Мероприятия Международной недели глухих прошли в Ельцин Центре в Екатеринбурге 24 сентября.
Мероприятия с пометкой «инклюзивное событие» были организованы не только для аудитории слабослышащих и глухих, но и абсолютно для всех желающих с обязательным переводом на русский жестовый язык: лекции, творческие мастер-классы и музейная игра «Дефицит».
Ольга Варинова, переводчик и заведующая лабораторией русского жестового языка в Институте социальных технологий Новосибирского государственного технического университета, подготовила лекцию о том, какие факторы позволяют нам говорить о культуре глухих как об отдельной субкультуре. В современном мире глухота все чаще рассматривается как культурное явление, а не медицинский диагноз. В некоторых странах даже используется термин «обретение глухоты» вместо «потери слуха», который подчеркивает значение глухоты для самоопределения. При этом владение жестовым языком является ключевым условием принадлежности к сообществу глухих. Необходимо учитывать, что не существует единой культуры глухих: есть сообщества, которые говорят на разных жестовых языках. Поэтому на лекции шёл разговор об общих особенностях культуры глухих: о традициях и правилах, жестовой песне, поэзии, театре, ценностях и представлениях.
Следует отметить, что Ольга знает русский жестовый язык с детства, так как родилась в семье глухих. Это и определило её профессиональный выбор. Уже в восемнадцать лет её пригласили работать переводчиком в Новосибирский университет. Двадцать лет она готовит профессиональных переводчиков с русского жестового языка. В начале лекции она сразу оговорилась, что её лекция адресована в большей степени слышащей аудитории. Именно слышащих людей она хочет познакомить с культурой глухих. Если и у другой части аудитории возникнут вопросы, она с удовольствием ответит на них.
Биолого-медицинский взгляд на глухоту не только в России, но и во всём мире рассматривает глухого человека как «поломанного» слышащего и стремится адаптировать его к «нормальной» жизни, сделать его таким же, как слышащий человек.
Социокультурный взгляд на глухоту, наоборот, видит её как часть процесса самоопределения личности, её индивидуальности.
По ходу лекции Ольга акцентировала внимание на QR-кодах, выведенных на экран, чтобы слушатели могли узнать больше о мире глухих, прочесть научные публикации о последних исследованиях явления глухоты.
Лектор подчеркнула, что приобщение к культуре сегодня происходит через самоопределение личности. Каждый человек, чаще всего в подростковом возрасте, задаёт себе вопрос: кто я, какой я, почему я такой? Всю жизнь мы находимся в поисках своего я, делая тот или иной выбор.
У глухих детей этот процесс, вопреки общепринятым представлениям, протекает по-другому хотя бы потому, что девяносто процентов из них рождаются в семьях слышащих людей. При самоопределении они уже в самом раннем возрасте начинают понимать, что с ними что-то не так — они не то же самое, что их родители. Они не могут говорить по телефону, слушать музыку, свободно общаться с другими членами семьи.
Гораздо свободнее чувствуют себя те десять процентов детей, чьи родители тоже глухие. Они с детства вовлечены в окружающий мир, общаются с ними и такими же, как они, друзьями. Такой ребёнок идентифицирует себя со своей семьёй и всеми остальными, он перенимает опыт общения. У него не возникает проблем с самоопределением.
Глухие дети из слышащих семей чувствуют себя комфортнее в специализированных детсадах и школах-интернатах, потому что понимают, что у них с родителями нет общего языка — в лучшем случае азбука для глухих или короткие голосовые обращения. Так школа становится первым местом, где формируется культура глухих. Их самоопределение происходит тогда, когда они могут идентифицировать себя с группой, в которой начинают общаться. Гордость быть глухим приходит со временем. Глухие дорожат своей принадлежностью к сообществу глухих.
В английском языке есть два варианта написания слова «глухой». С маленькой буквы, если речь идёт о качестве слуха. И с большой буквы, если речь идёт о принадлежности к миру глухих. Сравнительно недавно, лет пять назад, в России появился характерный жест, говорящий: «Я — Глухой». Но даже в сообществе глухих далеко не все знают его. В нём прослеживается явная гордость за принадлежность к сообществу глухих. Это значит, что я не жалкий инвалид по слуху. Я — Глухой, носитель культуры глухих, которые воспринимают глухоту как культурную ценность.
