Театральная платформа «В Центре» представила любителям театра свой новый проект #пишемпьесы («Пишем пьесы»). Показ состоялся 22 марта в репетиционной аудитории на пятом этаже Ельцин Центра. Собрались юные авторы, их наставники и те, кто болеет за тех и других.
История началась 15 марта, когда группа молодых екатеринбуржцев из разных школ, приглашенных к участию Управлением образования, встретились с драматургами Михаилом Дурненковым, Ярославой Пулинович и Таей Сапуриной, чтобы пройти мастер-класс и попробовать себя в качестве драматургов. Обучение длилось два дня. Потом юные драматурги, разделившись на команды, а кто-то принципиально в одиночку, попробовали написать пьесы. У них это получилось. И если Михаил Дурненков в процессе обучения делал предположения, кто будет писать о любви, кто о дружбе, кто о братьях наших меньших или конфликте отцов и детей, то результат превзошел все ожидания. Восемь пьес – восемь трупов. Столичный мастер был озадачен и отнес этот факт на счет уральской особой специфики. Ярослава Пулинович поделилась со зрителями своей уверенностью в том, что это явление скорее возрастное:
– Им сейчас 14-15 лет. Это тот возраст, когда к молодым людям приходит осознание того, что ни они, ни их близкие не вечны. Это их волнует. Поэтому в пяти пьесах из восьми звучит тема смерти. Молодые авторы обсуждают свои переживания. Таким образом формируется их отношение к важным, отчасти сакральным вещам.
Однако ничего мрачного зрители не увидели – наоборот, было много юмора, гротеска, мелодрамы и готики. Участники театрального эксперимента деликатно и иронично исследовали темы любви, дружбы, доверия, одиночества, взросления, поиска предназначения и смысла жизни.
Одним из участников проекта «Пишем пьесы» стал младший брат Ярославы Пулинович, Александр. Он и начал показ самой продолжительной историей, длящейся тридцать семь минут, под названием «Дорога Джона». Остальные эскиз-спектакли были значительно короче: в целом от пятнадцати до двадцати пяти минут. Но короче не значит хуже. Следующим эскизом стала тринадцатиминутная пьеса «Соловьи» о девочке, которая победила в вокальном конкурсе «Голос», чтобы родители могли ею гордиться. Героиня наивно полагала, что ее успехи помирят родителей между собой. Юная актриса театра «Галерка» блестяще исполнила роль десятилетней девочки. Зрители, в основном сверстники начинающих драматургов и их болельщики, признали, что тема актуальна: родители ссорятся, а дети винят в этом себя. Многие живут с чувством вины десятки лет.
Любопытным оказался и тот факт, что авторам показалось удобнее назвать своих героев иностранными именами. Впрочем, Джоны и Оливеры вполне вписывались в екатеринбургскую специфику. У них были те же проблемы, что у Саш и Маш, современных российских школьников.
– На то, чтобы отрепетировать пьесы, у нас был всего один день. В нашем распоряжении были те актеры, которые в тот момент были свободны. Вам судить, что из этого получилось. Ребята, конечно, молодцы, – рассказал публике участник процесса, режиссер Дмитрий Зимин. Его коллега режиссер Александр Кудряшов сообщил, что они намеренно не цензурировали пьесы, ни в плане тем, ни в плане языка.
– Впрочем, юные авторы, используя молодежный сленг и ругательства, в целом удерживались на грани общепринятого и дозволенного. Одну сцену все же пришлось из спектакля удалить, чтобы не демонстрировать, согласно закону, – подчеркнул Александр, - употребление психоактивных веществ.
С помощью жребия режиссеры поделили пьесы между собой. Каждый ставил четыре пьесы.
Юные авторы, получавшие из рук Ярославы Пулинович специальные сертификаты, почти единогласно были довольны выбором и игрой актеров.
Зрители громкими аплодисментами подтвердили, что результат превзошел все ожидания. Восемь готовых эскиз-спектаклей с интересными темами, неожиданными приемами и режиссерскими находками – это лишь часть полученного результата. Другая часть – это ощущение самих участников и потрясение от того, что взрослые люди так убедительно и талантливо воплотили в жизнь их замысел. Значит, есть чему у них учиться.
Делясь друг с другом яркими впечатлениями от самого процесса, который превратился в настоящую творческую лабораторию, актуализируя во время репетиций приобретенные знания, участники к концу недели окончательно утвердились в своем намерении продолжать писать пьесы.
Возможно, для кого-то это станет будущей профессией или тем опытом, который положит начало творческому подходу в любой профессии.