О страстях по «Андрею Рублёву»

25 августа 2023 г.Михаил Лузин
О страстях по «Андрею Рублёву»

Об интересных фактах из истории фильма «Андрей Рублёв» и причинах его популярности рассказал 19 августа член Российской академии кинематографических искусств «Ника» и ведущий киноклуба Ельцин Центра Вячеслав Шмыров.

В Госфильмофонде России хранятся четыре версии фильма «Андрей Рублёв», и вопрос, какую из них назвать авторской, остаётся открытым. История создания культовой ленты растянулась с 1966 по 1971 год: было несколько попыток выпустить картину, и каждый раз режиссёр Андрей Тарковский садился за монтажный стол, чтобы удовлетворить требования цензуры или внести авторские правки, неизбежно появлявшиеся с течением времени.

Андрей Тарковский и «главная русская икона»

Один из тревожащих сюжетов последнего года – передача иконы «Троица» Андрея Рублёва из экспозиции Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Между тем, уверен Вячеслав Шмыров, статус «главной русской иконы» у этого шедевра появился во многом благодаря фильму Андрея Тарковского. На момент создания картины массив сохранившихся икон древнего русского наследия требовал структурирования и переложения в систему ценностей советского общества.

– «Андрей Рублёв» повернул общество лицом к средневековому художественному прошлому страны и в значительной степени оформил интерес к нему, сформировал представление о том, что такое «Троица» и какое она имеет значение.

Неслучайно трёхчасовое черно-белое полотно заканчивается цветными кадрами с этой иконой. Тарковскому было важно показать, что Андрей Рублёв, прошедший через раздираемую междоусобицами Русь, как бы собирал её в своём сознании. И создал икону, ставшую отправной точкой того государства, в котором мы живём до сих пор.

Для понимания фильма важен и контекст, в котором он появился. «Оттепельный» 1960-й ЮНЕСКО объявило годом Андрея Рублёва. Таким образом, русский иконописец стал героем мирового культурного обихода, а в нашей стране начались серьёзные приготовления: например, был открыт после многолетней реставрации Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва в Спасо-Андрониковом монастыре.

В это же время в СССР начинают массово приезжать иностранцы. Главное, что интересовало их в русском искусстве – это полотна авангардистов и, разумеется, иконы. Именно этими произведениями Россия выделяется в мировом искусстве. Возрождается интерес к иконе и внутри страны – как к воплощению национальной идентификации.

Сценарная хитрость и жестокие пробы

Первая версия фильма называлась «Страсти по Андрею» – так же, как её сценарий, опубликованный в 1964 году в апрельском и майском номерах журнала «Искусство кино». Над сценарием Андрей Тарковский работал в соавторстве с Андреем Кончаловским, со-выпускником мастерской Михаила Ромма во ВГИКе. Публикация в журнале сопровождалась фотографией соавторов за работой, снятой в квартире Сергея Михалкова, отца Андрея Кончаловского. Андрей Арсеньевич, хоть и сын известного поэта, жил тогда в коммуналке.

Публикация сценария в «Искусстве кино» была тонким ходом, чтобы сначала пройти литературную цензуру и потом, имея уже напечатанный в журнале сценарий, обсуждать картину на уровне производства. По словам Вячеслава Шмырова, у этой публикации было ещё одно далеко идущее последствие – его прочитал Анатолий Солоницын, артист Свердловского драматического театра, и загорелся желанием сыграть главную роль.

Изначально на роль Андрея Рублёва был утверждён Станислав Любшин, актёр с абсолютно иконописными, будто утренней росой промытыми глазами, – рассказывает Вячеслав Шмыров. – Чтобы, когда он появлялся на экране, зрители сразу думали: вот он, святой, иконописец, который с нежной душою воспринимает, впитывает и пропускает через себя мир.

Ради роли Любшин пошёл на большие жертвы: имея жену и маленького ребёнка, он ушёл из театра «Современник» и на несколько месяцев перестал разговаривать. По сценарию, в конце картины его герой прерывает многолетний обет молчания. «Как настоящий «переживальщик», представитель школы Художественного театра, Любшин понимал: чтобы сыграть эту роль, ему необходимо всё отринуть, как его герою. И первые слова после долгой тишины должны прозвучать «как в жизни», – рассказывает Вячеслав Шмыров.

Однако в последний момент кастинг поменялся: на пробах появился актёр из Свердловска Анатолий Солоницын.

– Увидев его, Тарковский осознал, что ему нужен вообще другой человек, со «стёртым» лицом. Это было дерзкое, неожиданное решение. Особенно учитывая то, что Анатолия Алексеевича до этого три года не принимали в ГИТИС и не видели в нём актёра. Он неяркий, не запоминающийся. Но как оказалось, именно это и было нужно, чтобы герой растворялся в общей картине жизни средневековой Руси.

