В Ельцин Центре в Екатеринбурге 24 ноября открылась художественная и научно-техническая выставка «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР», которая буквально каждым метром насыщенной экспозиции рассказывает об удивительных новаторских проектах периода Оттепели в области книжного, шрифтового и звукового дизайна, кинетического и синестетического искусства. Выставка можно смотреть до 25 февраля 2024 г.
Главные герои выставки — необычайно одарённые учёные, типографы, дизайнеры и художники 60-х, с азартом выжимающие максимум возможного из старых и новых, довольно скучных и серых медиа. Они задумали изменить мир, сделать его цветным и открытым, преобразовать в «О-Сеть», объединяющую коллег и единомышленников, физиков и лириков как внутри страны, так и за рубежом. Неудивительно, что и сегодня их практики вызывают уважение и интерес. Многие до сих пор актуальны.
Некоторые из них дали жизнь целым направлениям в науке и организации производства: децентрализации, распределению работы и горизонтальной ответственности. «О-Сеть» объединила в себе сразу несколько выставочных проектов. На выставке представлены работы из архивов фонда «Галеев-Прометей», «Галеев-Галереи», Центра исследований Оттепели Центра Вознесенского, Музея Константина Васильева, Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, Объединённого музея писателей Урала, журналов «Иностранная литература», «Уральский следопыт», Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского. Кроме того, на выставке представлены артефакты из семейных архивов Соломона Телингатера и Надира Альмеева, Анны Метелёвой, Евгении Стерлиговой (автора всеми любимых рисованных Муми-троллей) и частных коллекций Антона Белова, Дениса Бояринова, Леонида Быкова, Паруйра Давтяна, Вадима и Нины Гинзбургов, Галины Соболевой.
Традиционно мероприятие открыла руководитель Арт-галереи Светлана Усольцева. Она рассказала, как состоялась выставка:
— Этот проект организован не только прекрасными партнёрами, но и замечательными художниками и музыкантами. Для меня «О-Сеть» — слово, созвучное «Исеть» и «сеть» — прежде всего про сетевую взаимосвязь и коммуникацию между людьми и художниками. Сам проект тоже возник из коммуникации, которая началась год назад с директора фонда «Прометей» Анастасии Максимовой на книжном фестивале «Смена». Разговаривая, мы обнаружили огромное количество связей между художниками, теоретиками и практиками Свердловска и Казани 60-х. Тогда мы ещё не думали о проекте, хотя о «Прометее» я уже знала. Постоянные коммуникации помогли появиться проекту в сжатые сроки.
Светлана пригласила Кирилла Маевского, автора проекта. Он в свою очередь представил кураторов выставочных разделов, из которых состоит экспозиция. Это Дмитрий Безуглов, Рустам Габбасов, Анастасия Максимова, Анна Романова и Марина Соколовская.
— Идея поработать с наследием КБ «Прометей» возникла давно, — начал Кирилл Маевский. — Нам хотелось, чтобы при слове «оттепель» возникали ассоциации не только с поэтами (лириками), но и с новаторами производства и науки (физиками). Нам хотелось представить эпоху Оттепели максимально объёмно, во всех её проявлениях, расширить представления о ней. Прежде чем я приглашу кураторов, хочу поблагодарить команду Арт-галереи Ельцин Центра за отвагу и терпение, которые они проявили при монтаже и подготовке выставки. Спасибо всем, кто до семи утра здесь трудился, а в десять утра уже был на работе. Хочу поблагодарить бюро «Теснота», которые помогли организовать лабораторию «Эксперимент обещает стать искусством» на базе архива фонда «Галеев-Прометей». Во время эксперимента современные музыканты и художники из Екатеринбурга и Казани записали альбом аудиовизуальных произведений, созданных при помощи аналоговых светомузыкальных инструментов, представленных на выставке: «Кристалла», «Калейдофона-36» и пульта управления «Рассвет». Отдельно хочу поблагодарить дизайнеров выставки Анну Наумову и Кирилла Благодатских за то, как выглядит эта выставка. То, что мы показываем, это непростые вещи для экспонирования. Поэтому их работа равна любой кураторской концепции.
