Новокузнецкие фотохудожники запечатлели время

18 июля 2016 г.Татьяна Филиппова, Хати Такидзе
Новокузнецкие фотохудожники запечатлели время

В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге 14 июля прошло открытие выставки «Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев». Работы трех авторов в 80-е годы прославили родной город и дали основание считать их самостоятельной фотографической школой.

Весной 2016 года выставка, продолжающая серию проектов Мультимедиа Арт Музея, посвященных истории российской фотографии и истории России в фотографии, прошла в Москве.

Экспозиция вызвала большой интерес у фотографов и журналистов, творческой интеллигенции Екатеринбурга. Только в день открытия ее посетили около двухсот человек. Поздравил присутствующих исполнительный директор Президентского центра Бориса Ельцина Александр Дроздов, пожелав всем приятного плодотворного просмотра.

Представил экспозицию директор Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских:

– Мы открываем выставку, непохожую на всё, что делали до сих пор. Здесь, как вы видите, представлены только черно-белые фотографии. Достаточно взглянуть на эти снимки, и становится ясно, что за этими черно-белыми тонами скрывается огромный мир, который одновременно принадлежит какому-то недалекому прошлому и в то же время чему-то такому, что от нас бесконечно далеко. На одной стене у нас представлены работы Владимира Соколаева, на другой – Владимира Воробьева, и между ними на пилонах, которые построили специально для этой выставки, – работы Николая Бахарева.

Большая часть снимков выставки с теплотой и юмором передает реалии того времени. В экспозиции Арт-галереи Ельцин Центра представлены 215 фотографий. Они имеют особую ценность, поскольку это авторские отпечатки – снимки, которые печатали сами фотографы.

«Новокузнецкая школа фотографии» – это объединение трех фотографов из Новокузнецка. Снимки Николая Бахарева представляют цикл «Отношение». Именно его называют русским Хельмутом Ньютоном. Журнал «Афиша» пишет: «Общее только тело. И Ньютон, и Бахарев любят «обнажёнку». Только у Ньютона это – богини, а у Бахарева – тётки». Долгое время Николай Бахарев работал фотографом на пляже в Топольниках в Новокузнецке. Создавая кадр, он всегда старался нравиться человеку, которого снимал. Со своими моделями он разрывает дистанцию, он с ними «на одном поле». Все снимки Бахарева комплиментарны, – отмечает Илья Шипиловских, – несмотря на то, что в них прослеживается некая хаотичность, неподготовленность. Что касается Владимира Воробьева и Владимира Соколаева, то следует отметить, что они оба начинали штатными заводскими фотографами Кузнецкого металлургического комбината.

Шипиловских рассказал, что снимки всех трех авторов были востребованы и участвовали в международных конкурсах. Они успешно проходили самые требовательные художественные советы, идеологическую цензуру и оценивались положительно до определенного момента. Однажды цензор им сказал, что они не возвеличивают трудовой подвиг, а, наоборот, принижают его. Пришлось распрощаться с Кузнецким металлургическим комбинатом и уйти на «вольные хлеба».

Первыми в Советском Союзе они зарегистрировали «Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов «ТриВА» (два Владимира и Александр) и выдвинули творческий манифест, который декларировал особенности и метод репортажной фотографии. Владимир Соколаев позже писал об этом: «Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа, обоснованность и границы документального подхода к фотографированию. Съемка штатными 50-миллиметровыми объективами стала определяющей, ибо созданная с их помощью фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение «окна в событие».

Выставки «ТриВА» с успехом прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске.

Вклад Николая Бахарева в фотоискусство был оценен очень высоко, о чем говорят успешные международные выставки в Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке. Его умение снимать объективом «полтинник» и задавать уникальную организацию кадра всегда пользовалось успехом.

Соколаев увлекся ландшафтной съемкой. Он снимает пейзажи в Сибири, на Камчатке, Урале, в Средней полосе России. Говорит, что теперь ему интереснее всматриваться в природу.

К коллеге присоединилась московская гостья – куратор выставки Ольга Свиблова, искусствовед, директор московского «Мультимедиа Арт Музея». По версии издания «Ле жорнал д’Арт», Свиблова входит в международный рейтинг 100 самых влиятельных людей в мире искусства. Она сразу предлагает пройти к фотографиям. О каждой рассказывает с теплотой и ностальгией по замечательному, незаслуженно забытому времени.

