Новейшую историю России принято делить на два этапа, которые часто противопоставляют друг другу: ельцинские «лихие девяностые» вспоминаются по контрасту со «стабильностью» путинских «нулевых». Причём, согласно социологическим опросам, такую оценку разделяет большинство россиян.
Как сформировалась оппозиция «нулевых» и «девяностых»? Этому была посвящена лекция Ольги Малиновой, доктора философских наук, профессора Высшей школы экономики. Выступление состоялось 12 декабря в Медиазале Образовательного центра Ельцин Центра в рамках курса «Высшая лига» – цикла публичных лекций, с которыми выступают самые яркие профессора «Вышки».
Ссылаясь на данные собственных исследований, Ольга Малинова отметила, что противопоставление «нулевых» и «девяностых» стало продуктом социального конструирования.
– В первой половине 2000-х годов 1990-е подверглись не только гомогенизации, перекрашиванию в один цвет, но и ревизии. Мнение о том, что это было десятилетие исторического прорыва, изменившего к лучшему судьбы чуть ли не половины человечества, исчезло из обихода. Выдвинута прямо противоположная оценка тех же событий как катастрофы ХХ века, – процитировала профессор высказывание социолога Левада-центра Алексея Левинсона.
– Безусловно, это десятилетие стало для страны переломным, и миллионы россиян пережили в 90-е культурную травму, – сказала Ольга Малинова. – Но любой травматический опыт нуждается в языке, чтобы быть описанным. В середине нулевых этот язык сформировался при помощи политиков, и не последнюю роль в этом сыграла личная позиция Владимира Путина.
Профессор в своих исследованиях проанализировала высказывания главы государства о девяностых за последние двадцать лет, и отметила, что нынешний президент РФ склонен говорить об этом времени негативно. Так, только шесть процентов негативных упоминаний 90-х приходятся на его официальные речи, подготовленные Администрацией президента. Остальные нелицеприятные оценки прозвучали во время интервью и встреч. То есть, были спонтанными, а значит, отражают личное отношение Владимира Путина к последнему десятилетию ХХ века, – уверена Ольга Малинова.
Особенно много Путин говорил о 90-х в свой первый президентский срок, с 2000 по 2004-й годы.
– Путин решал свои политические задачи, и избранный им способ говорения был логичен для их решения. Он появился на политической сцене в качестве преемника Бориса Ельцина, ему надо было создавать собственный политический облик в глазах народа, и лучше всего было строить этот образ на контрасте с предыдущей эпохой, – сказала профессор.
Именно в первый президентский срок Путина появились новые нарративы, слова-знаки и знаменитые противопоставления: «беспредел», «бардак», «ослабление воли» 90-х и «сильное государство», «стабильность» и «вертикаль власти» 00-х.
Так, слово «стабильность» впервые прозвучало в интервью Путина ОРТ от 7 февраля 2000 года, и оказалось очень удачным. В целом, девяностым в риторике президента адресовались эпитеты слабости, а нулевым – силы.
«Ослабление воли – наша первая и главная проблема. Восстановление властной вертикали – шаг к сильной и ответственной власти», – привела Ольга Малинова одну из цитат Путина периода первого президентского срока.
По словам профессора, одним из секретов популярности Путина стало то, что он стремился продемонстрировать глубокое понимание чаяний людей. И поэтому его слова-маркеры 90-х, что называется, «ушли в народ».
В последующий период – 2010-е, девяностые начинают представлять публике как отдалённое прошлое. Дмитрий Медведев, будучи президентом, говорил о «выживании» в 90-е, «стабилизации» в нулевые и последующей «модернизации». А Владимир Путин, вернувшись на пост президента, вновь заговорил о девяностых как о примере того, что любой ценой нужно избежать («иначе мы быстро скатимся назад в девяностые»).
Ольга Малинова отметила, что Путин не был одинок в своём негативном отношении к наследию 90-х: в нулевые не было политических сил, которые бы не относились к этому периоду положительно. Даже либералы в борьбе за электорат скорее стремились реабилитировать собственные действия в ельцинскую эпоху, чем сконструировать нарратив о «славных девяностых».
Лекция Ольги Малиновой в Ельцин Центре
Лишь в последние годы появляются попытки пересмотреть этот ассиметричный образ с преобладанием черных красок. В конце 2010-х в России был отмечен настоящий бум мнемонических проектов, связанных с «ельцинским» десятилетием. Это фестиваль «Остров 90-х», различные клубы и флешмобы на тему «моих 90-х». Многие из этих проектов связаны с Екатеринбургом и Ельцин Центром, – отметила Ольга Малинова. По мнению профессора, цель этих проектов лежит не в области политики, а в области переосмысления этого трудного, но интересного времени, и исправления перекосов в его восприятии.