Ольга Кабо: 90-е – вихрь творчества и свободы

14 апреля 2019 г.Татьяна Филиппова
Ольга Кабо: 90-е – вихрь творчества и свободы

Утром в субботу, 6 апреля, выделив время в напряжённом гастрольном графике, Музей Бориса Ельцина посетила актриса театра и кино Ольга Кабо.

После экскурсии она поделилась впечатлениями о музее, сказав, что будто побывала в своей молодости. Особенно приятно ей было увидеть среди экспонатов музея афишу фильма «Умирать не страшно», где она снималась в 1991 году с Михаилом Глузским, Георгием Тараторкиным и Людмилой Чурсиной.

– Первый раз в этом музее. К сожалению, было не так много времени, но ощущение такое, будто перед глазами с бешеной скоростью пронеслась целая эпоха – говорит Ольга Кабо. – Мне подумалось, какая у нас многострадальная, но сильная страна. Мы готовы выдержать все испытания на своих плечах и не сдаться даже в самых ужасающих ситуациях. Конечно, те люди, которые стояли в это время у руля, все неоднозначные личности, со своими плюсами и минусами, но это люди, которые делали всё во благо страны. Я счастлива, что попала сюда: есть несколько моментов, которые вернули меня в моё детство и юность. Во время путча я снималась в Санкт-Петербурге. Мои родители очень переживали, как я там одна. Мама работала на телевидении, и как раз в тот день была в Останкино.

У меня возникло вдруг щемящее чувство: семья Бориса Николаевича, Наина Иосифовна, они так трогательно заботятся о его памяти. Мне кажется, что события никак не приукрашены. Видны ошибки, но и достижения видны. Меня поразила экспозиция истории ХХ века. Сейчас эта тема особенно актуальна. Недавно в Москве была премьера спектакля, который так и называется «ХХ век», хореографом-постановщиком которого была Алла Сигалова. В спектакле события развиваются начиная с 1905 года и по 2000 год. Финальная сцена: прощальное обращение Бориса Николаевича к народу и просьба простить его. На меня это и тогда произвело сильнейшее впечатление, в канун 2000-го года. Потом я вернулась к этому на премьере. И снова сейчас. Возникает такое ощущение – что-то должно было быть по-другому, чего-то не успели доделать.

Большое спасибо хранителям этого музея, его организаторам. Лично Наине Иосифовне, которая вложила сюда всю свою душу, чтобы эти воспоминания стали частью нашей истории, чтобы каждый человек мог прикоснуться к ней, посмотреть, потрогать, подышать, перелистать документы и понять для себя, какое у него отношение к этой эпохе, к этим решениям и событиям. Это уже личное дело каждого.

– Чем для вас стали эти годы?

– Я была востребована в кинематографе. Профессиональная жизнь бурлила, переходила с одной съёмочной площадки на другую, были бесконечные перелёты и переезды. Как-то всё это было безудержно: абсолютный вихрь творчества и свободы. Не все работы заслуживают внимания, в каких-то фильмах я могла бы не сниматься, но это был мой личный выбор. В этой свободе, в этом вихре, я нашла своё место, свою профессию, обрела саму себя. Служила в Театре российской армии, снималась за границей. Первый раз поехала в Америку. Была в эпицентре творческой жизни. Было приятно, когда мы бродили по залам музея, увидеть фрагмент из фильма Льва Кулиджанова «Умирать не страшно». Увидела календари с актёрами Александром Абдуловым, Натальей Негодой и со мной. Трогательно. Почётно. Горжусь тем, что стала маленькой частицей этих событий, о которых рассказывает музей.

– Значит, у вас нет мрачного отношения к 90-м?

– Моя жизнь состояла из творчества и моей семьи. Это всегда было неразрывно. И я очень много работала. Для меня эти годы пронизаны кино и общением с великими прекрасными режиссёрами, которых сейчас уже нет, и возможностью прикоснуться к их творчеству. Лев Кулиджанов приходил на съёмочную площадку в идеально отглаженной рубашке, начищенных ботинках. В павильонах киностудии Горького он знал каждого члена съёмочной группы: от установщика декораций до исполнителя главной роли по имени-отчеству. Для него это была профессия, в которую он погружался, и которой жил. Это время научило меня жить искусством, быть честной по отношению к себе, быть профессионалом на съёмочной площадке. В наше время совершенно другое настроение, другая молодёжь, какая-то безответственная. Они не хотят быть личностями, состояться в профессии, не хотят напрягаться, питаются тем, что создали родители. И это очень грустно. В нас воспитывали личность. Коллектив воспитывал личность. Человек никогда не оставался один. А сейчас каждый варится в своем супе, и от этого возникает разобщённость. Имею в виду творческую жизнь. Мало достойных работ, мало достойных предложений. Когда приходишь на съёмочную площадку, есть с чем сравнивать. Подход режиссёров того периода –Таланкина, Кулиджанова, Ежи Хофмана – был другим, более глубоким. Да и актеры были другими – Смоктуновский, Гундарева. Сейчас много сериальных звёзд, они популярны, но масштаб личности не такой, как у тех людей, о которых я говорю.

