В преддверии Нового года, 21 декабря, в Ельцин Центре прошёл праздничный концерт «Prозрение» Олега Крикуна и Алексея Гориболя из цикла «Послушайте!».
Алексей Гориболь — пианист, музыкальный деятель, продюсер, художественный руководитель фестивалей и культурно-просветительских проектов, заслуженный артист России — любой концерт цикла превращает в яркое, неповторимое событие. Вот и декабрьское выступление не стало исключением: это концертный дебют в камерно-вокальном жанре уникального тенора — Олега Крикуна.
Олег от рождения лишен зрения, но природа наградила его уникальным голосом и невероятной музыкальностью. Кроме того, он удивительно позитивен, жизнерадостен и открыт к общению.
— Я люблю солнце, ветер, спонтанные решения, дождь, шоколад, люблю всех людей, все явления природы, все, что существует. Люблю жизнь и считаю, что нужно уметь наслаждаться каждым вдохом и выдохом, движением, касанием, каждым звуком, запахом, воспринимать окружающее не как фон, а как чудесный, неповторимый, неимоверно прекрасный мир. Не одобряю ограниченность, движение за большинством, действие по шаблонам, предрассудки и упоение грустью. Никогда не обманывайте друг друга и любите жизнь, — призывает Олег.
Журнал «Музыкальная жизнь» отмечает, что голос Олега по вокальной генетике близок к Лемешеву, но при «изумительной винтажности» его тембра он совершенно лишен «пыльной» старомодности.
Кажется, молодой человек совсем недавно закончил Ростовскую государственную консерваторию им. С.В. Рахманинова по классу вокала — и уже мировая знаменитость. Их поистине знаковая встреча с выдающимся пианистом Алексеем Гориболем состоялась в 2019 году. Мастер сразу оценил редкий, удивительный талант певца.
Он представил начинающего тенора в концертах фестиваля «В сторону Выборга», в юбилейном авторском вечере композитора Леонида Десятникова на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, на недавно прошедшем юбилейном концерте самого Алексея Гориболя.
В Ельцин Центре музыканты исполнили уникальную программу из романсов Глинки, Даргомыжского, Чайковского, которые, по мнению автора, незаметно уходят из современного исполнительского репертуара. Голос Олега Крикуна будто создан для романсов этих композиторов. Простые, порой бесхитростные, сентиментальные, в его исполнении они обретают необъяснимую пронзительную выразительность, считает Алексей Гориболь.
В программе концерта прозвучали романсы А.С. Даргомыжского на слова Лермонтова, Павлова, Пушкина, Щербины, Языкова: «Мне грустно», «Ты и Вы», «Не называй её небесной», «На раздолье небес», «Юноша и дева», «Вертоград», «Она придёт», «Тучки небесные». Всё это неувядающая классика романса, как и ноктюрн для фортепиано «Разлука» М.И. Глинки, прозвучавший во втором отделении в исполнении Алексея Гориболя. А также романсы на слова Кукольника, Баратынского, Пушкина: «Баркарола», «К Молли», «Не искушай меня без нужды», «Я помню чудное мгновенье».
Второе отделение было особенно насыщенным. Олег Крикун исполнил романсы П.И. Чайковского на слова Апухтина, Майкова, Плещеева, Пушкина, Сологуба, Толстого: «Ни слова, о друг мой», «Соловей», «Зимний вечер», «Колыбельная», «Ночи безумные», «Горними тихо летела душа небесами…», «Забыть так скоро», «Средь шумного бала», «Скажи, о чём в тени ветвей».
Незадолго до концерта Олег Крикун посетил Музей Бориса Ельцина и поделился впечатлениями о нём. Экскурсию для него провёл директор музея — Олег Лутохин.
— К своему стыду, я довольно плохо знаю российскую историю, но после сегодняшней экскурсии у меня появилось однозначное желание углубиться и изучить её более детально, более вдумчиво. В плане интерактивности здесь сделано всё невероятно здорово. Огромное спасибо Олегу Лутохину, с которым мы встретились за завтраком. Он нас пригласил в музей, и мы могли бы взять экскурсовода, но, послушав, как он увлечён всем этим, мы поняли, что он знает об этой эпохе абсолютно всё, и решили, что он будет нашим экскурсоводом. Все, кто работает в этом музее, с кем мы сталкивались во время экскурсии, увлечены историей и желанием рассказать о ней как можно больше. Это самое главное. Интерактивность и все эти инсталляции — это очень круто. В этом смысле отличный музей. Но всё же увлечённость людей, стремление показать нашу историю, их вера в то, что они делают, для меня важнее, и инсталляции могут оказаться мёртвыми, если не будут по-настоящему вдохновлены этими людьми. Своим вдохновением они заражают посетителей, их вдохновение заразило и меня.
— Вы родились в 1990 году, можно сказать, что вы ровесник новой российской истории, есть ли у вас собственное отношение к 90-м?
— Очень плохо помню это время. Про эти сложные времена я слушаю так же, как и те, кто моложе меня. Я не помню пустых прилавков и особенных экономических трудностей. Вероятно, моя сознательная жизнь началась чуть позже, либо родители меня так оберегали.
— Как рано вы начали заниматься музыкой?
