В Музее Бориса Ельцина 3 и 4 октября прошла экскурсия «Октябрь-93. Огонь и дым Белого дома», приуроченная к годовщине событий 1993 года. В первый день ведущим экскурсии выступил научный сотрудник Музея Евгений Емельянов, во второй – руководитель Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина Дмитрий Пушмин.
Старт погружению в историю дал Евгений Емельянов, который обозначил, что истоки событий октября 93-го относятся к периоду Перестройки.
– Ослабела цензура, пришла эпоха гласности, масштаб преобразований завораживал, – охарактеризовал Перестройку Евгений Емельянов. – Стоит отметить, что Михаил Горбачев был не первым реформатором, до него за реформы в стране взялся Хрущев. На практике это означало реализацию на практике советской Конституции, переход власти от партии к советам. Кроме того, Горбачев задумал коренную реорганизацию партийной системы, что было озвучено на XIX Партконференции.
Соприкоснуться с этим периодом современной истории можно в экспозиции Музея Бориса Ельцина. Рассказал Евгений Емельянов и о демократическом движении, лидером которого стал Борис Ельцин. Емельянов напомнил, что демократы выступали против монополии Коммунистической партии на власть, ратовали за соблюдение прав человека, восстановление частной собственности и рыночные отношения. Продемонстрировал Емельянов и предвыборную программу 1990 года депутата (на тот момент) Бориса Ельцина.
– Партийное руководство решилось на очередную политическую реформу, шестая статья Конституции была отменена, – отметил Емельянов. – Был введен пост президента Советского Союза, на этот пост 15 марта 1990 года был избран Михаил Горбачев.
Введение поста президента укрепляло верховную власть, продолжил Емельянов. В мае 1990-го открылся первый Съезд народных депутатов России. Демократы тогда выдвинули в качестве лидера Ельцина, коммунисты – Ивана Полозкова, который был впоследствии заменен на Александра Власова. Так или иначе, 29 мая 1990 года председателем Верховного совета был избран Борис Ельцин.
Напомнил спикер и о ряде других знаменательных событий: принятии Декларации о суверенитете России 12 июня 1990 года, подавлении волнений в Прибалтике, а также о работе Съезда народных депутатов России в 1991 году и учреждении поста президента Российской Федерации, который, к слову, обладал меньшими правами, чем президент СССР. Кроме того, спикер поведал о формировании тандема Ельцин–Руцкой.
Затем наступил знаменательный день 19 августа 1991 года, который запомнился демонстрацией балета «Лебединое озеро», информацией об отстранении Михаила Горбачева и переходом власти в руки ГКЧП.
– Утром того дня Борис Ельцин находился на правительственной даче в Архангельском и, узнав о перевороте, собрал совещание российского руководства, – рассказал Евгений Емельянов. – На совещании присутствовал председатель Верховного совета Руслан Хасбулатов, который записал обращение к гражданам России с призывом не подчиняться ГКЧП. Обращение было передано СМИ для обнародования, а Ельцин и его соратники поехали к Белому дому, где находился Верховный Совет России. Белый дом стал центром сопротивления путчу, вокруг здания возводились баррикады. Все дни путча Ельцин, Хасбулатов и Руцкой находились вместе в Белом доме. 21 августа 1991 года состоялась чрезвычайная сессия Верховного Совета России, которая осудила действия путчистов и поддержала Ельцина. ГКЧП потерпел поражение, и это поставило крест на истории СССР. КПСС объявлена вне закона, начался массовый выход республик из состава СССР.
Напомнил Евгений Емельянов о соглашении о создании СНГ, заключенном 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, а также о том, как 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил свое существование. В тот же день Верховный совет РСФСР изменил название государства с РСФСР на Российскую Федерацию, а над Кремлем был поднят трехцветный флаг России.
Далее Евгений Емельянов напомнил о дефиците и росте цен, рассказал о формировании блока оппозиционных депутатов, реформах Егора Гайдара, ходе создания новой Конституции. Поведал спикер и о том, как 20 марта 1993 года Борис Ельцин выступил с обращением к гражданам России, в котором заявил об особом порядке управления страной, а депутаты пытались объявить президенту импичмент, назначенный на 28 марта 1993 года. Противостояние обострилось: с одной стороны, ряд депутатов требовали отставки Бориса Николаевича, с другой – под окнами проходили митинги в поддержку Ельцина. Голосов для отставки Ельцина не хватило. Рассказал спикер и о знаковом референдуме 25 апреля 1993 года.
