Продолжает работу лекторий Образовательного центра. Мартовская программа мероприятий в Ельцин Центре состоит из двух частей.
Первая является продолжением зимнего гуманитарного блока, который проходил на площадке книжного магазина «Пиотровский». Она предлагает слушателям продолжить изучение по двум направлениям – современной литературе и журналистике. Среди известных широкой аудитории лекторов – публицисты Сергей Пархоменко и Константин Мильчин, литературный критик Издательского дома «Коммерсантъ» Анна Наринская, а также издатель и философ Александр Иванов.
Другая часть программы состоит из мероприятий, приуроченных к выставке «90-е», которая проходит в арт-галерее Ельцин Центра и будет доступна для жителей Екатеринбурга вплоть до конца марта. Как и сами работы, представленные на выставке, лекции и кинопоказы пытаются дать ответ на то, как общественно-политические события той эпохи связаны с событиями художественной жизни, образуя в итоге единое целое.
Обращаем внимание, что часть лекций – платные.
3 марта
19:00
Кино-конференц зал
Ася Казанцева. «Эволюция: что тут непонятного?»
Лекция молодого ученого и автора двух книг Аси Казанцевой посвящена не столько самой эволюционной теории, сколько распространенным заблуждениям и провалам в знаниях, которые мешают общественности наслаждаться знакомством с самой красивой и самой важной из современных научных концепций. После лекции состоится автограф–сессия.
Вход свободный (Регистрация обязательна, количество мест ограничено)
5 марта
19:30
Книжный магазин «Пиотровский»
Борис Демидов. «Архитектурный атеизм 90-х»
Архитектура 90-х – это поиск путей реализации новых амбиций, возникших у заказчиков и архитекторов в результате известных событий начала десятилетия. Плюрализм вкусов и стилей вмешался в этот процесс, породив те противоречия, плоды которых существуют в архитектуре до сих пор. Вечный конфликт: архитектор – застройщик – общество, особенно обострившийся в эти годы, оставил нам в наследство не только здания, но и руины.
Борис Демидов – архитектор, член Союза архитекторов России, член архитектурно-градостроительного совета города Екатеринбурга.
Вход свободный
9 марта
19:30
Книжный магазин «Пиотровский»
Татьяна Круглова. «Советский постмодернизм: жизнь после смерти. К вопросу о социальной прагматике позднего советского искусства»
Постмодернистски ориентированные авторы появились в СССР в конце 1960-х годов, на исходе «оттепели», и выразили то переживание места и времени, которое впоследствии получило название «период застоя». Эта квалификация эпохи – точная метафора «конца истории», диагноза, поставленного западными мыслителями после 1968 года. В СССР произошла смерть советской истории, которую никто, кроме небольшого круга художников, не заметил.
Вход свободный
10 марта
19:30
Книжный магазин «Пиотровский»
Александр Иванов. «Неолиберальная экономика культуры»
Цена билета: 200 рублей
В культурной сфере неолиберализм открывает дорогу господству тотальной монетизации. Одновременно неолиберализм создает в социальном поле то, что Болтански и Тевено называют "неоменеджментом", а Фуко "биополитикой", когда в экономических понятиях интерпретируются отношения, ранее не включавшиеся в поле экономики. Неоменеджмент знаменует господство информационной экономики над экономикой материального производства. Он, с одной стороны, наделяет культурное производство высокой экономической значимостью, а с другой - предлагает оценивать культурные практики с точки зрения их рентабельности и экономической эффективности. Каковы результаты тридцатилетнего господства неолиберализма и в чем состоят возможные стратегии и тактики культурного сопротивления ему?
11 марта
19:30
Кино-конференц зал
Кинопоказ фильма «Портреты художников: Эрик Булатов»
«Смотреть прямо в болевую точку» – так определил девиз своего творчества Эрик Булатов. Часто ассоциируемый со школой московского концептуализма, художник разработал собственный вариант концептуальной живописи, сочетающей в себе текст и изображение. Картина Эрика Булатова «Свобода» написана специально для Музея Б.Н. Ельцина.
Кинопоказ фильма «Портреты художников: Комар и Меламид»
Художники Виталий Комар и Александр Меламид стали символами советского неофициального искусства, частью которого был придуманный ими в 1972 году соц-арт. В это же время вокруг них сложился целый круг художников, разделяющих их идеи. Творческий тандем просуществовал более 30 лет.
