В Арт-галерее Ельцин Центра 20 марта открылась персональная выставка известного российского фотохудожника Александра Гронского «Время и место», где собраны его работы за последние 18 лет. Мастер представляет зрителю не просто изображения современного городского пейзажа, а некую визуальную головоломку, фотографическую шараду.
Александр Гронский — лауреат российских и международных премий в области фотографии и современного искусства. Его выставка «Время и место» в Ельцин Центре, кураторами которой выступили Петр Антонов и Анастасия Цайдер, объединила новые работы художника и проекты «Пастораль», «2018», «Схема» (коллаборация с Ксенией Бабушкиной).
— Мне очень нравится название этой выставки, оно не случайно. По сути, время и место — это ключевые координаты, сопровождающие фотографии уже много лет, — отметил Гронский на открытии экспозиции. — В фотожурналистике считается, что кадр не действителен без подписи времени и места, а на этой выставке под фотографиями нет такой аппликации. Время и место здесь не являются данностью или утверждением, а скорее вопросом, адресованным зрителям. Мне изначально хотелось, чтобы возникало какое-то ощущение подвоха в сопоставлении разных картинок.
Кураторы говорят, что смысл проекта Гронского «Время и место» в том, чтобы поставить под вопрос документальность фотографии и разрушить автоматизм восприятия реальности. Каждый объект выставки — группы схожих фотографий, кажущихся одинаковыми изображения городских пейзажей. Глядя на фото, зритель задается вопросами: «Это одна детская площадка в разное время или три разных?» или «Куда пропал дом на этом фото?»
— Какие-то фотографии сделаны в очень похожих местах, а какие-то — в одном и том же месте, но с зазором в шесть или десять лет. Некоторые просто сняты с перпендикулярных ракурсов, и так возникает оптическая иллюзия, — поясняет художник. — Такие снимки, собранные в один коллаж, производят запутывающий, почти галлюцинаторный эффект.
Так, на одном из своих диптихов художник снял с разницей в полтора года и с одной точки городской японский пейзаж. На одной фотографии явственно видна доминирующая над всем окружающим пространством Фудзи, а на другой гора оказалась полностью скрыта туманом.
Работа, сделанная автором в Японии, совершенно не вызывает диссонанса на выставке, где представлены фотографии непарадных Москвы и Санкт-Петербурга и провинциальных Рыбинска и Ростова Великого. Гронский показывает зрителю привычный глазу городской пейзаж современной России с его с типовой застройкой — многоэтажками, детскими садами и школами, трансформаторными будками и столбами, вывесками, баннерами и яркими логотипами известных брендов, складывая почти одинаковые изображения в диптихи, коллажи или многослойные изображения без всякой подписи. Художник как будто предлагает зрителю сыграть в азартную игру «Найди 10 отличий» или решить уравнение, в котором неизвестными становятся время и место.
— Я далек от социальной критики в своих работах, — признаётся Гронский. — Меня в меньшей степени интересует плохая это или хорошая архитектура, но всегда захватывает ощущение пластичности, подвижности пейзажа во времени. Всё-таки именно пейзаж часто воспринимается нами как некая статичная координата в жизни, но на самом деле, если к нему присматриваться, — он пластичен и постоянно меняется.
Фотограф Анастасия Цайдер на открытии выставки в Ельцин Центре призналась, что продолжает исследовать способы восприятия ландшафта, но уже как куратор и через творчество Гронского. По её словам, представленные в Екатеринбурге работы художника уже частично демонстрировались в Париже (Polka Gallerie), Берлине (KVOST), Риге (ISSP Gallery), Токио (Yuka Tsuruno Gallery), а в целом проект «Время и место» был представлен в России в московской Pennlab Gallery.
Директор Арт-галереи Светлана Усольцева напомнила, что работы Александра Гронского можно было увидеть в Ельцин Центре в 2018 году на выставке «Новый пейзаж», где было представлено творчество семи современных российских фотографов, включая и работы кураторов Анастасии Цайдер и Петра Антонова. И вот спустя шесть лет удалось организовать и показать уже большую персональную выставку художника.
— «Время и место» — выставка для нас значимая, поскольку мы представляем екатеринбургской публике работы известного современного фотохудожника, а также продолжаем отслеживать повседневность — тему, которая звучит у нас по-разному во многих экспозициях, — подчеркнула Усольцева. — На этой выставке Гронского — через знакомые всем городские пейзажи, привычные образы города.
Александр Гронский — призёр международных премий Foam Paul Huf Award, Aperture Portfolio Prize, World Press Photo, Linhof Young Photographer Award и российской «Инновации». Также он номинант на премию Кандинского, участник выставки Sense of Place (BOZAR). Его работы находятся в коллекциях норвежской Statoil, нидерландском музее фотографии Foam Museum, американском фонде искусств Aperture Foundation и парижском Maison Européenne de la Photographie.
— Приятно возвращаться в Арт-галерею Ельцин Центра, причём с такой экспансией. Если раньше мне была выделена только одна стена, то сейчас уже целый этаж, и, думаю, лет через пять можно замахнуться и на два этажа, — шутливо заметил фотохудожник на церемонии открытия.
Выставка Александра Гронского «Время и место» ждет своих гостей до 19 мая.