Разумеется, Любшин не простил Тарковскому такой жестокости. А Анатолий Солоницын стал главным артистом для режиссёра. «Он пришёл, как преданный пёс и остался и дальше играть у Тарковского», – комментирует Вячеслав Шмыров.

Ещё одна неслучившаяся актёрская работа – это Владимир Высоцкий, пробовавшийся на роль сотника. Он и режиссёр были знакомы и до съёмок, пересекаясь в одной и той же квартире в Большом Каретном переулке, воспетой поэтом в одной из известных его песен. Известно, что Высоцкий посвятил Тарковскому строчки:

Ой, где был я вчера — не найду, хоть убей,

Только помню, что стены с обоями.

Помню, Клавка была и подруга при ней,

Целовался на кухне с обоими.

По одной из версий, панибратство и стало причиной для отказа: на площадке Тарковский такого отношения не терпел. В итоге роль сотника досталась менее именитому артисту, Николаю Граббе.

Камера, мотор!

Когда фильм был запущен в производство, публикация сценария сняла половину вопросов цензуры. Проблема сценария была в другом – он был очень длинным. И когда Тарковский стал снимать, начал формироваться его «тягучий» фирменный стиль.

– Как ученик Александра Довженко, он любил передавать время в кино как физически реальное. Когда смотришь этот фильм, возникает ощущение, что на экране всё так, как оно происходит в жизни. Это тоже художественная условность, но она сделана в такой мере достоверности, что зрители начинают ощущать себя живущими в этих вроде бы реально существующих обстоятельствах, – рассказывает Вячеслав Шмыров.

Материала оказалась очень много. Поэтому редактор фильма Лазарь Лазарев всё время был на съёмочной площадке, и на ходу сокращал сценарий. У Лазаря есть ещё одна важная заслуга перед фильмом – Тарковский разрешил ему снимать на любительскую видеокамеру события съёмочного процесса, и это совершенно бесценный материал длительностью 30 минут.

Съёмки фильма велись в Суздале, Владимире и городе Изборск Псковской области. Туда поехал корреспондент американского журнала Life, в архивах которого есть порядка 100 цветных фотографий с площадок.

В процессе съёмок перед группой встал вопрос: каким было русское Средневековье и как его показать? Из материальной культуры XV века до нас дошли только храмы и летописи. А как люди одевались? Что у них было на ногах? Какие у них были плошки посуды и что они ели? Все эти вопросы требовали от Тарковского решения.

В деталях режиссёр опирался на мнение историков-консультантов и источники по европейскому средневековью — например, поэму «Корабль дураков» Себастьяна Бранта, первое издание которой вышло в 1494 году. А для визуального решения была важна картина Акиры Куросавы «Семь самураев». Благодаря ей и возникла серо-чёрно-белая цветовая гамма «Андрея Рублёва».

Политическая удача и русский Христос

Пока шли съёмки, Никиту Хрущёва сняли с постов Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров. Справедливо опасаясь за судьбу фильма, Андрей Тарковский пошёл в ЦК разговаривать с Владимиром Лебедевым – чиновник занимался в аппарате Хрущёва вопросами культуры, литературы и театра, и ранее порекомендовал ход с публикацией сценария.

– Это был очень важный человек для эпохи оттепели. Именно он убедил Хрущёва опубликовать «Один день Иван Денисовича» и сделал много другого полезного, – рассказывает Вячеслав Шмыров.

Лебедев якобы спросил Тарковского: «Сколько будет сниматься фильм?». И когда режиссёр ответил: «года два», собеседник улыбнулся и сказал: «Ну, снимайте». Тайну этой улыбки Тарковский разгадал только потом: Владимир Семёнович переложил груз ответственности за последствия фильма на плечи своих последователей. Когда Хрущёва сняли, его помощника разжаловали в младшие редакторы «Политиздата». Через полтора года Лебедев умер.

– Этот абсолютно чиновничий ход очень помог Андрею Тарковскому. Надо напомнить, что на дворе были времена вполне жёсткой цензуры. А в этой ленте впервые на советском экране возьми да и возникни Христос. В сцене диалога Андрея Рублёва и Феофана Грека о темноте народа, покаянии и забвении идёт он и смиренно несёт крест не по аравийскому песку, а по русскому снегу, – рассказывает Вячеслав Шмыров.

Гонения за «несоветский фильм»

Как это оказалось возможным в атеистической стране, в которой возобновились гонения на церковь? «Крамолу» проглядели из-за неразберихи, возникшей в период смены власти между Хрущёвым и Брежневым. Но, как и предполагал визави Андрея Тарковского, по окончании работы над фильмом в ЦК партии возник вопрос: что с «Рублёвым» делать дальше?

В 1967 году состоялась ограниченная премьера. Фильм вызвал у кинематографического начальства смешанные чувства. Авторов обвинили в пропаганде насилия и жестокости. Фильм был перемонтирован и сокращён. Фактически картина попала «на полку».