Вход свободный
12 марта
18:30
Книжный магазин «Пиотровский»
Лилия Немченко. «Российский кинематограф 90-х: агония киноиндустрии и открытия одиночек. Часть 1»
90-е годы – время, убившее кинопрокат. Фильмы той эпохи – дерзкие, спорные, неприветливые, не доходящие до зрителя. Никита Михалков еще не гоняет бесов, а снимает «Ургу: Территорию любви», Станислав Говорухин утверждает, что «так жить нельзя», но не объясняет, как можно. Появляются пророческие «Прорва» Ивана Дыховичного, «Макаров» и «Мусульманин» Владимира Хотиненко, трагикомическая «Барабаниада» Сергея Овчарова, драматические «Лимита» Дениса Евстигнеева, «Любовь» и «Страна глухих» Валерия Тодоровского, и, конечно, целая серия работ Алексея Балабанова. Тогда же выходят последние выпуски киножурнала «Большой Урал» и первые сюжеты Алексея Федорченко на Свердловской киностудии.
Лилия Немченко – кандидат философских наук, Член Правления Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ, директор Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба»
Вход свободный
13 марта
19:30
Образовательный центр. Лекционная аудитория на третьем этаже ("Медиатека")
Вячеслав Курицын. «В чем виноват постмодерн?»
На встрече со слушателями писатель, шоумен и политтехнолог Вячеслав Курицын расскажет свою версию того, почему хорошие идеи – либерализм, права человека, мультикультурализм, демократия – не помогли построить рая на земле.
Вход свободный
14 марта
19:30
Книжный магазин «Пиотровский»
Вячеслав Курицын. Творческий вечер
Гость Ельцин Центра филолог и литературовед Вячеслав Курицын встретится с аудиторией и прочтет два прозаических произведения: рассказ «Без имени» в классическом стиле и экспериментальный центон «Всюду жизнь».
Вход свободный
15, 16, 17 марта
19:30
Образовательный центр. Лекционная аудитория на третьем этаже ("Медиатека")
Константин Мильчин. «Субъективная история современной русской литературы»
Цена абонемента: 900 рублей
Купить абонемент можно онлайн на Weburg или в книжном "Пиотровский".
Трёхдневный цикл лекций литературного критика, главного редактора журнала Historicum Константина Мильчина посвящён новейшей российской и иностранной литературе – её жанрам, эволюции, начиная с 90-х годов, авторам, ключевым темам, а также литературному процессу в России и в мире в целом и таким институтам, как книгоиздание, литературные премии, мейнстрим, бестселлер, мода в литературе.
17 марта
19:30
Кино-конференц зал
Кинопоказ фильма «Портреты художников: Эрнст Неизвестный»
Эрнста Неизвестного называли первым подпольным скульптором: находясь в подполье почти четверть века, он сделал более восьмисот работ, из которых приобретено было лишь несколько. После знаменитой стычки с Хрущевым на выставке в Манеже 1962 года он превратился в живой манифест. Одно из самых известных его произведений – надгробный памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище в Москве.
Кинопоказ фильма «Портреты художников: Виктор Пивоваров»
Виктор Пивоваров известен как один из основателей московского концептуализма. В начале 1970-х он начал создавать картины и рисунки с текстами. Одновременно с «большим искусством» Виктор Пивоваров постоянно занимался детской иллюстрацией, оформив за свою жизнь более пятидесяти книг, изданных огромными тиражами.
Вход свободный
18 марта
19:30
Книжный магазин «Пиотровский»
Лилия Немченко. «Российский кинематограф 90-х: агония киноиндустрии и открытия одиночек. Часть 2»
90-е годы – время, убившее кинопрокат. Фильмы той эпохи – дерзкие, спорные, неприветливые, не доходящие до зрителя. Никита Михалков еще не гоняет бесов, а снимает «Ургу: Территорию любви», Станислав Говорухин утверждает, что «так жить нельзя», но не объясняет, как можно. Появляются пророческие «Прорва» Ивана Дыховичного, «Макаров» и «Мусульманин» Владимира Хотиненко, трагикомическая «Барабаниада» Сергея Овчарова, драматические «Лимита» Дениса Евстигнеева, «Любовь» и «Страна глухих» Валерия Тодоровского, и, конечно, целая серия работ Алексея Балабанова. Тогда же выходят последние выпуски киножурнала «Большой Урал» и первые сюжеты Алексея Федорченко на Свердловской киностудии.
