В Арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Новая живопись Екатеринбурга». В экспозиции, которая будет работать до 21 февраля, представлены работы более 20 уральских художников. Многие из них выставляются впервые.
«Новая живопись Екатеринбурга» заняла оба этажа Арт-галереи, и её открытие стало одним из самых массовых мероприятий в Ельцин Центре за последние полгода: здесь собрались единомышленники и друзья художников, представители мира искусства, пресса, светская публика.
— Я рад, что екатеринбургские художники собрали такую большую компанию, — поприветствовал посетителей куратор выставки и директор Арт-галереи Илья Шипиловских. — Их искусство побуждает мыслить и привлекает внимание. Каждый представленный здесь художник имеет свой яркий визуальный стиль. Легко отличить одного от другого, каждый уникален и великолепен, и это ценно. Искусство существует не в вакууме, а в социальной системе, и мне кажется важным, чтобы здесь, в Екатеринбурге, горожане гордились своими авторами.
Новая живопись Екатеринбурга — это не только картины, но и графика, видеоарт, инсталляции.
— Мы привыкли, что живопись — это некое программное полотно. Но в то же время новое искусство — это совсем не обязательно холст и масло, это может быть всё что угодно. Отчасти этим и обусловлено название выставки, — продолжает Илья Шипиловских. — Во-первых, эта живопись новая, потому что была создана недавно. За редким исключением, все работы относятся к 2020 году, и в них есть чувство сопричастности глобальным событиям, сложному времени, всеобщей неопределённости. Во-вторых, живопись новая, потому что представлены художники-новаторы. Третья, спекулятивная точка зрения, — живопись новая потому, что это порой вообще не живопись в привычном понимании.
В стенах галереи представлены работы таких художников, как Владимир Селезнёв, Анна и Виталий Черепановы, Людмила Калиниченко, Ксения Маркелова, Красил Макар, Александр Баженов, Артём Сурков и Екатерина Поединщикова. Неравнодушные к уличному искусству узнают имена Ромы Бантика, Виталия Русакова и Натальи Пастуховой.
В один из дней после открытия Илья Шипиловских провёл кураторскую экскурсию по экспозиции и рассказал о художниках, их работах и некоторых общих тенденциях в их творчестве.
Так, в работах Екатерины Поединщиковой (автопортреты, смешанная техника поверх холста) можно считать современный феминистический дискурс.
— В истории искусства женское тело было объектом конкретного мужского взгляда. Мадонны с младенцами, обнажённые тела — все эти изображения несли отпечаток ролей, отведённых женщинам в традиционном патриархальном обществе. И женщин-художниц в истории искусства почти нет. Катя работает с женским телом иначе, перенося на плоскость чувства относительно собственной беременности и метаморфоз, которые она претерпевает.
Этот же вектор — возможность вернуть женщинам своё тело себе обратно — прослеживается в работах Юли Мрачной (графика) и Кати Лишней (пастель по бумаге), Ксюши Маркеловой (барельефы из мягкого материала).
Вторая (и довольно болезненная) тема, которую можно уловить в представленных работах, — это размышления об успехе, материальных результатах творчества.
Ключевая картина художника Виталия Черепанова — «Житие». Это фантазия на тему жизни художника, какой она могла бы быть, имитирующая жизнеописание святого в русской иконописи — ряд миниатюр на одной доске, складывающихся в общую историю. Герои «Жития» начинают с росписи гаражей в Нижнем Тагиле, но, становясь всё более знаменитыми, превращаются в лидеров многочисленной секты, диктаторов на отдалённом острове, а потом спасаются бегством от восставших островитян на вертолёте и скрываются на горнолыжном курорте в Швейцарии.
— Сквозная линия в творчестве Виталия — это ирония над современным культом успеха. Красные спортивные машины, остров, толпы поклонников — то, что кажется желанным. У каждого из нас есть «успешный» сетевой двойник, существующий отдельно от нас, — то, что мы транслируем в социальные сети. Программирование себя на успех, стремление ухватиться и угнаться за ним и проходящая в этой погоне жизнь — вот над чем задумывается и иронизирует художник, — говорит Илья Шипиловских.
