Старообрядцы, заселившие Урал после церковного раскола XVII века, не только оказали большое влияние на уклад жизни, обычаи и традиции обитателей региона, но и стали законодателями моды в горнозаводской и купеческой среде на протяжении двух последующих столетий, утверждает этнолог, научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Вячеслав Печняк.
Вячеслав Печняк — старообрядец часовенного согласия и автор книги «Традиционная одежда староверов Урала». Его лекция, посвящённая старообрядческому костюму, прошла в Ельцин Центре в рамках публичной программы выставки Фёдора Телкова «Право веры» и проекта «Эстетика Урала в XXI веке: традиционный костюм и цифровое общество».
— Исследователи и путешественники отмечали, что население Урала по своему укладу жизни, обычаям, привычкам очень близко к старообрядчеству. Костюм староверов и их манера одеваться влияли на всех, кто проживал рядом. Парчовые сарафаны, золотошвейные женские головные уборы, хорошо посаженные по фигуре кафтаны изготавливали в скитах в центрах старообрядчества — Невьянске, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Скиты таким образом зарабатывали на жизнь, обеспечивая людей «за милостыню» профессионально сшитой по старообрядческим канонам одеждой, которую те самостоятельно изготовить не могли. Вещи отличались тонкостью работы, пользовались спросом и распространялись по всем уральским заводам.
По словам этнолога, старообрядческий костюм представляет интерес для исследований потому, что одежда староверов — яркий пример того, как религия коррелируется с народной культурой. Также в ней очень много религиозных кодов, это целая система, которую надо уметь понимать.
— Числовая символика в костюме — важная тема, чаще всего она встречается в количестве складок на одежде и числе пуговиц. Число 3 отсылает к святой Троице, 7 — это число таинств, 13 — Христос и апостолы, 17 — ветхозаветные пророчества о Христе, а 22 — количество канонических книг Ветхого Завета. Сейчас функция традиционной одежды, одежды старинного покроя — обрядовая, или «моленная». Старообрядцы надевают её в часовни, церкви, и такая одежда теперь называется христианской.
Традиционная мужская одежда староверов состоит из рубахи, штанов свободного покроя — портов, которые в более позднее время заменили брюки, головного убора, кафтана и пояса.
Рубаха-косоворотка шилась по классическому русскому образцу, она могла быть туникообразной, на кокетке или сорочечного покроя, но в обязательном порядке на ней присутствовала планка на груди, которую называли ширинкой.
Кафтан — одна из важнейших частей мужского гардероба, в необходимости его носить у староверов заложено представление о троичности в иерархии костюма. Кафтан должен быть хорошо посажен по фигуре, этот вид одежды шился как цельнокроеным, так и отрезным по талии. Чаще всего для изготовления кафтана использовали однотонное сукно синего, белого или черного оттенков. Печняк пояснил, что у старообрядцев есть представление о том, что мужская и «моленная» одежда должна быть без поперечных швов на спине и сшита из ткани одного типа, поскольку смесовые ткани — шерсть и лён или шерсть и хлопок считаются нежелательными.
— Мужская христианская одежда в современности может заменяться на доступные вещи, купленные в магазине. Кроме брюк в костюме по-прежнему остаются рубаха, пояс и кафтан, но иногда просто пояс и кафтан или рубаха и пояс, — отметил Печняк. — Сейчас староверы в Шалинском районе Свердловской области обычные магазинные сорочки выпускают поверх штанов и подпоясывают какой-нибудь верёвочкой.
Мужчины-староверы стараются не появляться на улице с непокрытой головой. В прошлом на Урале по головному убору можно было угадать, откуда человек и на каком заводе работает. Тагильчан, к примеру, отличали высокие валяные шапки, напоминавшие цилиндр. Картузы староверы начинают носить лишь в самом конце XIX века, и они постепенно вытесняют из обихода валяные шапки.
Традиционный женский старообрядческий костюм был более разнообразен и состоял из подрубашечницы и верхней рубахи, большого количества юбок, сарафана, запона-фартука, головного убора и пояса.
Печняк отметил, что когда в прошлом веке в обиход советских женщин вошли трусы, староверки их не носили, считая, что всё, что продевается через ноги, — мужская одежда, поэтому люди старшего поколения на Урале трусы называли «штанами». Некоторые старожилы вспоминают, что их в детстве выгоняли из часовни, если они приходили на службу в нижнем белье. Этнолог признался, что не знает, признали ли сейчас староверы этот элемент одежды.
Сарафан — вещь настолько же важная для женщин и девушек, как для мужчин — кафтан. В 20-х годах XIX века в дополнение к глухим прямоклинным сарафанам появляются косоклинные, имеющие на спине цельнокроенную деталь — «лягушку», от которой расходятся лямки. Зачастую косоклинные сарафаны надевались только на моление, для гуляний существовали отдельные «гульбошные» сарафаны из парчи, муара или тафты.
— Сарафан с отшивными лямками назвался «лямошник», для Среднего Урала он становится неким брендом и до сих пор используется у староверов как «моленная» одежда. Еще одна шикарная особенность уральских сарафанов — это шлейф. Также на сарафанах можно было встретить щётку, которая помогала подолу сохраниться от вытирания. Но помимо практичной стороны использования щётки на подоле сарафана существовало поверье, что на молитве она служит защитой от бесов, нечисти, которая забудет о своей задаче искушения молящейся, если начнёт ворсинки пересчитывать.
Одной из самых сложных и значимых деталей традиционного женского костюма старообрядцев является головной убор. Именно по нему раньше определялся семейный статус женщины.
Девичий головной убор состоял из повязки с открытой теменной частью, из-под которой выпускалась коса, и позатыльника из парчи. Свою косу староверки доплетали до конца и закрепляли косником — треугольным украшением, а недоплетённая коса считалась признаком сиротства.
Женщина плетёт уже две косы, убирая волосы полностью под головной убор, который надевается на основу из кос, уложенных особым образом на макушке. Головной убор состоял из трёх частей: шашмуры — шапочки полукруглой формы с твёрдым дном; полностью закрывающего волосы повойника и платка. На богослужения староверки платок надевали в роспуск, закалывая его на булавку под подбородком, или на уголок.
До конца XIX века среди головных уборов бытовал и кокошник, который украшали галуном, жемчугом, камнями или ювелирным стеклом, а тыльную часть чаще всего делали из бархата, иногда с вышивкой золотом. Однако в прошлом веке этот головной убор окончательно вышел из обихода, кокошник вытеснили шали и кружевные косынки.
Пояс для староверов играет важнейшую роль, это функциональная вещь и религиозный маркер. Ходить без пояса было грешно, как и без креста. Во многих староверческих согласиях сохранилась традиция носить тельный пояс-ниточку, который даётся ребенку при крещении и заменяется по мере его изнашивания.
Пояса, которыми подпоясывали рубаху или сарафан, были самые разнообразные. Концы пояса украшались узлами, кистями, бисером и даже золотошвейными наконечниками. У староверов Урала наибольшую популярность получили тканые на дощечках пояса. При их изготовлении мастера могли выткать не только узоры, но и фрагменты псалмов, молитв или незамысловатые тексты: «Кого люблю, тому дарю». Теперь же поясом у старообрядцев может служить любая тесёмочка или верёвочка, которой подпоясана мужская сорочка или женская блузка.