– Николая Бахарева знают во всем мире. Он невероятно интересный художник. Когда мы смотрим на его пляжные снимки, кажется, что это один сюжет, и он долго его выстраивает. В те времена, – замечает Ольга Свиблова, – профессия фотографа приравнивалась к профессии рабочего без квалификации. Учили фотографов в комбинатах бытового обслуживания, и представьте, выучивали гениев. Бахарев начинал свою деятельность на комбинате бытового обслуживания, где раньше можно было починить ботинки, подшить платье, заказать фотографа на важный вечер. Я очень страдаю, – говорит Ольга, – от этого периода практически ничего не сохранилось: всего лишь 4-5 фотографий. Все, что тогда снимал Бахарев, ушло, растворилось вместе с огромным количеством архивов. С развалом Советского Союза начинается и развал замечательных бытовых комбинатов. Бахарев снимает по заказу. Ему заказывают девочки свое портфолио, потому что появляются модельные агентства, ему заказывают семейные портреты. То, что он снимает дома – достаточно жестко. В этих лицах, на снимках Бахарева, одновременно есть все.

Свиблова рассказала, как московская «Афиша» заказала Бахареву большую съемку известных людей. Мучал всех целый год. Ольга была в их числе и решила, что даст ему времени на съемку столько, сколько он попросит. Ей хотелось понять, что он делает с людьми. Это было самое ужасное воскресенье в ее жизни. Бахарев пришел в десять утра и ушел в восемь вечера. Заставил сменить десять рубашек и каждый раз подкалывал их заколочками, говоря при этом: «Надо, чтобы было видно силуэт, вы все-таки женщина». Ольга вспоминает, что это было мучительно. Из огромной съемки получилась всего одна, но самая любимая фотография.

Ольга Свиблова - о Николае Бахареве

Видео: Александр Поляков

Свибловой задают множество вопросов, и она охотно отвечает на них, заражая всех своим энтузиазмом и восторженным отношением.

– Откуда такое качество в 80-е годы?

– Это типичная черно-белая фотография, в то время их печатали в обычных фотоателье. Вот такое качество. Смотрите, вот здесь он на пляже. Создает себе мизансцену, чтобы второй план расплылся и отражал свет. Это его фирменный, бахаревский свет, который он пропускает через людей. Это живопись. Его работы невозможно спутать ни с чьими другими. И в то же время – это документ. Он говорит нам и о времени, и о социуме, и об эстетике социума. Его фотографии столь информативны, что мы можем определить даже год съемки.

– Вы все время говорите про Бахарева, а Соколаев и Воробьев?

– Они менее известны. Хотя у них были региональные выставки. Это абсолютно гениальные снимки уровня Дуано, Рибо, Картье-Брессона. У меня был шок, когда к нам пришли их архивы. Соколаев – мягче. Нам удалось с ним познакомиться, к сожалению, поздно – прошлой осенью. Он тяжело болел, но то, как он собирал и работал над своими и воробьевскими архивами – было поразительно. А Владимир Воробьев ушел из жизни в 2011 году.

Соколаев – человек фантастической культуры, внутреннего реализма и достоинства. И, кстати, мастер, добивающийся невероятного фотографического качества. Соколаев – прекрасный печатник. Я каждый день ходила на эту выставку и спрашивала всех знакомых: «А вам кто больше нравится: Соколаев или Воробьев?» Ты любишь обоих одинаково. Думаю, что Соколаев тоньше, Соколаев кинематографичнее. И Соколаев, так же как и Бахарев, никого не судит. Они что-то видят, и это всегда невероятно легко и притягательно. А вы заметили, что город совершенно отдельный персонаж, хотя дело может быть и не в городе. В европейских масштабах Новокузнецк – большой город. Это город, который стал зеркалом, вбирающим все, что было в Советском Союзе. Я смотрю на гениальные ранние работы Картье-Брессона, Рибо и не вижу разницы между ними и нашими фотохудожниками.

Или эта совершенно гениальная фотография, у которой миллионы просмотров в соцсетях – «Счастье», которое грустно и по-деловому несет женщина в замечательной шляпке, которая была отличием нашего советского пейзажа. Это удивительная история социума, переданная с невероятной нежностью. Посмотрите на этих двух стариков, которые глядят из окна. Фотография очень четко привязана к месту, времени, эпохе.

