В зале Свободы Музея первого президента России Бориса Ельцина 27 мая состоялось открытие летней программы перформансов: спектаклем Екатерины Жариновой «Где-то там».
Куратор проекта – режиссер-хореограф и исполнитель в одном лице Екатерина Жаринова, уже знакома посетителям Ельцин Центра. Она – выпускница Консерватории танца Печиз колледжа (штат Нью-Йорк, США). Кроме того, имеет степень бакалавра и магистра по математике Уральского государственного университета им. Горького (ныне — УрФУ им. Бориса Ельцина). Одновременно она окончила Школу современного танца Екатеринбургского центра современного искусства под руководством Льва Шульмана. Танцевала в Театре «Провинциальные танцы». В 2017 году получила степень магистра изящных искусств по танцу в Университете Джорджа Вашингтона в США. Сразу после выпуска была отмечена университетской наградой за оригинальность и риск в исполнительских искусствах.
Двадцатиминутный спектакль, который она показала в зале Свободы, был создан под впечатлением от пребывания в Консерватории танца в 2007-м и восстановлен в 2018 году.
– Мне как куратору, – говорит Екатерина, – хотелось бы несколько возвысить понятие «перформанса». В моих глазах танцевальные перформансы – одно из красивейших направлений современного танца в силу своей абстрактности и поэтичности.
В спектакле звучит музыка современных композиторов Антона Брежестовского и Ноя Кричевски. Также Екатерина использует видео с фрагментами работ, созданных в Америке в 2007–2008 годах.
Танцевальный перформанс Екатерины Жариновой «Где-то там»
Видео: Александр Мехоношин
Директор музея Дина Сорокина подчеркивает, что пространство зала Свободы, действительно, как будто создано для перформативных проектов, и идея их проведения на постоянной основе появилась давно.
– Мы и до этого проводили некоторые перформативные спектакли в зале Свободы. У нас есть опыт и прекрасная традиция проведения концертов новой современной академической музыки в зале Свободы. Он создает абсолютно уникальную атмосферу свободы и новых возможностей. Я часто обсуждаю с хореографами и музыкантами это удивительное место – совершенно прекрасное пространство, которое сразу же привлекает глаз профессионального художника.
Я общалась с Катей Жариновой и другими хореографами-постановщиками, перформерами и танцовщиками, которые очень заинтересованы в исследовании взаимодействия тела и пространства, танцовщика и аудитории, взаимодействия с городом, наконец, которое возможно только в исключительных пространствах. И зал Свободы как раз является таковым.
Дина сообщила, что программа перформативных модулей распланирована на год вперед. Мероприятия будут проходить раз в месяц — в последнее воскресенье. Уже сформирован большой список не только местных хореографов, но и коллег из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов, в том числе из-за границы. Сейчас ведутся переговоры с несколькими труппами и хореографами, которые выразили готовность приехать в Екатеринбург. Годовая программа разбита на четыре модуля. У каждого куратора есть возможность высказаться в рамках трех выступлений, которые они курируют. Впрочем, есть некоторые ограничения: куратор может представить лишь одну собственную работу. Две остальные работы обязательно должны быть представлены другими танцовщиками. Дина Сорокина уверена, что те, кто любит современный танец и его новые форматы, обязательно воспользуются возможностью увидеть эти работы.
– Мы расширяем границы музея, – подчеркивает директор. – Человек, который приходит в музей для того, чтобы увидеть исторические события, которые являются ключевой частью нашей работы, открывает для себя какую-то другую, новую грань существования музея. Современный музей – это не только витрины с экспонатами, это новые формы участия и взаимодействия. Именно поэтому спектакли-перформансы станут для нас отличной возможностью включить аудиторию в этот диалог.
Постановщик спектакля «Где-то там» Екатерина Жаринова на вопрос, почему именно этой работой открылся проект, ответила, что, возможно, это было сделано неосознанно.
– Сегодня в начале программы я вдруг поняла, что действительно не случайно выбрала эту работу. Она посвящена моей учебе в магистратуре в Америке. Именно тогда мне захотелось заниматься перформативными практиками. Выступление в музее, конечно, обязывает. Стараюсь учитывать пространство. В зале Свободы сложная, веерообразная геометрия, и я попробовала вписаться. Мне хочется работать с музеем, потому что все самое интересное происходит сейчас в музеях. Мне это интересно, и музеям интересно тоже. Мы соотносимся с его контентом. Сегодня это свобода. Мне кажется, это всегда не случайно и почти всегда совпадает. Но в тот же самый момент существует и противостояние. У меня есть опыт выступления в консерватории – я ощущала себя несвободной, было много ограничений по продолжительности, по количеству танцовщиков, по тому, какую музыку я могу использовать. Буквально все было предопределено, и от этого становилось очень грустно. Мне хотелось быть более свободной. Сегодня я в полной мере ощущаю эту свободу.
Екатерина рассказала, как знакомилась с пространством, в котором будет выступать. Сегодня она уверена, что коллеги идеально впишутся в него.
– Есть еще одна сложность, – говорит Екатерина. – Когда мы работаем в музейном пространстве, мы должны понимать, что оно уже содержит в себе много всего. Поэтому мой перформанс намеренно непродолжителен. Очевидно, что люди уже наполнены впечатлениями и загружены новой информацией за пределами зала Свободы. Двадцати минут достаточно.
Екатерина посетовала, что в культурном пространстве города мало поводов для показа небольших камерных работ. Есть большие фестивали, где показываются большие работы. Есть задуманный ею фестиваль «Малоформатный», но обидно проделывать такую работу для одного показа. Екатерина считает, что программа в зале Свободы позволяет горожанам познакомиться с новым форматом, а танцовщикам – показать свою работу.
– Это люди, которыми я восхищаюсь и которым я хочу помочь. Не всем хватает смелости предложить свою работу такому большому музею. Работы, входящие в нашу программу, делаются специально для него, для его уникального пространства. То, что мои коллеги хотят сделать и показать, тоже будет уникально. Кроме того, среди них есть легендарные личности. Например, Мария Козева и Александр Петражицкий. Это те люди, которых я видела, когда только начинала танцевать на сцене. Они были пионерами современного танца, представляли российский современный танец за рубежом. Хочется, чтобы они продолжали нас радовать, – подытожила куратор проекта. – Потому что они молоды, полны идей, и главное – они хотят выходить к зрителю.
В первом, летнем модуле перформансов в зале Свободы будут представлены работы коллег Екатерины Жариновой:
Соло «Вальс-фантазия» Марии Козевой (24 июня) и танцевальный перформанс «Переотражение» Александра Петражицкого (29 июля). Посетить мероприятие можно по входному билету в музей.