В конце 80-х – начале 90-х в обществе впервые открыто заговорили о том, чтобы предать тело «вождя мирового пролетариата» земле. Опросы общественного мнения показывали, что более 60 процентов опрошенных считают: Ленина надо захоронить, но не сейчас, пока живы те, для кого дороги идеалы коммунизма. К 95-летию со дня смерти Ленина Музей Бориса Ельцина подготовил точечную экскурсию «Полная версия: «Невыносимый», которая тщательно исследует историю вопроса.
Экскурсия состоялась накануне памятной даты 20 января в экспозиции «День пятый». Ее провела научный сотрудник музея, руководитель экспозиционно-выставочного отдела Марина Соколовская.
Экспозиция «Пятого дня» посвящена президентской кампании 1996 года, в которой главная борьба развернулась между Борисом Ельциным и лидером коммунистов Геннадием Зюгановым. Экскурсанты собрались у фотографии пикета на Красной площади. Она наглядно демонстрирует нам – в 90-е впервые заговорили о механизмах формирования культа личности.
Марина процитировала предисловие к русскому изданию книги «Ленин жив! Культ Ленина в Советской России» профессора Гарвардского университета Нины Тумаркин: «Ленин десакрализован, демонизирован, дискредитирован, осмеян и коммерциализирован. И, наконец, реабилитирован для нужд обновленной российской коммунистической партии 1996 года».
– Благодаря этому исследованию мы начинаем понимать, почему в 1924 году тело Ленина не было захоронено, а выставлено в склепе-мавзолее на всеобщее обозрение, – подчеркнула Марина Соколовская.
К моменту смерти Ленина, считает Соколовская, культа личности в его классическом понимании не существовало. Он не был квази-религиозным, а скорее политическим, с элементами религиозного почитания.
У Ленина не было намерения создавать культ личности. Он возник спонтанно в 1918 году после покушения на него Фанни Каплан. В газетах начали публиковать сводки о состоянии его здоровья. Ленин невольно приобрел черты образа святых князей-страстотерпцев, посвящающих себя служению – традиционного в российской культуре образа.
После покушения здоровье Ленина значительно ухудшается, он безвылазно живет в Горках и других закрытых от публики местах и почти не принимает участия в управлении страной. Ленин пытается победить болезнь, учится заново говорить и двигаться. Он не участвует в политической жизни страны, но активно в ней присутствует благодаря сводкам, интервью и публикациям, написанных им ранее статей. Именно в этот момент начинает формироваться культ, но не с подачи самого Ленина, а его соратников по партии.
Мысль о бальзамировании тела Ленина после смерти впервые озвучивается Сталиным в конце 1923 года, когда становится ясно, что дни вождя сочтены.
21 января 1924 года Ленин умирает. 23 января тело выставлено в Колонном зале Дома Союзов для прощания, которое длилось пять дней. На фотографиях тех дней мы видим многокилометровые очереди простых людей, пришедших проститься с Лениным, несмотря на аномально холодную погоду. Чтобы согреться, люди жгут костры на улицах. Прощание происходит круглосуточно. Проститься с Лениным приезжают люди не только из близлежащих городов и деревень, но и из отдаленной глубинки. Это потрясает и немногочисленных родственников, и товарищей по партии.
27 января забальзамированное тело вождя революции торжественно переносится в деревянный временный Мавзолей на Красной площади, построенный за несколько дней по проекту архитектора Щусева. Впервые начинает складываться официальная процедура прощания.
С этого момента начинается официальный культ Ленина. Он продлится вплоть до 50-х годов. Потом у него изменятся основания. Первоначальный культ Ленина был связан с неожиданно острым переживанием его утраты.
– В чем был нерв этого переживания, – задается вопросом ведущая. – Один из моментов – неизвестность будущего: произойдет ли смена политического курса, непонятно, как будет осуществляться передача власти. Другой важный момент: люди пережили революцию, Гражданскую войну, голод, репрессии, которые начинаются в эти годы. И в публичном пространстве единственно допустимым выражением траура оказывается смерть Ленина. Простые люди не могут открыто горевать по своим родным и таким образом выражать неодобрение новой власти. Скорбь по Ленину аккумулирует все переживания, связанные с многочисленными утратами в жизни каждого. И вместе с тем выражает лояльность существующей власти.
Первое бальзамирование тела произвел академик Абрикосов, чтобы продлить прощание с вождем. В начале марта он сообщил о появлении на теле Ленина пигментации и необратимом изменении цвета кожи. Требовалось новое, основательное бальзамирование. Борис Збарский и Владимир Воробьёв предложили способ долговременного бальзамирования. Чтобы осуществить задуманное, Мавзолей снова закрыли и устроили в нём лабораторию.
Работа требовала круглосуточного наблюдения. По приказу Дзержинского к Мавзолею проложили трамвайные рельсы и электрические провода, был установлен специально оборудованный вагон, чтобы учёные могли отдыхать в нормальных условиях. Через два месяца Мавзолей посетили делегаты XIII съезда партии. Успехи учёных произвели на них большое впечатление. Комиссия ЦИК СССР по увековечиванию памяти Ленина признала новое бальзамирование удавшимся, оно давало право рассчитывать на сохранение тела Ленина в течение десятилетий. Мозг Ленина передали в Институт Бехтерева для изучения.
