Новокузнецкие фотохудожники запечатлели время

18 июля 2016 г.Татьяна Филиппова, Хати Такидзе
Новокузнецкие фотохудожники запечатлели время

В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге 14 июля прошло открытие выставки «Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев». Работы трех авторов в 80-е годы прославили родной город и дали основание считать их самостоятельной фотографической школой.

Весной 2016 года выставка, продолжающая серию проектов Мультимедиа Арт Музея, посвященных истории российской фотографии и истории России в фотографии, прошла в Москве.

Экспозиция вызвала большой интерес у фотографов и журналистов, творческой интеллигенции Екатеринбурга. Только в день открытия ее посетили около двухсот человек. Поздравил присутствующих исполнительный директор Президентского центра Бориса Ельцина Александр Дроздов, пожелав всем приятного плодотворного просмотра.

Представил экспозицию директор Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских:

– Мы открываем выставку, непохожую на всё, что делали до сих пор. Здесь, как вы видите, представлены только черно-белые фотографии. Достаточно взглянуть на эти снимки, и становится ясно, что за этими черно-белыми тонами скрывается огромный мир, который одновременно принадлежит какому-то недалекому прошлому и в то же время чему-то такому, что от нас бесконечно далеко. На одной стене у нас представлены работы Владимира Соколаева, на другой – Владимира Воробьева, и между ними на пилонах, которые построили специально для этой выставки, – работы Николая Бахарева.

Большая часть снимков выставки с теплотой и юмором передает реалии того времени. В экспозиции Арт-галереи Ельцин Центра представлены 215 фотографий. Они имеют особую ценность, поскольку это авторские отпечатки – снимки, которые печатали сами фотографы.

«Новокузнецкая школа фотографии» – это объединение трех фотографов из Новокузнецка. Снимки Николая Бахарева представляют цикл «Отношение». Именно его называют русским Хельмутом Ньютоном. Журнал «Афиша» пишет: «Общее только тело. И Ньютон, и Бахарев любят «обнажёнку». Только у Ньютона это – богини, а у Бахарева – тётки». Долгое время Николай Бахарев работал фотографом на пляже в Топольниках в Новокузнецке. Создавая кадр, он всегда старался нравиться человеку, которого снимал. Со своими моделями он разрывает дистанцию, он с ними «на одном поле». Все снимки Бахарева комплиментарны, – отмечает Илья Шипиловских, – несмотря на то, что в них прослеживается некая хаотичность, неподготовленность. Что касается Владимира Воробьева и Владимира Соколаева, то следует отметить, что они оба начинали штатными заводскими фотографами Кузнецкого металлургического комбината.

Шипиловских рассказал, что снимки всех трех авторов были востребованы и участвовали в международных конкурсах. Они успешно проходили самые требовательные художественные советы, идеологическую цензуру и оценивались положительно до определенного момента. Однажды цензор им сказал, что они не возвеличивают трудовой подвиг, а, наоборот, принижают его. Пришлось распрощаться с Кузнецким металлургическим комбинатом и уйти на «вольные хлеба».

Первыми в Советском Союзе они зарегистрировали «Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов «ТриВА» (два Владимира и Александр) и выдвинули творческий манифест, который декларировал особенности и метод репортажной фотографии. Владимир Соколаев позже писал об этом: «Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа, обоснованность и границы документального подхода к фотографированию. Съемка штатными 50-миллиметровыми объективами стала определяющей, ибо созданная с их помощью фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение «окна в событие».

Выставки «ТриВА» с успехом прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске.

Вклад Николая Бахарева в фотоискусство был оценен очень высоко, о чем говорят успешные международные выставки в Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке. Его умение снимать объективом «полтинник» и задавать уникальную организацию кадра всегда пользовалось успехом.

Соколаев увлекся ландшафтной съемкой. Он снимает пейзажи в Сибири, на Камчатке, Урале, в Средней полосе России. Говорит, что теперь ему интереснее всматриваться в природу.

К коллеге присоединилась московская гостья – куратор выставки Ольга Свиблова, искусствовед, директор московского «Мультимедиа Арт Музея». По версии издания «Ле жорнал д’Арт», Свиблова входит в международный рейтинг 100 самых влиятельных людей в мире искусства. Она сразу предлагает пройти к фотографиям. О каждой рассказывает с теплотой и ностальгией по замечательному, незаслуженно забытому времени.