— С музыкой всё стихийно произошло, мне не пришлось выбирать, это был очень естественный выбор — я с детства был очень музыкальным ребёнком. Что касается вокала, то я начал заниматься им тогда, когда уже не могло произойти мутации голоса. Заниматься вокалом слишком рано не имеет большого смысла. Пока ты ребёнок, лучше заниматься музыкой, сольфеджио, осваивать инструмент. Я играл на фортепиано и вокалом занялся в шестнадцать лет. Впервые в жизни меня что-то так сильно увлекло, что я не мог лениться. Если на инструменте я мог делать вид, что я работаю, то с вокалом всё было наоборот; меня так это зацепило, что, если вдруг что-то не получалось, то я возвращался к этому ещё и ещё раз, пока не добивался идеального звучания. Дело в том, что у меня с детства всё получалось довольно легко, при минимальном желании и погружении. Я понимал, как это работает, и терял к этому интерес. У меня легче получалось то, на что люди тратили годы. С вокалом так не получилось. Там очень мало точных, конкретных методик, чтобы возникало такое понимание. Не работает принцип: делай, как говорят, и всё получится. Будешь делать, как говорят, — и ничего не выйдет. И наоборот: ничего не делать — и всё получится. Никто не знает, что там внутри происходит. Кто-то думает, что уже всё понял и готов обучать других, кто-то изучает вокал с научной точки зрения, анатомию. Но это ни то ни другое. Процесс не исчерпывается до конца. Может, поэтому он меня так заинтересовал. Я и сейчас не чувствую, что что-то понял. Мне кажется, всю жизнь я буду ощущать, что только-только начал понимать, как это работает. Думаю, это касается и музыки вообще.
— То, что вы исполняете здесь, — это какие-то программные вещи для тенора или это ваши любимые вещи?
— Многие вещи я не слышал, пока мы их не выбрали и не вставили в программу. Их предложил Алексей Гориболь, исходя из своего опыта, из своего понимания, как здорово может звучать то или иное произведение. Иногда я сам что-то предлагаю — просто потому, что лучше чувствую свои возможности. Бывают ситуации, что мы работаем над чем-то и понимаем, что это «не легло» на голос, либо «не легло» по смыслу, либо оказалось не настолько привлекательным, как казалось вначале. Тут есть и мои любимые произведения, которые через всю мою жизнь проходили и поднимают целый пласт воспоминаний и личных переживаний. А есть произведения, которые для меня существуют только в рамках этой программы. Эта программа хорошо выстроена драматургически, очень логично. В ней одно цепляется за другое. Не случайно выбраны Даргомыжский и Глинка — они предшественники Петра Ильича. Не случайна расстановка в произведениях Чайковского. Это не просто порядок, удобный для голоса. Это тот порядок, который драматургически и смыслово даёт мне, Алексею Гориболю и зрителю прожить маленькую жизнь с её кульминациями, бурями и моментами отдыха, умиротворения и восторга. И заканчивается всё очень оптимистически.
Интервью Олега Крикуна
Видео: Александр Поляков / Президентский центр Б.Н. Ельцина
— Вы были эмиссаром платформы «Мир на ощупь». Какой опыт вам это дало?
— «Мир на ощупь» — это такой своеобразный музей. Я всегда старался жить так, чтобы факт того, что я не вижу, был самым незаметным в моей жизни. Я — музыкант, тенор, молодой человек, и в последнюю очередь — незрячий. Не то чтобы я скрывал это, нет, я даже очки не носил, как это делают некоторые незрячие люди. Меня уговаривали, говорили, что это выглядит эстетично, но нет, я не хочу отвлекать людей. Самое главное для меня — не обращать внимание на себя, не показывать, как это трудно, что я незрячий. Это касается только меня одного, и все проблемы, с которыми сталкиваюсь, касаются только меня. Я никого не хотел втягивать в бытовые особенности моей жизни. Мне постоянно приходится учиться всё делать по-другому, не так, как раньше.
Те, кто пригласил меня в проект «Мир на ощупь», наоборот, хотели привлечь внимание к жизни незрячих людей. Я неожиданно в это вписался, решил: почему бы мне не поучаствовать в этом, не показать свою жизнь другим? Самое главное, я всегда вокруг себя, среди друзей, создавал понимание, что незрячий человек — самый обычный человек. С ним можно дружить, с ним можно шутить, работать, играть, петь и делать всё что угодно. Чтобы жить полноценной жизнью, ему надо немножко исхитриться. Я это демонстрировал, встречая новых друзей. Все привыкли к этому. Примерно пятьдесят человек в моей жизни забывают, что я не вижу, и общаются со мной так же, как с любым другим человеком. У меня всегда получалось так устраивать свою жизнь. Мне достаточно короткого времени, чтобы новое окружение привыкло и перестало замечать мою особенность. И я подумал, что могу распространить этот приём на большую аудиторию. «Мир на ощупь» как раз и хотели, чтобы люди перестали относиться с опаской к незрячим людям. Через меня прошло очень много людей, и я надеюсь, что хоть какая-то часть стала гибче и спокойней воспринимать мир, где все люди разные.
— На одной из ваших страничек указано, что вы ведущий тренер по мотивации. Что это значит?
— Я как раз очень хочу развивать это направление. Время от времени в моей жизни происходят встречи, когда мне удаётся доказать людям, что жизнь в разных обстоятельствах возможна. И там, где мы видим тупик, там на самом деле жизнь преподносит нам новые возможности. Пока это не стало какой-то потоковой историей для меня, происходит, как правило, случайно и неожиданно. Каждый раз по отзывам я понимаю, что люди меняются, начинают проще общаться с другими незрячими людьми. Но до сих пор я не делал этого специально, просто рассказывал о себе.
1 февраля, в честь дня рождения Бориса Ельцина, состоится очередное событие из цикла «Послушайте!» — концерт музыки Людвига ван Бетховена «Мудрость и страсть». В нём участвуют Рустам Комачков (виолончель) и Алексей Гориболь (фортепиано).