Объявлен шорт-лист конкурса пьес о 90-х «Зачем я это помню». В этом году мы добавили еще одну опцию: «Пьесы, отмеченные ридерами». Это пьесы, которые не вошли в шорт-лист, но оказались интересны кому-то из ридеров.
8 пьес шорт-листа уже отправлены жюри, в составе которого в этом году критик, главный редактор Петербургского театрального журнала Марина Дмитревская, критик, директор фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский, режиссёр Борис Павлович и первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень.
Победители будут объявлены на церемонии награждения 20 июня, куда приглашены все авторы, чьи пьесы вошли в шорт-лист.
Интересная деталь: география конкурса заметно расширилась. Среди участников шорт-листа в этом году три человека из Москвы, два – из Санкт-Петербурга и по одному из Екатеринбурга, Кемерово и Твери.
Шорт-лист конкурса 2023
- Светлана Шимоне. «Моя счастливая семья»
- Олег Богаев. «ЧЭЧЭВЭ»
- Леся Гура. «Колко»
- Родион Белецкий. «Шоколадная стена»
- Мария Михелева. «Дилемма дикобразов»
- Мила Романова. «Мавзолей»
- Яна Орехова. «Орион»
- Жанар Кусаинова. «Они пришли»
Пьесы, отмеченные ридерами
Эрик Царукян «Наше лето 1999» (выбор Светланы Баженовой)
«Событие и конфликт здесь напрашиваются, но не случаются. И это очень симптоматично и верно для детей (подростков) девяностых. Мы не опознавали ничего сильно скверного в моменте. Это были наши естественные предлагаемые. Мы не знали, как было до, мы не предполагали, что будет после. Мы просто жили, в моменте. И преимущественно были счастливы. И не боялись грядущего. Мы были ресурсными и легкомысленными (а какими мы ещё могли быть?). Ерундой занимаются герои пьесы? Конечно. Счастье. Они могут себе это позволить».
Наталья Салтанова «Глухая свадьба» (выбор Татьяны Джуровой)
«Эта пьеса, не внедряясь и не размазывая психологию, почти телеграфным стилем дает формулу любви, формулу места и времени. Две сестры влюблены в одного мужчину. Женя-крановщица «Уралэлектротяжмаш» и Марина-педагог в школе глухих. Он – «красивый как Аполлон» – глухой Андрей из прессовочного цеха. Уже случилась павловская денежная реформа, уже показали по телевизору «Рабыню Изауру» и «Богатые тоже плачут». Пьеса опрокидывает паттерны мелодрамы. Любовь не выливается в соперничество. Сестры сосут пиво «Исетское» из одной полиэтиленовой «сиськи» и одинаково запрокидывают головы вверх, чтобы «проглотить» свои слезы. Сестры-заговорщицы понимают друг друга с полуслова и противостоят маме Клаве, разговаривающей по неработающему телефону с несуществующими людьми – лишь бы быть услышанной дочерьми. Но вся полнота эмоционального знания в пьесе не у героев, а у рассказчицы. Кого-то, кто свидетельствует об этих людях и их чувствах, не будучи вовлеченным в ситуацию, но находясь где-то очень рядом, очень-очень близко. Этот кто-то, безымянная девушка, «контролёр третьего разряда», подглядывающая глухого Андрея в заводской столовке, может быть, автор пьесы Наталья Салтанова, а может, кто-то еще, обладает особым знанием. И только она словами может рассказать нам что-то про любовь и про время, что не может сделать «вещь в себе», глухонемой Андрей. Что-то про любовь, хрупкую, но точную, как часы, сделанные из головки швейцарского сыра, которые, чтобы не истаяли, нужно хранить в холодильнике».