– Николая Бахарева знают во всем мире. Он невероятно интересный художник. Когда мы смотрим на его пляжные снимки, кажется, что это один сюжет, и он долго его выстраивает. В те времена, – замечает Ольга Свиблова, – профессия фотографа приравнивалась к профессии рабочего без квалификации. Учили фотографов в комбинатах бытового обслуживания, и представьте, выучивали гениев. Бахарев начинал свою деятельность на комбинате бытового обслуживания, где раньше можно было починить ботинки, подшить платье, заказать фотографа на важный вечер. Я очень страдаю, – говорит Ольга, – от этого периода практически ничего не сохранилось: всего лишь 4-5 фотографий. Все, что тогда снимал Бахарев, ушло, растворилось вместе с огромным количеством архивов. С развалом Советского Союза начинается и развал замечательных бытовых комбинатов. Бахарев снимает по заказу. Ему заказывают девочки свое портфолио, потому что появляются модельные агентства, ему заказывают семейные портреты. То, что он снимает дома – достаточно жестко. В этих лицах, на снимках Бахарева, одновременно есть все.

Свиблова рассказала, как московская «Афиша» заказала Бахареву большую съемку известных людей. Мучал всех целый год. Ольга была в их числе и решила, что даст ему времени на съемку столько, сколько он попросит. Ей хотелось понять, что он делает с людьми. Это было самое ужасное воскресенье в ее жизни. Бахарев пришел в десять утра и ушел в восемь вечера. Заставил сменить десять рубашек и каждый раз подкалывал их заколочками, говоря при этом: «Надо, чтобы было видно силуэт, вы все-таки женщина». Ольга вспоминает, что это было мучительно. Из огромной съемки получилась всего одна, но самая любимая фотография.

Ольга Свиблова - о Николае Бахареве

Видео: Александр Поляков

Свибловой задают множество вопросов, и она охотно отвечает на них, заражая всех своим энтузиазмом и восторженным отношением.

– Откуда такое качество в 80-е годы?

– Это типичная черно-белая фотография, в то время их печатали в обычных фотоателье. Вот такое качество. Смотрите, вот здесь он на пляже. Создает себе мизансцену, чтобы второй план расплылся и отражал свет. Это его фирменный, бахаревский свет, который он пропускает через людей. Это живопись. Его работы невозможно спутать ни с чьими другими. И в то же время – это документ. Он говорит нам и о времени, и о социуме, и об эстетике социума. Его фотографии столь информативны, что мы можем определить даже год съемки.

– Вы все время говорите про Бахарева, а Соколаев и Воробьев?

– Они менее известны. Хотя у них были региональные выставки. Это абсолютно гениальные снимки уровня Дуано, Рибо, Картье-Брессона. У меня был шок, когда к нам пришли их архивы. Соколаев – мягче. Нам удалось с ним познакомиться, к сожалению, поздно – прошлой осенью. Он тяжело болел, но то, как он собирал и работал над своими и воробьевскими архивами – было поразительно. А Владимир Воробьев ушел из жизни в 2011 году.

Соколаев – человек фантастической культуры, внутреннего реализма и достоинства. И, кстати, мастер, добивающийся невероятного фотографического качества. Соколаев – прекрасный печатник. Я каждый день ходила на эту выставку и спрашивала всех знакомых: «А вам кто больше нравится: Соколаев или Воробьев?» Ты любишь обоих одинаково. Думаю, что Соколаев тоньше, Соколаев кинематографичнее. И Соколаев, так же как и Бахарев, никого не судит. Они что-то видят, и это всегда невероятно легко и притягательно. А вы заметили, что город совершенно отдельный персонаж, хотя дело может быть и не в городе. В европейских масштабах Новокузнецк – большой город. Это город, который стал зеркалом, вбирающим все, что было в Советском Союзе. Я смотрю на гениальные ранние работы Картье-Брессона, Рибо и не вижу разницы между ними и нашими фотохудожниками.

Или эта совершенно гениальная фотография, у которой миллионы просмотров в соцсетях – «Счастье», которое грустно и по-деловому несет женщина в замечательной шляпке, которая была отличием нашего советского пейзажа. Это удивительная история социума, переданная с невероятной нежностью. Посмотрите на этих двух стариков, которые глядят из окна. Фотография очень четко привязана к месту, времени, эпохе.