Кирилл Маевский пригласил к микрофону куратора одного из разделов выставки, которым она открывается, директора фонда «Прометей» Анастасию Максимову:
— Я тоже хочу поблагодарить команду профессионалов Ельцин Центра за взаимодействие. Весь проект «О-Сеть» — прежде всего о взаимодействии. О том, как люди взаимодействовали раньше, последние шестьдесят лет, и как они взаимодействуют сейчас. На каждом этапе дружеские отношения, творческие, научные, художественные связи всем нам давали очень много. Период Оттепели представлен именно через эти связи. Художники и музыканты, учёные и инженеры хотели сделать этот мир лучше. Галеев говорил, что светомузыка — это искусство космического века, призванного сделать мир лучше. И все сюжеты этой выставки говорят нам о том же: что люди, взаимодействуя, хотят сделать наш мир лучше. Сюжеты, которыми мы занимались параллельно, на этой выставке сомкнулись. Исследователи светомузыки из Казани и Екатеринбурга, как и шестьдесят лет назад, продолжают взаимодействовать, встречаются на конференциях и фестивалях света и звука, создают что-то новое. Благодаря их истории, мы понимаем, кто мы, откуда и куда дальше движемся. Большое всем спасибо! — подытожила Анастасия.
Действительно, в центре первого сюжета — история студенческого конструкторского бюро «Прометей», которая занимает весь первый этаж арт-галереи. КБ выросло вокруг талантливого физика, эстетика и медиа-теоретика Булата Галеева. Оно начало свою работу в 1962 году на радиофакультете Казанского авиационного института. Команда разносторонне одарённых художников и физиков занялась светомузыкальными проектами в области искусства, архитектуры и дизайна. По сути, именно они стали в нашей стране пионерами медиа- и видеоарта.
Ольга Варцева, директор Центра Вознесенского, проект которого Центр исследований Оттепели открылся чуть более года назад, рассказала, как много нового и неожиданного открылось за год его работы:
— Мы давно говорили о совместной выставке с Ельцин Центром. Наконец, это случилось, я очень рада этому событию. Наслаждайтесь, изучайте то, что мы подготовили для вас.
Насмотренность, включённость в международный контекст, космополитическое толкование культуры, открытость к дружескому взаимодействию позволили сотрудникам «Прометея» и другим героям выставки создать что-то новое, совершить качественный прорыв в области медиа. Например, Соломон Телингатер создал «унифицированный» алфавит, призванный объединить все европейские культуры. Редакторы журнала «Иностранная литература» сумели сплотить целую плеяду мировых интеллектуалов, вдохновлённых открывшимися перспективами освоения космоса.
Связи, создававшиеся героями экспозиции, постоянно проверялись на прочность, но периодически разрывались. Очевидный пример разрыва связи , а также удивительная история — Пикассо и «Иностранная литература». Он никогда не был в России, однако, стал символом Оттепели: логотип Международного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года — его работа. В 1962 году Пикассо присвоили Международную Ленинскую премию «За укрепление мира между народами». Когда Юрий Гагарин полетел в космос, Пикассо позвонил старому другу Илье Оренбургу и в порыве восторга нарисовал нового голубя на обложку для «Иностранки». Журнал сверстали, но на обложке красовался Ленин (дань апрельским традициям). Пришлось выпускать дополнительный тираж с обложкой Пикассо. Пикассо нарисовал голубя для старого друга ещё раз, в 1962 году, на годовщину полёта Гагарина. На ней вновь были изображены голубь и человек, но уже за решёткой.
О художнике и дизайнере Юрии Соболеве рассказала куратор Анна Романова.