Лилия Немченко – кандидат философских наук, Член Правления Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ, директор Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба»
Вход свободный
19 марта
19:30
Книжный магазин «Пиотровский»
Татьяна Круглова «Прошлое, настоящее, будущее страны в художественной рефлексии нескольких поколений актуальных художников: рубеж 1980-х – первая половина 1990-х годов»
Во время «перестройки» и революционных сдвигов начала 1990-х слово «постмодернизм» (концептуализм, соц-арт, некрореализм, гиперреализм, «новая драматургия» и т.п.) стало знаменем перемен в новой, постсоветской России. Поминки «по советскому» прошли широко, моментами – весело и отчаянно, но вскоре выяснилось, что культуре нужен не гробовщик, а психоаналитик. Вопросы о том, нужно ли сносить памятники чекистам и партийным деятелям, создавать музеи репрессий, помнить о жертвах и судить палачей, не получили ответа до сих пор.
Вход свободный
20 марта
19:30
Образовательный центр. Лекционная аудитория на третьем этаже ("Медиатека")
Сергей Пархоменко. «Сетевые сообщества и новая гражданская журналистика: случай «Диссернета»
Цена билета: 200 рублей
Глубокий и затяжной кризис информационной индустрии ставит традиционные медиа на грань выживания. В этих условиях новая гражданская журналистика начинает вырастать из гражданских социальных инициатив.
Один из самых успешных и самых известных проектов такого рода – сетевое сообщество «Диссернет». Его участники совместными усилиями противодействуют подлогам в области научной и образовательной деятельности, в особенности в процессе защиты диссертаций и присвоения ученых степеней в России.
21 марта
19:30
Книжный магазин «Пиотровский»
Сергей Пархоменко. «Последний адрес». Проект народного мемориала жертвам политических репрессий»
«Одно имя, одна жизнь, один знак». Под таким девизом родилась широкая общественная инициатива, цель которой – увековечение памяти простых людей, наших сограждан, ставших жертвами политических репрессий и государственного произвола в годы советской власти. Мемориальные знаки единого образца, размером не больше ладони, устанавливаются на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами наших погибших соотечественников. Каждый знак посвящен только одному человеку. И инициатором его установки – по этому конкретному адресу и с этим конкретным именем – становится также один совершенно конкретный заявитель.
Президентский центр Бориса Ельцина поддерживает архивную работу проекта «Последний адрес».
Вход свободный
22 марта
19:30
Книжный магазин «Пиотровский»
Татьяна Круглова. Презентация сборника статей «Политизация поля искусства. Исторические версии, теоретические подходы, эстетическая специфика»
Авторы статей, вошедших в монографию (российские и французские исследователи, представители разных гуманитарных дисциплин: философии, эстетики, истории культуры, социологии культуры, истории искусства) объединились вокруг актуальной и вечно дискуссионной темы: отношения искусства и политики. Предметом интереса стала история левой идеи в ХХ веке, представленная в опыте искусства и рефлексии советских художников и французских интеллектуалов.
Вход свободный
24-25 марта
19:30
Цена абонемента: 500 рублей
Образовательный центр. Лекционная аудитория на третьем этаже ("Медиатека")
Анна Наринская, литературный критик Издательского дома «Коммерсантъ»
24 марта: «О чем мы говорим, когда говорим о культуре сегодня»
Почему из-за обсуждения постановки оперы может завязаться драка? Почему знаменитый поэт навсегда поссорился с другом, разойдясь в мнениях об учебнике литературы? Как художественная выставка давно умершего художника может стать предметом сегодняшней манипуляции? И вообще — о чем мы говорим, когда говорим о культуре?
25 марта: «Трудно быть гадом»
Литературная критика различается по тону и стилю. Кто-то принципиально отказывается писать о книгах, которые ему не нравятся. Кто-то примеряет на себя образ строгого и неумолимого арбитра литературного процесса. Но есть и те, кого писатели боятся и даже ненавидят. Анна Наринская расскажет о том, почему критику важно сохранять злобный оскал.
31 марта
19:30
Образовательный центр. Лекционная аудитория на третьем этаже ("Медиатека")
Павел Рубцов. «Политическая культура античности»
В лекции анализируются истоки политической культуры. Обратившись к античности, мы увидим, что политика не сводится к набору инструментов. Ее важнейшая часть состоит в установках, ценностях и настроениях, которые разделяют политически активные представители общества. Опыт граждан античного полиса прояснит, как соотносится культура Греции V-IV веков до н.э. с современным политическим контекстом.
Вход свободный