Киноклуб Ельцин Центра в Екатеринбурге 17 октября принимал у себя актера театра и кино, народного артиста СССР, общественного деятеля Олега Валериановича Басилашвили. Он приехал в Екатеринбург с поэтической программой «Размышления».

Традиционно гостя представил ведущий киноклуба – киновед, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров.

Басилашвили начал вечер с того, что поблагодарил Ельцин Центр и лично Наину Иосифовну Ельцину за приглашение. Сказал, что ему всегда интересно приезжать в город, где Ельцин начинал свою политическую деятельность, где он сформировался как лидер.

– Мне бесконечно дорого имя человека, который, пожалуй, первым из руководителей России попытался опереться на народ и сделал так, чтобы народу жилось лучше, чтобы он мог заявить о своих правах и осуществлять эти права на деле, – сказал Олег Басилашвили – Что-то ему удалось. Что-то, может быть, и нет. Но мы пытались помочь ему и всей его команде по мере своих сил на съезде народных депутатов России. С Борисом Николаевичем у меня связано чувство свободы, которое не просто дали мне сверху. Всю нашу жизнь мы что-то получали сверху: право голоса, право выбора. А тут я впервые почувствовал, что могу сказать свое слово, что оно сослужит свою службу, повернет историю хоть чуть-чуть в необходимую всем сторону. Это все связано с именем Бориса Николаевича, память о котором для меня свята и неприкосновенна. Кто бы там что не говорил, у человека могут быть ошибки, у любого, тем более в такой тяжелой для страны ситуации. Наверняка Борис Николаевич их тоже совершал, как и все остальные, но сделал он чрезвычайно много. Мне очень приятно, что в зале присутствует Наина Иосифовна. Я волновался, когда ехал сюда, потому что понимал, что публика здесь особая и место здесь особое...

Попробуем с вами поразмышлять на темы, которые касаются каждого из нас. Если просто выйти и сказать: «Сейчас я вам прочту Пушкина!», то кто-то в зале обязательно скажет: «Говорил, не надо покупать билеты!» Попытаюсь прочесть что-то такое, что могло бы вас заинтересовать, например его эпиграммы. Каждому из нас свойственны попытки понять, зачем мы живем на этом свете. Кто-то об этом думает так же трудно, как Кант. У кого-то эти мысли проскакивают, как пули у виска. Время от времени всех нас тревожат эти мысли.

Олег Басилашвили читал Пушкина, Маяковского, Блока – стихи, посвященные поиску смысла жизни, обращенные к Создателю, размышления о собственном предназначении.

– Александр Сергеевич Пушкин – один из умнейших людей России, изучал историю, искал пути развития российского общества. Рассуждал, каким путем идти – парламентским или конституционной монархией, и не мог найти ответа. Он исследовал эти вопросы в «Капитанской дочке» – повести о пугачевском бунте и в «Медном всаднике» – поэме о судьбе маленького гражданина. Он задумывался об этом, но всем было наплевать, о чем пишет Пушкин. Они искренне полагали, что поэт исписался, – рассказал актер.

Он прочитал всего «Медного всадника», который не был издан при жизни поэта. Его личный цензор, император Николай I внес несколько замечаний, которые по причине смерти автора не были внесены в окончательный вариант, поэтому публикация поэмы была отложена на неопределенный срок.

Продолжился вечер стихами Иосифа Бродского «Письма к римскому другу». Все стихи актер читал наизусть. Затем прочел монолог Андрея Прозорова из «Трех сестер» Чехова. И снова Пушкина: если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!

Басилашвили завершил вечер стихотворением «Тропики» Владимира Маяковского, написанном в путешествии по Латинской Америке.

– Уезжая, хотел бы пожелать вам всего самого доброго, и восхититься тем, каким стал ваш город. Гигантский, красивый, современный. Город изменился до неузнаваемости. Ельцин Центр произвел на меня громадное впечатление. Благодарен создателям музея Бориса Николаевича, здесь показана настоящая подлинная суть великого человека, который сделал все, чтобы мы с вами жили хоть чуть-чуть лучше, чтобы от нас хоть что-то чуть-чуть зависело, чтобы мы были хоть чуть-чуть свободнее. Да, есть отступления назад, но все-таки он сделал то, от чего мы уже никогда не сможем отказаться, за что лично я ему чрезвычайно благодарен.

Перед тем, как ответить на вопросы участников киноклуба, Басилашвили прочел небольшое ироническое стихотворение современника Маяковского Иосифа Уткина «Расставание»: «Уезжаю в Ленинград! Как я рада! Как я рад!»

