Уже не первый год Екатеринбург накрывает дым от торфяных пожаров. Горящие торфяники – особый вид природного пожара, окутанный мифами и легендами, начиная от самовозгорания торфа и заканчивая невозможностью его тушения.
О том, откуда берутся торфяные пожары и как с ними бороться, как торфяные пожары связаны с лесными, что такое «зомби-пожары» и что может сделать каждый, чтобы угроза распространения торфяных пожаров стала меньше, рассказал Григорий Куксин – учредитель Центра профилактики ландшафтных пожаров, доцент кафедры воспроизводства, охраны и защиты леса Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, ведущий инженер отдела лесной пирологии Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства.
С его лекции в Ельцин Центре 27 января стартовал новый цикл «Идите лесом!», посвящённый лесу во многих аспектах: и как экосистеме, и как источнику творческого вдохновения, и как элементу экономики. Специалисты из различных областей расскажут о том, что лес значит именно для их сферы специализации, какую роль он играет в природе и обществе, как появились лесные духи и чудища, а также как сохранить лес, чтобы выжить.
Григорий Куксин рассказал, что занимается пожарами и их тушением уже 25 лет. Серьёзность темы – каждый год в огне погибают люди – лектор постарался смягчить профессиональным юмором. Так, возгорания, продолжающиеся долго без видимых признаков, он назвал «зомби-пожарами», а пожары, возникающие вне сезона – «пришельцами».
Рассказывая о пожарах, эксперт начал с экскурса в историю. Человеческие виды, населявшие планету сотни тысяч лет, обрели способность управлять огнём. Это позволило нам эволюционировать и развить цивилизацию. Среди этих практик одной из ключевых были рукотворные пожары – их устраивали в целях загонной охоты или для расчистки земли под сельское хозяйство. Как минимум для одного континента это привело к печальным последствиям: когда-то Австралия была покрыта лесами, но с появлением людей, около 40 тысяч лет назад, леса остались лишь на окраинах, а значительные территории превратились в пустыню.
На территории Свердловской области люди также живут давно – об этом свидетельствует находка Шигирского идола. Древесина, из которого он сделан, имеет возраст примерно 10000 лет. Артефакт обнаружили в торфе – отличном консерванте для деревянных изделий. Образуясь на поверхности болота, он состоит из множества растительных остатков, которые под воздействием влаги превращаются в плотный материал, препятствующий проникновению кислорода.
Сухой торф обладает хорошей горючестью. Благодаря этому свойству материал активно использовался в металлургии и энергетике при промышленном освоении Урала. Чтобы его добыть, осушались болота, строилось множество посёлков, экономика которых была основана на торфе. Переход от торфяной энергетики к использованию газовых турбин привёл не только к кризису этих предприятий и моногородов, но и к экологическим последствиям. Торфяники стали зарастать лесами, а эти леса – гореть.
По словам Григория Куксина, большинство лесных пожаров происходят весной и летом из-за людей, которые поджигают сухую траву, оставляют горящие угли после пикника и так далее. Случаи пиромании и преступной деятельности при возникновении пожаров – скорее исключения. Как правило, люди просто не осознают, что их действия могут спровоцировать катастрофу.
Разросшийся лесной пожар часто приводит к возникновению пожарных (или пирокумулятивных) облаков. Горячий воздух смешивается с дымом и пылью, что приводит к образованию гигантских серых туч, влияющих на погоду в окружающих районах. В таких облаках происходит накопление огромного электрического заряда, что может привести к молниям и вызвать новые возгорания. Усугубляет ситуацию то, что эти явления усиливают антициклоны и препятствуют образованию дождей.
Пожары, на которые не удалось среагировать, быстро распространяются, создавая огромные зоны задымления и новые очаги. Основная работа по их тушению выполняется лесными пожарными при поддержке обычных пожарных и добровольцев. Однако с увеличением количества удалённых пожаров реагировать на все становится невозможно из-за ограниченных ресурсов, – отметил Григорий Куксин.
Часто на помощь наземным расчётам приходит пожарная авиация. По словам лектора, она используется преимущественно для обнаружения пожаров и организации операций, а не для прямого тушения. Также в зоне её контроля находятся лесные массивы, которые подлежат специальному наблюдению и управлению с целью предотвращения пожаров – например, заповедники и особо охраняемые природные территории.
Отдельное внимание в своей лекции Григорий Куксин уделил торфяным пожарам, которые могут быть сложными для тушения из-за особенностей горения торфа. Эти пожары требуют специальных стратегий и оборудования. По словам эксперта, заброшенные торфяные месторождения Урала стали источником формирования новой экосистемы. Вместо того чтобы быть использованными для торфодобычи, эти участки зарастают лесом. Однако из-за сухости торфа, вызванной осушением, эти места подвержены риску пожаров.
Тушение огня на этих территориях – тяжёлая и опасная работа, особенно в летнее время, когда горят сухие торфяные земли. Одна из главных проблем – плохая смачиваемость торфа. Чтобы потушить возгорание, нужно большое количество воды, поскольку материал может впитывать влагу в значительных количествах.
По словам Григория Куксина, в последние годы торфяные пожары стали более частыми и продолжительными, даже переживая зиму. На профессиональном сленге они называются «зомби-пожарами», так как они могут тлеть под снегом и возобновляться весной. Торфяные пожары могут создавать своего рода «печки», в которых горение поддерживается само по себе длительное время. Усугубляют ситуацию с пожарами засухи, которые также в последнее время часты на Урале. Из-за дефицита осадков также падает уровень грунтовых вод.
Также лектор счёл своим долгом развеять мифы о происхождении таких пожаров: идеи о том, что торфяники могут гореть из-за дождя или что они связаны с подземными глубокими ямами, неправильны, и могут затруднить эффективное тушение.
Григорий Куксин отметил, что лучший способ борьбы с торфяными пожарами – это их профилактика. Например, воссоздание болотных экосистем. В этом могло бы помочь разведение бобров – создавая плотины, они регулируют уровень воды в болотах.
В тушении лесных и торфяных пожаров задействуются современные технологии. Благодаря беспилотникам с тепловизорами и космическим снимкам проводится обследование очагов пожаров, что позволяет эффективно выявлять их даже издалека. Также с помощью тепловизоров можно обнаружить «печку» торфяного пожара, а её разрушением занимается команда с бульдозером.
В борьбе с пожарами используются и геодезические приборы. Специалисты проводят измерения высоты, расстояния до грунтовой воды и глубины очагов пожаров. Эти данные помогают оценить характеристики пожара и выбрать наиболее эффективные методы тушения.
По мнению Григория Куксина, следующий пожарный сезон, вероятно, будет не легче предыдущего – и из-за дефицита влаги в почве, и из-за привычек местных жителей. Лектор призвал журналистов и общественных деятелей информировать сограждан об опасности лесных пожаров и правилах поведения, которые позволили бы их предотвратить. Важно учить людей тушить костры, не оставлять за собой мусор, использовать пиротехнику безопасным способом. Образовательные материалы можно найти на сайте Добровольных лесных пожарных. На этом же портале есть контакты региональных групп быстрого реагирования, в которые могут вступить все желающие.
Лектор уверен, что просветительские мероприятия, профессиональное обучение, участие в противопожарных дружинах, объединение усилий власти, бизнеса и общества помогут справиться с проблемой.