Бахарев со своими пляжами – это обыденная жизнь в небольших событиях. Или большие события: смерть Брежнева, смерть Андропова – переданы через очень частные детали, когда кто-то смотрит телевизор. Это и есть поэзия, это и есть то, что называется искусством.

А что лично вам нравится?

– «Замерзшие флаги» – одна из моих любимых работ, – призналась Свиблова. – Не представляю, как можно мимо пройти. Флаг – всегда символ победы. Развеваясь на ветру, он должен нас вгонять в пафосные эмоции. В мире, в котором слова теряют смысл, – появляются замерзшие флаги. Соколаев не делал ничего плохого. Он снял флаги, которые подморозило на холодном ветру. Это еще и пластически безумно красиво. Совершенно уникальная фотография.

– Многим фотографии кажутся чем-то обыденным, и они не относятся к ним как к искусству?

– Фотографы, которые не стоят на аукционах огромных денег – это же не значит, что они не талантливы. В какой момент фотограф становится художником? Например, у Соколаева трогательное и удивительное ощущение времени. Его объекты движутся, живут своей внутренней жизнью, и в этом нет никакой эпичности. Поломанный телефон, статуя без головы, скамейки, на которых нельзя сидеть – мы сразу понимаем: это перестроечное время. Художник не ставит диагноз, он запечатлевает время.

Экскурсия с Ольгой Свибловой длилась почти два часа. Гости выставки не отпускали ее, задавая все новые и новые вопросы.

Елена Щетникова, фотограф-любитель:

– У меня такое чувство, что на этих снимках я увижу себя маленькую или моих родителей, время на них абсолютно узнаваемое. И прямо за душу берет. Вот на той фотографии девочка, у меня было точно такое же пальто. Это так трогательно, будто со своими родными повидался. Смотрю и плачу, так мне это близко и понятно.

Сергей Коротков, будущий искусствовед:

– Даже предположить не мог, что фотовыставка может доставить столько удовольствия. Для меня что 80-е, что 40-е – одинаково далеко. Я только вижу в людях духовность, авторы каким-то образом сумели ее уловить. Думаю, что цифрой такого не сделаешь. Это только пленочный аппарат. И еще у меня возникла неожиданная мысль – какое замечательное детство было у наших родителей. И люди были явно ближе друг к другу.

Геннадий Кравцев, художник, галерист:

– Мы с женой приехали из Челябинска в музей «на разведку», чтобы понять, на что студентов везти. А тут и Шемякин «Трансформация Пикассо», и «Новокузнецкая школа фотографии» – такой подарок. Спасибо огромное Ельцин Центру. Насчет выставки я только что жене сказал: «Все гениальное просто!» Кажется, у меня самого таких фотографий в семейном альбоме навалом. Таких – да не таких. Возникает удивительное чувство общности, как будто это хроника и моей жизни тоже.

Выставка «Новокузнецкой школы фотографии» продлится до октября.

16 и 17 июля в Екатеринбурге прошел фотокросс, приуроченный к выставке «Новокузнецкая школа фотографии». За два дня фотографы, подавшие заявки на участие, должны были сделать по три снимка на каждую из заданных тем: «Отношение», «Перпендикулярно идущий» и «За кулисами Ельцин Центра». В течение двух дней несколько команд и фотографы-одиночки, которых из-за непогоды набралось не очень много, снимали в Екатеринбурге всё, что считали достойным конкурса.

Члены жюри учитывали художественный уровень фотографий, мастерство, оригинальность и соответствие теме.

Лучшую фотографию на тему «Отношение» сделала Анна Смородникова – она назвала ее «Память».

Фото: Анна Смородникова

Лучший момент «За кулисами Ельцин Центра» поймала команда «Кроличья корпорация «Морковки Бразерс» (София Насырова и Татьяна Шабунина) – победила их фотография «Одна за всех».

В теме «Перпендикулярно идущий» члены жюри выбрали снимок Натальи Подуновой из команды «Лютики».

Работы победителей и участников можно увидеть в фотоальбоме «Фотокросс, посвященный выставке «Новокузнецкая школа фотографии» на странице Арт-галереи в Facebook.

А в Instagram до конца июля продолжается фотоконкурс на тему «На пляже»: по мотивам знаменитой серией Бахарева «Отношение».

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.