Продолжился вечер в атмосфере теплого неформального общения со зрителями. Гостя усадили в глубокое кожаное кресло, чтобы он мог отдохнуть. Первым, на правах ведущего, задал вопрос Вячеслав Шмыров:

– Вы вот уже 60 лет проживаете в Петербурге, бывшем Ленинграде. Неужели вам, москвичу, никогда не хотелось удрать из этого славного города?

– Судьба так распорядилась, что я работал в замечательном театре БДТ, у Георгия Александровича Товстоногова. Этот человек очень много значил для меня. Он помогал мне и моим товарищам, прежде всего состояться в профессии.

Олег Валерианович рассказал, как отец отреагировал, узнав о намерении сына стать артистом. Он сказал: «Ты сам выбрал себе этот позорный путь. Занимайся этим сам, но только учти, что я тебе ни копейки не дам!»

– Однажды побывав на моих спектаклях, когда БДТ был с гастролями в Москве, он сказал: «Посмотрел ваши спектакли. Вы делаете нужное дело. Свои обвинения я снимаю!» Дело Товстоногова удерживало меня и многих моих товарищей в стенах БДТ. Он по своему месту в художественном и общественном пространстве страны напоминает МХТ времен Станиславского и Немировича-Данченко. Переходить мне куда-либо поздно. Ну, разве только позовут на роль Ромео куда-нибудь, – пошутил Олег Басилашвили.

Зрители встретили шутку аплодисментами. Первый вопрос был от молодой зрительницы. Она спрашивала, как Олег Валерианович относится к черной комедии «Праздник» режиссера Красовского, действие которой разворачивается в блокадном Ленинграде. Имеют ли такие картины право на существование и надо ли им выдавать прокатные удостоверения. Олег Басилашвили ответил, что он не хотел бы присоединяться к таким людям, «которые Пастернака не читали, но осуждают». Он картину не смотрел, поэтому сказать ничего не может. Однако напомнил, что самую свою трагическую пьесу «Вишневый сад» Чехов назвал комедией.

Другой вопрос о новаторстве в искусстве, каким оно должно быть, где грань между новаторством и абсурдом.

– В Конституции сказано, что любой автор имеет право на самовыражение. Я все-таки имел отношение к созданию Конституции, – сказал Олег Валерианович. – Вспомним судьбы Вахтангова, Мейерхольда, Таирова. Новаторство обернулось для них тюрьмами, ссылками, невозможностью творить, физическим уничтожением. Надо, чтобы расцветали все цветы, говорил Мао Цзэдун. Но есть вещи, которые я не приемлю. Не принимаю – не значит, что нужно спектакль закрыть, а автора посадить. Вовсе нет. Просто мне лично они могут быть неприятны. У нас у каждого есть свое мнение, которое может не совпадать с мнением автора. Но и это не значит, что я буду строчить бумаги, чтобы его закрыть.

На примере чеховских пьес Басилашвили разобрал приемы новаторства. Новаторство хорошо, когда сделано талантливо, считает актер. И никакое новаторство не нужно, если оно бездарно. Актер припомнил фразу Чехова: «В искусстве всем хватит места, не надо толкаться локтями!»

Олег Валерианович сказал, что молодые режиссёры к нему редко обращаются. Они его побаиваются. Хотя совсем недавно молодой питерский режиссер Андрей Прикотенко предложил ему сыграть в спектакле по рассказу Татьяны Толстой «Петерс» главную роль, начиная с шестилетнего возраста (!). Теперь актер думает, как это должно выглядеть.

Зрители попросили рассказать про культовый фильм 80-х «Осенний марафон»: Действительно ли Данелия не хотел утверждать актера на роль Бузыкина.

– Он посмотрел фильм «Служебный роман» и подумал, что у меня амплуа уверенного в себе человека, который пробивает себе дорогу интригами. Главный герой «Марафона» Бузыкин – совершенно другой человек. Замечательный ассистент режиссёра по актерам на «Мосфильме» Леночка Судакова видела именно меня в этой роли. Когда она сказала об этом Данелии, он ответил: «Вы с ума сошли? Никогда в жизни он не будет играть Бузыкина!» Леночка позвонила мне и пригласила на пробы. Пришлось доставать билет до Москвы. И всё бы ничего, но она схитрила, сказав, что Данелия меня вызывает. Я приехал, захожу к нему и говорю, что прибыл на пробы. Данелия ничем не выдал себя – у него был мягчайший характер при орлиной внешности – этакого Камо с кинжалом. Ему было неудобно поставить меня в неловкое положение. Принесли камеру. Я произнес несколько фраз и был утверждён на роль Бузыкина. В тот же день Данелия подвозил меня до угла Покровки и Чистопрудного. Я вышел и долго не мог перейти дорогу из-за потока машин. Данелия смотрел мне в спину – я показался ему чрезвычайно жалким и неуверенным в себе – тогда он окончательно утвердился в своем выборе меня на роль Бузыкина.