– На референдум были вынесены четыре вопроса: доверяете ли вы Борису Ельцину, поддерживаете ли экономические реформы, выступаете ли за выборы президента, поддерживаете ли перевыборы народных депутатов, – напомнил Евгений Емельянов. – Агитация проходила под лозунгом «да, да, нет, да», и граждане поддержали Ельцина и курс реформ.
Поведал спикер также о борьбе за новый проект Конституции и противостоянии президента и Верховного совета.
– 24 сентября 1993 года Белый дом был взят в блокаду, – отметил Евгений Емельянов. – Начались переговоры делегаций Верховного совета и президента, шла речь о разоружении Верховного совета и его охраны, вывозе оружия из Белого дома, снятии блокады здания. Когда делегация Верховного совета вернулась в Белый дом после переговоров, это встретило шквал неодобрения. Депутаты требовали политических уступок, а не снятия блокады. Попытка компромисса сорвана. Вообще события 1989–1993 годов можно назвать революцией в жизни России.
Евгений Емельянов. «Октябрь-93. Огонь и дым Белого Дома». Часть 1
Развил тему руководитель Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина Дмитрий Пушмин, который рассказал о пике противостояния – событиях 3 и 4 октября 1993 года.
– События осени 1993 года стали итогом конфликта двух ветвей власти, президента и Верховного совета, – напомнил Дмитрий Пушмин. – Эти события можно рассматривать как решающую фазу большого революционного процесса начала 90-х. Сначала рушится монополия Коммунистической партии на власть, потом как результат поражения правоконсервативного путча распадается Советский Союз, а в 1993-м уходит в прошлое система советов. Так Россия превращается из советской в постсоветскую.
Также Дмитрий Пушмин рассказал, что 80-е и 90-е годы – время расцвета рок-поэзии, когда в лирике Бориса Гребенщикова появился запоминающийся образ, запечатленный в словах «И пожар догорел, нам остался лишь дым».
– С одной стороны, в этом образе содержатся подъем и «огненная» яркость впечатлений событий августа 1991 года, с другой – разочарование и фрустрация, возникшие после того, как произошли события октября 1993-го, – пояснил Дмитрий Пушмин.
21 сентября 1993 года Борис Ельцин издал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», который, по словам Дмитрия Пушмина, нарушал действующую Конституцию, по поводу чего вынес свое определение Конституционный суд, а противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти обострилось.
– В ночь на 22 сентября Верховный совет привел вице-президента Александра Руцкого к присяге в качестве и.о. президента РФ, – рассказал Дмитрий Пушмин. – Стороны вышли за пределы конституционного поля, началась фаза противостояния, которое быстро приняло характер вооруженного.
Было принято решение о блокаде Белого дома, оцеплении из сотрудников внутренних войск, использовании армейских подразделений, – напомнил Дмитрий Пушмин. В здании также были отключены коммуникации.
– Наступило 3 октября 1993 года, – продолжил Дмитрий Пушмин. – Стороны были озлоблены, на Смоленской площади происходили столкновения, погибли люди. Митинг сторонников Верховного совета должен был состояться в 14.00 на площади, которая носила название Октябрьская, сейчас это Калужская площадь. Колонна демонстрантов, сметая все на своем пути, пошла через Крымский мост. Сотрудники внутренних войск оказались к этому не готовы, оперативных резервов не было.
Далее противостояние вступило в силовую фазу.
– Первые выстрелы были произведены от гостиницы «Мир», и бойцы Софринской бригады внутренних войск оказались между двух огней, – рассказал Дмитрий Пушмин. – Командир бригады принял решение обратиться по рации с заявлением, что бригада переходит на сторону Верховного совета и народа. Силы внутренних войск отошли на перегруппировку. Царила неразбериха. Около Белого дома проходил митинг, генерал Макашов призвал брать штурмом мэрию Москвы и Кремль, а Руцкой – ехать к Останкино, чтобы потребовать эфир для сторонников Верховного совета.
3 октября в Останкино расположился отряд «Витязь» с задачей не допустить штурма здания, к которому на грузовиках прибыли люди с оружием и подручными средствами. В Москву были вызваны части Таманской и Кантемировской дивизий, а в самой ситуации задействованы как армейские части, так и подразделения МВД.
– После двухчасового митинга раздался выстрел, и погиб находившийся в здании боец «Витязя» Николай Ситников, – продолжил Дмитрий Пушмин. – Началась перестрелка, два человека погибли внутри здания, сорок четыре – на подступах к Верховному совету. Сторонники Президента призвали людей выйти к Моссовету. По СМИ прошла дезинформация, что якобы у Ельцина инфаркт, а Лужков арестован. Несколько человек погибли. И вот в 5 часов утра Ельцин принял указ о том, что режим чрезвычайного положения вступил в действие. Фактически это был указ о начале мероприятий по штурму Белого дома с применением спецсредств и оружия.