— Нам, слышащим, иногда кажется, что это бред. Ну в чём тут гордость, если ты чего-то не слышишь? На самом деле, — подчеркнула лектор, — все мы являемся членами каких-либо сообществ. Глухая идентичность пересекается с другими идентичностями — национальными, расовыми, профессиональными, образовательными, полом, классом, сексуальной ориентацией. Точно так же, как женщины гордятся тем, что они женщины. А мужчины — тем, что они мужчины. Возникновение новых символов внутри культуры — это показатель того, что сообщество развивается, принимает себя и свои особенности.
Сообщество глухих разнообразно. На западе существуют кафедры, изучающие антропологию глухих не в рамках дефектологии, а именно как социокультурный феномен.
— Кто входит в сообщество глухих? — спрашивает лектор и перечисляет. — Глухие. Слабослышащие. Отчасти, позднооглохшие. Причём те, кто оглохли до школы или в школе, присоединяются к сообществу глухих. Те, кто оглохли в более взрослом возрасте, чаще всего нет. Слепоглухие — словесники и жестовики. Входят сюда и слышащие дети глухих родителей, те, кого мы обозначаем аббревиатурой CODA (Child Of Deaf Adults, англ. — ред.). Слышащие родственники из окружения глухих. Ценность сообщества глухих, прежде всего, в моральной поддержке и помощи в решении проблем, возможности выговориться, обсудить наболевшее на одном языке. Поэтому жестовый язык — ядро коммуникации.
Самый главный миф о жестовом языке — что он искусственный, что его придумали слышащие, подчёркивает Ольга Варинова. На самом деле это не так. Многочисленные научные исследования доказывают, что это естественный язык. У него есть своя грамматика, он отличается структурой от русского языка. В 2012 году русский жестовый язык получил статус языка официально. Принято считать, что он примитивен, несовершенен, и это мнение навязывается самим глухим. При обучении глухих детей их стараются научить читать по губам и разговаривать голосом, но не у всех это получается. Поэтому основой общения является именно жестовый язык, который внесён в законодательную базу. Таким образом, сообщество глухих — это лингвистическое меньшинство. Поэтому услуги переводчиков на официальном уровне обязательны.
Традиции и ценности в сообществе глухих на сегодняшний день мало изучены и мало описаны. То, что слышащий ребёнок впитывает с молоком матери, глухой ребёнок воспринимает частично. Культура глухих начинает формироваться в школе и основными её носителями являются те десять процентов, которые происходят из семей глухих. На детей из слышащих семей буквально обрушивается лавина знаний, объясняющая множество непонятных им вещей. Постепенно всё встаёт на свои места, выстраивается картина мира, в котором становится удобно жить. С обретением жестового языка уходит языковая депривация. То, что слышащие дети узнают в двух-трёхлетнем возрасте, глухие узнают в семь-восемь лет от таких же глухих детей. Получается, что такой ребёнок к семи годам уже психологически и педагогически запущен. Поэтому глухие, по мнению лектора, так держатся за своё сообщество и так дорожат им.
Школьные связи, как правило, поддерживаются в течение всей жизни.
Несомненной ценностью в сообществе глухих является позитивное отношение к глухоте, ориентация на возможности, а не на недостатки. Самый популярный хэштег в Сети — «глухие могут всё». Становятся популярными молодёжные интернет-форумы глухих, призванные поддержать молодых яркими примерами тех, кто, будучи глухим, достиг успеха.
Глухие всегда активно выступают против дискриминации глухих, у них обострённое чувство справедливости.
Глухим важен общеисторический опыт глухих и слышащих людей. Сейчас этому стали уделять гораздо больше внимания.
Браки между глухими и слышащими людьми большая редкость. Даже если они случаются, то являются непродолжительными. Браки внутри группы, наоборот, распространённое явление — между одноклассниками или членами одной студенческой группы, одного рабочего коллектива. Браки между глухими и слабослышащими встречаются тоже часто.