Кураторская экскурсия Илья Шипиловских по выставке «Новая живопись Екатеринбурга»
Один из «тяжеловесов» уральской живописи Владимир Селезнёв представлен на выставке своими «коврами», написанными поверх коробок из-под риса, каши, печенья, — того небогатого рациона, которым питался во время пандемии. И в этом тоже считывается ирония, ведь ковёр на стене — традиционный символ мещанского достатка, украшение богатого дома.
А одна из работ художника Александра Баженова так и называется — «Успех». На полотне люди бьются, отталкивают друг друга, откидывают в сторону ради того, что называется успехом.
— Это больная тема у художников в Екатеринбурге и не только. Художники же не получают зарплату, но вкладываются в творчество целиком и, конечно, хотят признания, в том числе и материального, — говорит куратор.
Кстати, Виталий и Анна Черепановы, Екатерина Поединщикова, Владимир Селезёв и ещё ряд художников, представленных на выставке, — выпускники художественной школы в Нижнем Тагиле.
— После Великой Отечественной войны в Нижний Тагил по распределению отправили много сильных живописцев. Там было посвободнее, далеко от столиц, и эти авторы создали свою самобытную школу, через которую прошло немало талантливых людей, — объяснил этот феномен Илья Шипиловских.
Ещё одна сквозная линия в «Новой живописи Екатеринбурга» — это эстетизация пространства. Анна Снегина в своих полотнах исследует глубину и возможности объёма. А Артём Сурков взял эмульсию с полароида, скомкал её и перенес эту ткань на плоскость бумаги — это та живопись, которая не является живописью.
Художник, подписывающий свои работы «Красил Макар», использует в своём творчестве приём мистификации. «Родился в 1889 году в Верхней Синячихе», — пишет он в своей автобиографии, но мы прекрасно знаем, что это современный автор. Красил Макар актуализирует почти утраченную школу урало-сибирской росписи, но в его работах декоративные элементы становятся символами, в которых каждый зритель может усмотреть свои смыслы, — не случайно сегодня это самый коммерчески успешный художник в Екатеринбурге.
В работах художника Slava Lowsky «схлопываются» виртуальная и обычная реальность — на этих картинах мы видим сюжеты из видеоигры GTA 5.
Уличное искусство представлено на выставке Ромой Бантиком (видеоарт, работы по металлу) и Наташей Пастуховой (коллаж поверх фотографий Екатеринбурга).
— Подобно Марселю Дюшану с его «Фонтаном», сделанным из перевёрнутого писсуара, Рома Бантик своим прикосновением всё превращает в искусство. Это не просто наплавленный металл, мы чувствуем в этих пластинах из алюминия личность художника, который смотрит на мир вокруг и готов его преображать. Возможно, это и есть подлинный смысл искусства — делать вещи, которые не имеют практического применения, с которыми ничего нельзя делать, кроме как смотреть и восхищаться, — говорит Илья Шипиловских.
Виталий Русаков выбрал в качестве объекта вдохновения вкладыши с изображением автомобилей от жвачки BonBibon из 90-х, ностальгируя по временам, когда он их собирал. На первый взгляд может показаться, что это отсканированные вкладыши, но это не так — использована сложная техника печати в несколько слоёв, и все потёртости сделаны вручную.
А работы художницы, работающей под именем Sobachia Kartoha, написаны будто бы на стыке Босха и эстетики мультиков Nickelodeon: всё происходит одновременно, и в этой плотности нет ни просвета, ни секунды свободы — своеобразная метафора того, как мы живём сегодня.
— Художники делают то, что они хотят, потому что могут. Представленные здесь работы неоднозначны, но моя задача была в том, чтобы показать новое искусство Екатеринбурга в стенах галереи, и мы могли обсуждать возникающие при ознакомлении с ними вопросы. Или просто восхищаться этим искусством, — подвёл итог экскурсии Илья Шипиловских.