Официозная критика увидела в картине очернение образа России. Дело в том, что страну и её прошлое тогда во многом представляли по фильмам Александра Птушко: «Илья Муромец», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила». Они вовсе не предполагали погружения в историю, в них зрителю представала пряничная, карамельная, с расписными петушками страна. И вдруг после этого – мрачное Средневековье.

Ополчилась против Тарковского и «старая гвардия» Мосфильма, в том числе его учитель Михаил Ромм. Картину громил Сергей Столяров – актёр, игравший русских былинных красавцев, с которого Вера Мухина делала фигуру рабочего для статуи «Рабочий и колхозница», сыгравший главную мужскую роль в «Цирке». Они видели в работе Тарковского отступление от канонов советского кинематографа и коммунистической морали.

«Андрея Рублёва» попытались «задушить» руками режиссёрского бюро киностудии «Мосфильм». На студию пришла анонимная бумага, обвиняющая фильм в «русофобии». Фактически спас Тарковского Эльдар Рязанов, который не был поклонником или другом режиссёра. На заседании он, якобы, сказал: «Мы бы поддержали эту бумагу, если бы её кто-то подписал. Но если человек, который писал и так уверен в своей правоте, отказался её подписывать, мы тем более не уверены». И это, говорит Вячеслав Шмыров, сыграло свою роль.

Все годы гонений Тарковский не запускался с новыми картинами, потому что официально не мог сдать «Мосфильму» «Андрея Рублёва». Это означало отсутствие гонораров съёмочной группе и премий «работягам». Дело доходило до драк, – описывает ситуацию кинокритик.

Каннский триумф

Фильм был в «межеумочном» состоянии до 1969 года, когда его наконец решили выпустить в прокат. «Мосфильм» пошёл Тарковскому навстречу, дав ленте первую категорию оплаты. Лента попала в распоряжение организации «Совэкспортфильм», которая тут же продала копию «Андрея Рублёва» французам. Эту копию увидел Каннский кинофестиваль, и тут же затребовал его в программу. А официальное Госкино сказало: «Фильм не готов», – рассказывает Вячеслав Шмыров. – Дальше нашла коса на камень: Госкино категорически не давало картину в конкурс, а то, что оно давало, не устраивало Канны. В итоге «Андрей Рублёв» был показан прокатчиком вне официального конкурса, так как не было официального согласия страны, которую он представляет.

– Фильм выходит, его смотрят, все газеты пишут о том, что «Андрей Рублёв» мог бы принести Советскому Союзу «Золотую пальмовую ветвь», вторую после картины Михаила Калатозова «Летят журавли». Но советское правительство распорядилось так, что лишило себя этой награды. Поэтому у «Рублёва», который получил в Каннах мировую презентацию, была только одна фестивальная награда – Приз международной организации критиков (ФИПРЕССИ).

По словам Вячеслава Шмырова, Тарковского это очень потрясло. Тогда он первый раз задумался об эмиграции: что за безумная страна, которая сама себя лишает награды? Скандал стал разрастаться, и выход картины отложили ещё на два года.

В 1971 году фильм был напечатан очень небольшим количеством копий и выпущен на советские экраны. Те, кто знал, ездили по окраинам городов и искали залы, где показывали «Андрея Рублёва» – на Тарковского у искушённой публики уже было «поставлено зрение». А по-настоящему широкая премьера восстановленного фильма состоялась только в 1987 году, после революционного Пятого съезда кинематографистов 1986 года, который выявил «проблему полки».

Тарковский как наследник Достоевского и Толстого

Всё, что произошло с Тарковским после «Андрея Рублёва», было во многом следствием полученной Тарковским в ходе работы над фильмом моральной травмы, – считает Вячеслав Шмыров. – Он просто снял несоветскую по духу картину, хотя сам факт появления «Андрея Рублёва» соединил советское киноискусство 1920–1950-х годов с контекстом дореволюционного искусства.

– Это во многом обеспечило Тарковскому то невероятное преклонение на Западе, которое существует до сих пор. В нём увидели русского художника, и не просто реалиста, а моралиста, который продолжает традиции, заложенные Толстым и Достоевским. Это традиция «учительства» и «проповедничества», когда художник, во многом отодвигая церковь, через своё творчество воплощает все те же Христовы заповеди.

В качестве иллюстрации важности Андрея Тарковского для мирового кинематографа Вячеслав Шмыров привёл рейтинг лучших фильмов всех времён, опубликованный в 2012 году британским журналом Sight & sound. Список был составлен на основе опроса нескольких сотен ведущих критиков и киноведов из разных стран мира, и в нём есть сразу три фильма мастера: «Зеркало» на 19-м месте, «Андрей Рублёв» на 26-м и «Сталкер» на 29-м.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.