По данным, озвученным Дмитрием Пушминым, 4 октября погибли 127 человек, всего же за дни противостояния трагически ушли из жизни 158 его участников и случайных свидетелей.
– Штурм Белого дома начался в 7 часов утра, – продолжил Дмитрий Пушмин. – И вся страна увидела на телеэкранах страшное зрелище, как танки стреляют по зданию, огромный Белый Дом покрывается копотью, и из него вырываются языки пламени. Всего выпущено было 12 снарядов.
По словам Дмитрия Пушмина, сторонники Белого дома, окружавшие здание, были рассеяны огнем из пулеметов и бронетранспортеров, что также транслировалось по телевидению.
– Несколько раз огонь то утихал, то разгорался снова, – отметил Дмитрий Пушмин. – Прибыла группа «Альфа», у которой был устный приказ Верховного главнокомандующего о проведении штурма. Один из военнослужащих группы, который спасал жизнь раненого десантника, погиб. Командир «Альфы» принял решение провести переговоры с находившимися внутри Белого дома, о том, что, если не будет принято решение о сдаче оружия и капитуляции, «Альфа» будет вынуждена начать штурм. Группа осуществила вывод депутатов, работников Белого дома, женщин, детей, а также прохожих, которых заставила укрыться в Белом доме перестрелка. Это было осуществлено под гарантию безопасности и честное слово командира группы «Альфа». Люди были размещены в автобусах, вывезены в сторону метро, а руководители восстания, Руцкой, Хасбулатов, Макашов, Ачалов, Баранников препровождены в следственный изолятор Лефортово, где находились до февраля 1994-го, когда было принято решение об амнистии. Так закончились события, которые привели к огромному количеству жертв.
Рассказал Дмитрий Пушмин и о принятии Конституции 1993 года и последующих изменениях в российской символике, государственном гербе и флаге.
– 23 февраля 1994 года новая Госдума объявляет акт амнистии, следствие приостанавливается, и амнистируются те, кто уже осуждены, – сообщил Дмитрий Пушмин. – Стоит отметить, президент Ельцин акту амнистии противился. Уголовное дело, связанное с событиями октября 1993-го, было свернуто и закрыто в сентябре 1995 года. В сентябре 2005-го истек архивный срок хранения дела, его дальнейшая судьба неизвестна.
– Поражение, в отличие от победы, многому учит, – подытожил Дмитрий Пушмин. Рассказал спикер и о некоторых жертвах событий.
– В исследовании «Забытые жертвы октября 1993-го года» историка Валерия Шевченко собраны свидетельства о том, сколько людей погибли в ходе противостояния, и дан список из 41 фамилии, который не был учтен в официальном списке 1999 года, с комментариями, что факты нуждаются в проверке, – отметил Дмитрий Пушмин.
Далее Дмитрий Пушмин поведал о судьбах конкретных людей, погибших в те драматичные дни. Нередко они были молоды, старались помочь раненым, а, по существу, пытались разобраться в истории своей страны. Порой это были невинные и случайные жертвы. Среди пострадавших – и офицеры, и рядовые, и медики, и журналисты.
– Около здания Верховного совета на Красной Пресне расположен импровизированный мемориал, в котором – фрагменты арматуры, портреты убитых, – продолжил Дмитрий Пушмин. – Каждый год 3 и 4 октября туда приходят родственники погибших, чтобы почтить их память… К проведенному следствию осталась масса вопросов. Кто первым начал стрельбу в Останкино? Как получилось, что 3 октября не оказалось оперативного резерва, люди прорвали оцепление, а милиция отошла, оставив центр Москвы без своего присутствия? Почему не было объединенного штаба? Также события осени 1993-го – повод оценить основной закон страны, который отделил людей от хаоса и ужаса начинающейся гражданской войны. Также тому, что гражданская война не началась, способствовали и решительные действия исполнительной власти.
По сути, в ситуации, когда представители исполнительной и законодательной ветвей власти перешли нравственный Рубикон, единственной незыблемой ценностью остался именно Закон, неподвластный воли к власти, амбициям и попыткам манипуляций со стороны отдельных политиков. И этот закон – Конституция, чье 25-летие Россия отметит совсем скоро – 12 декабря, чему, стоит отметить, в Ельцин Центре будет посвящена специальная программа.