Мне повезло, что моим учителем был Сергей Фёдорович Бондарчук. Это эпоха грандиозных фильмов, до сих пор каждый кадр перед глазами. «Судьба человека», «Война и мир». Я и мои сокурсники постигали мастерство от великих режиссёров. Это Герасимов, недавно ушедший Хуциев, Озеров – люди, которые создавали кинематограф. Сегодня всё гораздо скромнее и уровень талантливых людей другой. Есть талантливая молодёжь, которая создаёт своё искусство, у них другой язык, другой почерк, и они имеют право на собственный взгляд. Конечно, у них другие краски и другая палитра чувств, и историю они знают только по учебникам. Они не прошли вместе со страной этот путь. Им надо создавать свою историю.

– Чем вы сейчас заняты, в каких проектах участвуете?

– Служу в Театре имени Моссовета уже семнадцать лет. Я пришла, когда его художественным руководителем и главным режиссёром был Павел Осипович Хомский. Это был очень профессиональный, мудрый, скромный человек, который дарил искусство, умел выслушать и промолчать. Но главное, он умел любить артиста. Как он любил своих артистов! Сейчас режиссеры не позволяют себе таких чувств. Участвую в спектаклях текущего репертуара, у меня нет каких-то новых постановок, но я живу поэтическими проектами, посвящёнными творчеству Ахматовой, Цветаевой. Недавно сделала проект, посвящённый Пушкину. В этом году мы отмечаем двести двадцать лет со дня его рождения. Моя душа живёт и творит. Ни в коем случае не останавливаюсь из-за отсутствия кинематографической работы. Есть какие-то сериалы, но пока они не вышли, не буду рассказывать о них. Слава богу, есть люди, с которыми хочется работать, творить, двигаться вперёд. Потому что можно как угодно долго оглядываться назад и говорить: «Ах, как это было!», но важно и то, как мы сегодня проживаем нашу жизнь.

– С чем вы приехали в Екатеринбург?

– С гастрольным туром спектакля «Мастер и Маргарита». Этот спектакль был поставлен Валерием Беляковичем в 2004 году и оказался долгожителем. Уже нет самого Валерия и многих артистов, которые выпускали спектакль, ушли из жизни Виктор Авилов и Анна Самохина, а спектакль живёт. Публика его тепло принимает, аплодируют стоя после каждого спектакля. Судьба его уникальна, он в меру современный, в меру классический. Конечно, невозможно сценически показать весь роман, это только избранные главы, но те метаморфозы, которые происходят с героями Булгакова, происходят и с героями спектакля. С ним я объездила всю страну, побывала в самой дальней российской глубинке. Мы бываем не только в городах-миллионниках, но и совсем маленьких, которых нет на карте. Чем меньше город, тем отзывчивее зритель. Спектакль шикарный, с костюмами, декорациями, и я горжусь тем, что он есть в моей жизни.

Вчера в моей жизни произошло знаменательное событие. Будучи москвичкой, я первые пять лет своей жизни провела в Свердловской области, в Алапаевском районе, посёлке Нейва-Шайтанском. Там жила моя бабушка. Школьницей я приезжала к ней на каникулы. Когда увидела в гастрольном графике Алапаевск, всё организовала так, чтобы заехать в этот посёлок. Меня встретили девчонки, с которыми я дружила в детстве. Мы вспомнили, как чудесно проводили время. На меня это так подействовало, что вчера долго не могла заснуть.

Пришла к бабушкиному дому, который давно уже был продан. Хозяин дома мне сказал: «Ольга, здесь уже не дом, здесь живут мои овечки». Я увидела перекошенный домик, зашла во двор. В сенях расположился хлев. В гостиной, где была настоящая русская печка, в которой бабушка пекла шанежки, там теперь хозяйская мастерская, в которой он ремонтирует мотоциклы. В комнате, где мы жили – сеновал. Постояла, всплакнула. Как в фильме «Когда деревья были большими», мне казалось, что это был большой дом, а он с меня ростом. Прогулялись к колодцу, из которого я носила воду. У меня было счастливое деревенское детство. Бабушка приучала меня к земле. Поэтому я понимаю Бориса Николаевича, он ведь тоже из глубинки Свердловской области. Это другой мир, другой воздух, другие люди. Мария Николаевна, мамина мама, была очень строгая, приучала меня к труду, мы ходили в лес, собирали грибы и ягоды. Проходили пешком помногу километров, не было никаких колясочек. Возделывали огород, картошку. К колодцу с коромыслами наперевес я ходила уже в шесть лет.

– Это тот же самый колодец?

– Да, тот же самый, ему больше ста лет. Сам дом XVIII века. Я набрала воды и когда пила эту воду, она желтая, с примесями руды, поняла, что это тот самый вкус детства. Удивительно устроена человеческая память. Человек запоминает всеми органами чувств, то, что меня поразило – этот вкус, запах, цвет. Точно помню место, где мы полоскали белье на речке. Правда, это необыкновенная поездка, которая закончилась сегодняшней экскурсией. Конечно, всё это взаимосвязано. Моё детство – это часть меня и того мира, в котором я живу. То, что я приехала сюда спустя сорок лет, увидела свою деревню – для меня это большое событие.

Другие новости

Лекция

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии
Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»
13 августа 2019 г.
Выставка

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии
В Круглом зале Ельцин Центра в рамках фестиваля «Неделя японских искусств» 5 августа открылась фотовыставка Марии Голомидовой «Ночь в Японии».
13 августа 2019 г.
Лекция

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»
28 июля в Ельцин Центре выступила Залина Маршенкулова — ведущая телеграм-канала «Женская власть», создательница сайта Breaking Mad, участница кампании #нивкакиерамки. Она поговорила с аудиторией о феминизме.
9 августа 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.