Оптические иллюзии Александра Гронского

25 марта 2024 г.Наталья Шурмина
Оптические иллюзии Александра Гронского

В Арт-галерее Ельцин Центра 20 марта открылась персональная выставка известного российского фотохудожника Александра Гронского «Время и место», где собраны его работы за последние 18 лет. Мастер представляет зрителю не просто изображения современного городского пейзажа, а некую визуальную головоломку, фотографическую шараду.

Александр Гронский — лауреат российских и международных премий в области фотографии и современного искусства. Его выставка «Время и место» в Ельцин Центре, кураторами которой выступили Петр Антонов и Анастасия Цайдер, объединила новые работы художника и проекты «Пастораль», «2018», «Схема» (коллаборация с Ксенией Бабушкиной).

— Мне очень нравится название этой выставки, оно не случайно. По сути, время и место — это ключевые координаты, сопровождающие фотографии уже много лет, — отметил Гронский на открытии экспозиции. — В фотожурналистике считается, что кадр не действителен без подписи времени и места, а на этой выставке под фотографиями нет такой аппликации. Время и место здесь не являются данностью или утверждением, а скорее вопросом, адресованным зрителям. Мне изначально хотелось, чтобы возникало какое-то ощущение подвоха в сопоставлении разных картинок.

Кураторы говорят, что смысл проекта Гронского «Время и место» в том, чтобы поставить под вопрос документальность фотографии и разрушить автоматизм восприятия реальности. Каждый объект выставки — группы схожих фотографий, кажущихся одинаковыми изображения городских пейзажей. Глядя на фото, зритель задается вопросами: «Это одна детская площадка в разное время или три разных?» или «Куда пропал дом на этом фото?»

— Какие-то фотографии сделаны в очень похожих местах, а какие-то — в одном и том же месте, но с зазором в шесть или десять лет. Некоторые просто сняты с перпендикулярных ракурсов, и так возникает оптическая иллюзия, — поясняет художник. — Такие снимки, собранные в один коллаж, производят запутывающий, почти галлюцинаторный эффект.

Так, на одном из своих диптихов художник снял с разницей в полтора года и с одной точки городской японский пейзаж. На одной фотографии явственно видна доминирующая над всем окружающим пространством Фудзи, а на другой гора оказалась полностью скрыта туманом.

Работа, сделанная автором в Японии, совершенно не вызывает диссонанса на выставке, где представлены фотографии непарадных Москвы и Санкт-Петербурга и провинциальных Рыбинска и Ростова Великого. Гронский показывает зрителю привычный глазу городской пейзаж современной России с его с типовой застройкой — многоэтажками, детскими садами и школами, трансформаторными будками и столбами, вывесками, баннерами и яркими логотипами известных брендов, складывая почти одинаковые изображения в диптихи, коллажи или многослойные изображения без всякой подписи. Художник как будто предлагает зрителю сыграть в азартную игру «Найди 10 отличий» или решить уравнение, в котором неизвестными становятся время и место.

— Я далек от социальной критики в своих работах, — признаётся Гронский. — Меня в меньшей степени интересует плохая это или хорошая архитектура, но всегда захватывает ощущение пластичности, подвижности пейзажа во времени. Всё-таки именно пейзаж часто воспринимается нами как некая статичная координата в жизни, но на самом деле, если к нему присматриваться, — он пластичен и постоянно меняется.

Фотограф Анастасия Цайдер на открытии выставки в Ельцин Центре призналась, что продолжает исследовать способы восприятия ландшафта, но уже как куратор и через творчество Гронского. По её словам, представленные в Екатеринбурге работы художника уже частично демонстрировались в Париже (Polka Gallerie), Берлине (KVOST), Риге (ISSP Gallery), Токио (Yuka Tsuruno Gallery), а в целом проект «Время и место» был представлен в России в московской Pennlab Gallery.

Директор Арт-галереи Светлана Усольцева напомнила, что работы Александра Гронского можно было увидеть в Ельцин Центре в 2018 году на выставке «Новый пейзаж», где было представлено творчество семи современных российских фотографов, включая и работы кураторов Анастасии Цайдер и Петра Антонова. И вот спустя шесть лет удалось организовать и показать уже большую персональную выставку художника.

— «Время и место» — выставка для нас значимая, поскольку мы представляем екатеринбургской публике работы известного современного фотохудожника, а также продолжаем отслеживать повседневность — тему, которая звучит у нас по-разному во многих экспозициях, — подчеркнула Усольцева. — На этой выставке Гронского — через знакомые всем городские пейзажи, привычные образы города.

Александр Гронский — призёр международных премий Foam Paul Huf Award, Aperture Portfolio Prize, World Press Photo, Linhof Young Photographer Award и российской «Инновации». Также он номинант на премию Кандинского, участник выставки Sense of Place (BOZAR). Его работы находятся в коллекциях норвежской Statoil, нидерландском музее фотографии Foam Museum, американском фонде искусств Aperture Foundation и парижском Maison Européenne de la Photographie.

— Приятно возвращаться в Арт-галерею Ельцин Центра, причём с такой экспансией. Если раньше мне была выделена только одна стена, то сейчас уже целый этаж, и, думаю, лет через пять можно замахнуться и на два этажа, — шутливо заметил фотохудожник на церемонии открытия.

Выставка Александра Гронского «Время и место» ждет своих гостей до 19 мая.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.