— Я благодарю всех, кто участвовал в создании выставки, Арт-галерею, Ельцин Центр, Светлану Усольцеву, Кирилла Маевского, Анастасию Максимову. Мы действительно долго двигались навстречу друг другу. Сюжет о монтаже Соболева очень сложный, спасибо всем, кто помог ему состояться. Он подхватывает новаторские идеи КБ «Прометей». Возможно, вы не знали Юрия Соболева, но вы точно знаете его детище, журнал «Знание — сила», — напомнила Анна. — Он был универсальным человеком, знал несколько языков, занимался анимацией и очень редким, но востребованным форматом — полиэкранными слайд-фильмами. Мы можем увидеть их на большом экране в Атриуме Ельцин Центра.
В начале 60-х годов Соболев разработал оригинальную визуальную концепцию «монтажного метода», которую впервые реализовал в вёрстке макетов двух томов ежегодника «Наука и человечество». К работе над сборником Соболев привлёк близких друзей-художников — Эрнста Неизвестного, Юло Соостера, Владимира Янкилевского, Виктора Пивоварова, Рубена Варшамова, Бориса Алимова, Бориса Лаврова, Анатолия Брусиловского.
Новаторский подход к иллюстрированию научно-популярной литературы рифмовал африканские маски с гравюрами Дюрера, а хирургические инструменты ХVII века с аппаратом микрохирургии клетки.
Будучи редактором, к выпуску журнала «Знание — сила» и «Декоративное искусство СССР» он подключил новое поколение: Вячеслава Глазычева, Игоря Макаревича, Елену Елагину, Вагрича Бахчаняна, Галину Метеличенко, ныне известных и вполне состоявшихся.
«Монтажный принцип» Юрия Соболева позже реализовался в самых разных медиа: журнальной и книжной графике, анимации, слайд-фильмах, театральных постановках, оригинальной графике художника.
Ещё один раздел выставки, посвящённый журналу «Уральский следопыт», может быть интересен именно уральцам. Его подготовила руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина Марина Соколовская.
С самых первых номеров «Уральский следопыт» публиковал научную фантастику. В 1967 году появилась рубрика «Мой друг — фантастика». Её редактор Виталий Бугров писал заметки о старых и новых произведениях фантастического жанра. В журнале публиковались Владислав Крапивин, Георгий Гуревич, Илья Варшавский, Станислав Гагарин, братья Стругацкие. В 1981 году редакция журнала организовала фестиваль «Аэлита» и одноимённую литературную премию для писателей-фантастов. Журнал был иллюстрированный, в нём печатались фотографии и репродукции. В редколлегию входили художники, журнал заказывал им иллюстрации к очеркам. Среди авторов обложек — Владимир Жабский, Виталий Волович, Алексей Казанцев, Миша Брусиловский, Роза Атлас.
Облик журнала в 60-е создавали Владимир Бубенщиков, Михаил Заводчиков, Николай Моос, Александр Туманов, Владимир Васильев, Герман Перебатов, Герман Метелёв. Легендой журнала был его художественный редактор Александр Асс. Позже в журнал пришли художники Евгения Стерлигова, Александр Лебедев, Зоя Баженова, Николай Павлов, Сергей Малышев. Журнал и сейчас пользуется популярностью у читателей.
Экспозиция «О-Сеть» обнаруживает непривычные, неочевидные явления и связи, соединяющие практиков из далёких друг от друга дисциплин и художественных техник. Всё это расширяет наше представление об эпохе Оттепели, делает его объёмным. Несмотря на то, что экспозиция более чем подробно рассказывает о событиях 60-летней давности, хочется больше узнать о её героях и представленных здесь явлениях. Это предлагает и публичная программа, поддерживающая выставку. Она состоит из лекций, мастер-классов и поэтических чтений.
Выставка продлится до 25 февраля 2024 года.
Каждую субботу в 17:00 Арт-галерея проводит экскурсии по выставке.