина и Гидони до проектов «оттепели»

Идеи авангардистов 1920-х нашли своё продолжение в СССР эпохи оттепели. В 1960-е изобретателями и цветохудожниками разрабатывалось сразу несколько проектов такого плана. Среди них Ольга Колганова упомянула светомузыкальный зал Музея Скрябина (1965 год), выполненный Евгением Мурзиным, а также проект Светотеатра архитектора Флориана Юрьева. Он был выстроен в Киеве в 1971 году при Институте информации, но ни разу не использовался по прямому назначению.

Ольга Колганова также показала неосуществлённый проект зала светомузыки для Казанской консерватории, чертежи к которому вместе с архитектором Муниром Агишевым выполнил Булат Галеев – художник и конструктор, вдохновлявший работу казанского СКБ «Прометей», которому посвящена выставка «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР» в Ельцин Центре. А среди реализованных проектов лектор отметила Оптический театр на озере Светлояр в Нижегородской области. Его организовал светомузыкант и единомышленник Булата Галеева Сергей Зорин, который называл себя продолжателем идей Григория Гидони.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.