Зрители не могли не вспомнить Эльдара Рязанова, у которого актер снялся в пяти картинах.

– Рязанову я очень благодарен, – признался Олег Валерианович. – Его фильмы – эпоха в моей жизни. Как-то он написал мне расписку: «Обязуюсь снимать Олега Валериановича в каждой своей картине». Я подделал почерк и дописал ниже: «Буде же съёмка не состоится, буду платить ему гонорар, будто он снимался». И подпись – Рязанов. На одной из телепередач, посвящённых ему, я вынул эту записку и прочитал. Всё, говорю, Эльдар, ты мне денег должен. Рязанов напрягся!

Басилашвили посетовал, что не снялся ни в одном фильме Алексея Германа, несмотря на то, что они были соседями по даче в Репино и виделись часто.

– К нему я никогда не заходил, потому что у него были две огромные, злые собаки. И я их как-то опасался. Настоящие тигры, готовые любого разорвать. Поэтому мы с ним встречались на улице поболтать, но из этого так ничего и не вышло.

Ведущий задал вопрос гостю киноклуба, были ли такие роли, которые не удалось сыграть, о чем он сожалеет.

– Очень бы хотел сыграть Сталина. Но сейчас я слишком стар для этого. Сталин умер, когда ему было 72 года, а мне уже 84. Помню, мы были дома, когда Левитан объявил по радио о смерти Сталина. Моя бабушка, лишённая всех прав, дочь священника, вдова церковного архитектора, рыдала в голос искренне, как вся страна. Отец был членом райкома партии, фронтовик от звонка до звонка. Он посмотрел на бабушку и сказал: «Ну что ж, с каждым может случиться…»

Сталин – гигантская, неоднозначная фигура. Нельзя поставить рядом ни плюс, ни минус. Мы только сейчас начинаем об этом задумываться. Что он сделал со страной? Была ли в этом историческая необходимость? Все, что можно было накопать в архивах, я читал. Почему он считал Ивана Грозного, потопившего Россию в крови, своим учителем? Помню, в день его похорон папа был приглашен на Красную площадь и стоял на трибуне со стороны ГУМа, я взял лыжи и поехал в Сокольники кататься. Мы жили на Чистых прудах. Я вышел на площадь у метро «Кировская», а она вся запружена людьми. Голос Левитана – «…гроб с телом Сталина вносят в Мавзолей». Берия кричит: «Кто не слеп, тот видит!» Люди рядом со мной опускаются на колени. А я, здоровый лоб, с лыжами стою. Сам про себя подумал: я враг народа, –вспоминал Олег Басилашвили.

В зале звучали слова благодарности за чудесный вечер, за яркие, запоминающиеся роли в театре и кино, за увлекательные книги, которые интересно читать.

Поздравить гостя на сцену поднялась Наина Ельцина с огромным букетом цветов. Зал встретил ее аплодисментами.

– Давно я так не волновалась, – сказала она. – Дело в том, Олег Валерианович, думаю, все со мной согласятся, что вы нас сегодня просветили, удивили и очаровали. За какие-то полтора часа мы так много открыли для себя. Я вами восхищаюсь. Спасибо за добрые слова о Борисе Николаевиче. В последнее время крайне редко приходится их слышать. Знаю вас, вы вместе работали, и были близки друг другу по духу гражданственности. Вы были в одной упряжке. С вашей стороны была такая поддержка на коммунистическом съезде! Как вы выжили, как выдержали? Вы – гениальный актер. И если бы снялись только в трех фильмах – «Служебном романе», «Вокзале для двоих» и «Осеннем марафоне», то уже бы вошли в историю, а вы снялись в 80 фильмах. И столько же ролей было в театре. Вы в профессии более 60 лет! Какую надо иметь силу воли и обязательность, чтобы все это выдержать, вынести и дарить людям. Я многих слушала, но своим чтением сегодня вы меня просто поразили. Вы настолько гениальны на сцене и настолько просты и открыты в жизни, что, поверьте мне, бывает крайне редко.

Аплодисменты заглушили ответные слова благодарности Олега Басилашвили. Зрители не хотели расходиться.