Видеозапись лекции Ольги Вариновой о культуре глухих
Одно из частых социальных убеждений: глухие не доверяют слышащим и даже переводчикам. Им кажется, что их непременно обманут, воспользуются их незнанием или глухотой. В сообществе глухих огромное количество негативных стереотипов в отношении слышащих людей. Их огорчает зависимость от слышащих людей в некоторых вопросах. Например, как записаться к врачу по телефону? Надо просить об этом слышащего. Современные технологии позволяют обходиться без помощи слышащих людей. Компьютеру всё равно, кто записывается на приём — глухой или слышащий. Любопытен тот факт, рассказала Ольга Варинова, что глухие называют слышащих не «слышащими», а «говорящими». Говорение для них безусловная ценность.
Одной из поведенческих норм в сообществе глухих является прямолинейность, то, что слышащие часто воспринимают как отсутствие такта. Им не нужны прелюдии к просьбам. Они сначала попросят у вас денег в долг, а уж потом поинтересуются вашими делами.
У глухих отсутствует субординация. Ольга из своей преподавательской практики знает, что глухой студент может запросто сказать ей без всякого стеснения, что она плохо выглядит или что она поправилась и юбка ей не идёт. В ответ они ждут такой же прямолинейности. Им присущи точность и конкретность.
Интересный феномен в культуре глухих — жестовые имена, что-то вроде прозвищ. Они могут происходить либо от фамилии, либо от каких-то характерных черт. Прозвищу присваивается соответствующий жест.
В сообществе глухих вполне приняты телесные контакты: дружеские объятия, крепкие рукопожатия, одобрительные похлопывания. Всё это отличается особой теплотой и отмечается в среде слышащих, которые, наоборот, привыкли дистанцироваться и избегать телесных контактов. То, что у слышащих передаётся интонацией, у глухих — прикосновением.
Исторически сложившийся дефицит общения у глухих вылился в привычку долго прощаться, словно бы они хотят пообщаться про запас. Во время пандемии глухие стали больше пользоваться информационными технологиями, и сами технологии значительно продвинулись вперёд. Сейчас на Youtube практически все форматы имеют субтитры, естественно, это сильно расширяет горизонт глухого человека — он не просто в курсе, он становится полноправным участником происходящего.
Лектор рассказала о когнитивных особенностях глухих. Оказывается, у них более широкий угол зрения и повышенная чувствительность к вибрации. Например, глухой может идти по дороге и не слышать движение транспорта, но при этом ощущать его вибрацию на значительном расстоянии.
Ольга всем слушателям посоветовала прочитать книгу известного американского невролога Оливера Сакса «Зримые голоса», рассказала о жестовом пении, которое производит сильнейшее впечатление на слышащих людей. И довольно подробно остановилась на художественном творчестве глухих. В поэзии глухих рифмуются не слова, а жесты, и это само по себе редкое и удивительное явление, заслуживающее отдельного изучения. Лектор посоветовала слушателям непременно посетить спектакли Московского театра мимики и жестов и Московского театра «Недослов» — не только классического репертуара, но и постановки, рассказывающие о жизни глухих и поставленные глухими.
Ольга Варинова отметила, что глухие любят рассказывать истории или, как сказали бы слышащие, «травить байки». Это явление родственно современному сторителлингу. Байки, как сказки, как фольклор, транслируют культурный опыт, формулируют правила жизни, определяют понятия добра и зла. Глухим присуще иронизировать над собой, и это говорит о высоком уровне развития их общества.
Также у глухих людей высокий уровень визуального восприятия, они подмечают множество деталей. Многие с детства рисуют хорошо и становятся профессиональными художниками. В России есть «Ассоциация глухих художников». В Deaf-art (живопись глухих — ред.) часто встречаются общие мотивы — авторы акцентируют внимание зрителя на изображениях глаз, рук, ушей и рта. В живописи глухих отмечают два основных направления — глухие против системы и глухие за самобытность своей культуры. В первом, конечно, боль, обида, неприятие собственной глухоты. Во втором, наоборот, принятие глухоты, позитив, расширение возможностей жестового языка. Но так или иначе, это самовыражение глухих, их мыслей, надежд и чаяний. И оно требует изучения.
По завершении лекции Ольга Варинова ответила на вопросы, рассказала о своей профессиональной деятельности и дала несколько практических советов тем, кто хочет ближе познакомиться с культурой глухих.