Бахарев со своими пляжами – это обыденная жизнь в небольших событиях. Или большие события: смерть Брежнева, смерть Андропова – переданы через очень частные детали, когда кто-то смотрит телевизор. Это и есть поэзия, это и есть то, что называется искусством.

А что лично вам нравится?

– «Замерзшие флаги» – одна из моих любимых работ, – призналась Свиблова. – Не представляю, как можно мимо пройти. Флаг – всегда символ победы. Развеваясь на ветру, он должен нас вгонять в пафосные эмоции. В мире, в котором слова теряют смысл, – появляются замерзшие флаги. Соколаев не делал ничего плохого. Он снял флаги, которые подморозило на холодном ветру. Это еще и пластически безумно красиво. Совершенно уникальная фотография.

– Многим фотографии кажутся чем-то обыденным, и они не относятся к ним как к искусству?

– Фотографы, которые не стоят на аукционах огромных денег – это же не значит, что они не талантливы. В какой момент фотограф становится художником? Например, у Соколаева трогательное и удивительное ощущение времени. Его объекты движутся, живут своей внутренней жизнью, и в этом нет никакой эпичности. Поломанный телефон, статуя без головы, скамейки, на которых нельзя сидеть – мы сразу понимаем: это перестроечное время. Художник не ставит диагноз, он запечатлевает время.

Экскурсия с Ольгой Свибловой длилась почти два часа. Гости выставки не отпускали ее, задавая все новые и новые вопросы.

Елена Щетникова, фотограф-любитель:

– У меня такое чувство, что на этих снимках я увижу себя маленькую или моих родителей, время на них абсолютно узнаваемое. И прямо за душу берет. Вот на той фотографии девочка, у меня было точно такое же пальто. Это так трогательно, будто со своими родными повидался. Смотрю и плачу, так мне это близко и понятно.

Сергей Коротков, будущий искусствовед:

– Даже предположить не мог, что фотовыставка может доставить столько удовольствия. Для меня что 80-е, что 40-е – одинаково далеко. Я только вижу в людях духовность, авторы каким-то образом сумели ее уловить. Думаю, что цифрой такого не сделаешь. Это только пленочный аппарат. И еще у меня возникла неожиданная мысль – какое замечательное детство было у наших родителей. И люди были явно ближе друг к другу.

Геннадий Кравцев, художник, галерист:

– Мы с женой приехали из Челябинска в музей «на разведку», чтобы понять, на что студентов везти. А тут и Шемякин «Трансформация Пикассо», и «Новокузнецкая школа фотографии» – такой подарок. Спасибо огромное Ельцин Центру. Насчет выставки я только что жене сказал: «Все гениальное просто!» Кажется, у меня самого таких фотографий в семейном альбоме навалом. Таких – да не таких. Возникает удивительное чувство общности, как будто это хроника и моей жизни тоже.

Выставка «Новокузнецкой школы фотографии» продлится до октября.

16 и 17 июля в Екатеринбурге прошел фотокросс, приуроченный к выставке «Новокузнецкая школа фотографии». За два дня фотографы, подавшие заявки на участие, должны были сделать по три снимка на каждую из заданных тем: «Отношение», «Перпендикулярно идущий» и «За кулисами Ельцин Центра». В течение двух дней несколько команд и фотографы-одиночки, которых из-за непогоды набралось не очень много, снимали в Екатеринбурге всё, что считали достойным конкурса.

Члены жюри учитывали художественный уровень фотографий, мастерство, оригинальность и соответствие теме.

Лучшую фотографию на тему «Отношение» сделала Анна Смородникова – она назвала ее «Память».

Фото: Анна Смородникова

Лучший момент «За кулисами Ельцин Центра» поймала команда «Кроличья корпорация «Морковки Бразерс» (София Насырова и Татьяна Шабунина) – победила их фотография «Одна за всех».

В теме «Перпендикулярно идущий» члены жюри выбрали снимок Натальи Подуновой из команды «Лютики».

Работы победителей и участников можно увидеть в фотоальбоме «Фотокросс, посвященный выставке «Новокузнецкая школа фотографии» на странице Арт-галереи в Facebook.

А в Instagram до конца июля продолжается фотоконкурс на тему «На пляже»: по мотивам знаменитой серией Бахарева «Отношение».

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.