Ведущий пригласил всех на следующее мероприятие киноклуба – встречу с актрисой Ниной Усатовой.

Накануне встречи со зрителями Олег Басилашвили посетил Музей Бориса Ельцина. Подробную экскурсию для него провели Наина Ельцина и директор музея Дина Сорокина. Задержались надолго в экспозиции «Баррикады», посвящённой событиям августа 1991 года, и кремлевском кабинете Ельцина.

– Музей грандиозный, замечательный. Понимаю, что сюда немало средств вложено, но вложено по делу. Потому что деятельность Бориса Николаевича Ельцина – это одна из основных вех развития России, за всю ее историю. Не хочу сравнивать его с императорами и первыми секретарями, но он, действительно, первым сделал то, чего никто не пытался сделать. Все реформы, которые происходили в России, приходили сверху. Даже горбачевские. Нам разрешили говорить правду, нам разрешили гласность, и мы с радостью ухватились за нее. Мы не сами добились от власти. Да, были диссиденты, но их «гасили». А вот Борис Николаевич разбудил инициативу в людях, и люди поверили в то, что если они честно работают, то могут жить достойно. И в финансовом отношении, и в человеческом – быть достойными людьми. Самые святые были мгновения, когда я увидел людей, стоящих вокруг Белого дома по щиколотку в воде, взявшихся за руки. И Ростропович, как мне рассказывали, стоял с автоматом в огромных стеклянных дверях Белого дома. Люди кричали ему: «Что вы делаете? Вас же убьют!» Он отвечал: «Если они победят, я жить не хочу!» Так были настроены почти все. И это тоже сделал Борис Николаевич – разбудил в людях понимание собственного гражданства. Если ты гражданин своей страны, то должен попытаться сделать так, чтобы она стала свободной. Чтобы твой труд был трудом свободного хозяина. Это его заслуга. У меня были знакомые, соседи по Гатчине, бизнесмены-промышленники, так они каждый день в шесть утра поднимали российский флаг над своим домом. Борис Николаевич разбудил в людях осознанное желание работать. Сейчас особенно тяжело на селе в Нечерноземье, в северных районах. Людей отучили от того, что их труд может приносить им радость и достаток. Это гигантская работа, которую еще предстоит проделать нашему обществу.

– Ваше ощущение в восприятии 90-х совпало с тем, что вы увидели в музее?

– Совпало. Я многого не знал. Не был настолько близок с Борисом Николаевичем. Но ощущение разбуженной свободы, того, что ты имеешь возможность хоть как-то повлиять на ситуацию в стране, мне знакомо. Повлиять в нужном направлении. Прислушиваясь ко всем остальным, соизмеряя свое мнение с мнением других депутатов, даже с коммунистами. Потому, что среди коммунистов тоже было много порядочных людей. Борис Николаевич сам был коммунистом. И порядочным человеком, верящим в идеи коммунизма. Я прислушивался и к их мнению. Уж не говоря о таких людях, как Глеб Якунин.

– Сейчас происходит переписывание истории 90-х. Как вы думаете, почему?

– Это уже давно происходит. Это серьезный вопрос. Те люди, которые сейчас говорят о лихих 90-х, словом «лихие» перечеркивают все то, о чем я сегодня говорил. В свое время они были отброшены от кормушки, и теперь с их стороны это мелкая месть. Тем более, что возможности для нее сейчас существуют. Многие из тех людей, которые диктовали в свое время правила поведения, вдруг лишились этого права и многого того, что они имели. От новогодних подарков – пакетов с колбасой и икрой до дач, машин, прислуги, охраны. Лишились и почувствовали себя униженными. Думаю, в этом все дело.

Олег Басилашвили, знает, о чем говорит. В 1990 году он был избран народным депутатом РСФСР. Его депутатская деятельность пришлась на самые трудные, переломные годы (1990–1993) годы становления новой России. Он был соратником Бориса Ельцина и всегда занимал твердую гражданскую позицию. Много сделал для продвижения культуры в стране, за что был отмечен государственными наградами: орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени в 2004-м, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени в 2009-м, орденом Почёта в 2014-м. И список этот неполный.

Ближайшие встречи Киноклуба Ельцин Центра состоятся в начале ноября. 2 ноября екатеринбуржцы встретятся с актрисой Ниной Усатовой, а 3 ноября руководитель киноклуба Вячеслав Шмыров прочтёт лекцию «От «Октября» Эйзенштейна до «Красных колоколов» Бондарчука: историко-революционный фильм в контексте советской истории». Вход на неё свободный.