Культ Ленина со временем стал формальным и сменился культом Сталина. В 1953 году в Мавзолей положили тело Сталина.
В разделе «Оттепель» в «Лабиринте истории ХХ века» существует такой экспонат, как пропуск на похороны Сталина. В ночь на 1 ноября 1961 года тело Сталина было вынесено из Мавзолея и похоронено в некрополе у Кремлевской стены. Культ Ленина приобрел новую жизнь. Выстроились огромные очереди в Мавзолей. Стали печататься огромными тиражами плакаты с его изображением. Активно развивалась детская лениниана. Появилась новая волна книг и фильмов о Ленине.
Культ личности Ленина пронизывал всю общественную жизнь Советского Союза. Мавзолей всегда оставался символическим центром советской власти. Партийные руководители принимали парады, приветствовали демонстрации трудящихся, поднимаясь на трибуну Мавзолея. Места для захоронения в кремлевской стене, расположенной за Мавзолеем, предназначались героям и самым высокопоставленным общественным и политическим деятелям.
Вопрос о переносе кремлевского некрополя впервые возник в 1953 году. Сталина предлагали похоронить на Новодевичьем кладбище. Но опасаясь актов вандализма, все же решили захоронить в Мавзолее, а в 1961 году – оставить у Кремлевской стены.
Историки говорят о девяти покушениях на тело Ленина после его смерти. Более всего в 60-е годы. В него плевали, кидали камнями, пытались взорвать – таким образом выражая свой гнев.
В 1988 году, в разгар Перестройки Венедикт Ерофеев издает эссе «Моя маленькая лениниана», основанное на выдержках из писем ленинского окружения. И это уж явная деконструкция культа Ленина.
В одной из программ «Взгляд» в 1989 году режиссер Марк Захаров открыто говорит о том, что согласно христианскому обычаю, тело Ленина надо захоронить.
В 1991 году, когда страна распрощалась со своим тоталитарным прошлым, смела напоминания о нем с улиц и площадей, яркие представители соц-арта Комар и Меламид попытались заступиться за главный символ советской родины – Мавзолей Ленина. По их плану, для оживления шедевра Щусева в Мавзолее нужно было устроить музей. Чуть позже к своему проекту по спасению советских памятников художники подключили зарубежных коллег – так возникла интернациональная выставка «Монументы: трансформация для будущего», позже с большим успехом прошедшая в Центральном доме художника.
С 90-х по Красной площади разгуливают двойники Ленина и Сталина, они фотографируются с гостями столицы.
Самым скандальным оказался перформанс Юрия Шабельникова и Юрия Фисенко, который они организовали марте 1998 года в галерее наивного искусства «Дар». Ленин, в виде 80-килограммового торта в натуральную величину, присутствовал на вечеринке. Каждый, кто подходил к официантам, получал свой кусочек Ленина. В Думе даже пытались инициировать уголовное дело, но правоохранительные органы не нашли состава преступления.
В 90-е годы Анатолий Собчак неоднократно поднимал вопрос о необходимости захоронить Ленина на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой матери – Марии Александровны Ульяновой. Историки утверждали, что Ленин действительно завещал похоронить себя рядом с ней. Но завещания так и не нашли, скорее всего оно было уничтожено в период сталинского правления. Собчака поддерживал его московский коллега – мэр столицы Гавриил Попов. В своих мемуарах Собчак напишет, что искал поддержки патриарха Алексия II и Бориса Ельцина, однако президент каждый раз отказывался выпустить соответствующий указ, повторяя: «Я не могу сейчас пойти на это». Он считал, что такой шаг может расколоть общество.
6 октября 1993 года был упразднен пост № 1 – почетного караула у Мавзолея, разводы которого всегда собирали много москвичей и гостей столицы.
Итогом художественной и политической полемики 90-х о выносе и захоронении тела Ленина стал рассказ Игоря Сахновского 2000 года «Государственный стыд», с которым Марина Соколовская предложила присутствующим ознакомиться. В нем говорится о том, как государство своими ограничениями подавляет людей, пришедших посмотреть на главную достопримечательность Москвы. Какие чувства переживают случайные знакомые, оказавшиеся в одной очереди в Мавзолей.
Время от времени российскому правительству поступали предложения о мировом турне Ленина. Многие государства выразили желания временно выставить у себя в музейных пространствах тело Ленина. Были предложения его купить. Строго говоря, тело Ленина не является мумией, это особый прогрессивный для начала ХХ века тип бальзамирования. Илья Збарский, сын академика Збарского, утверждает, что тело Ленина – памятник научной мысли, как и тело врача Пирогова, бальзамирование которого разрешил Архиерейский синод. И все же, говорит Збарский, его надо убрать из Мавзолея и с Красной площади, ему там не место.
Культ Ленина был разобран по кирпичикам, но так и не прозвучал ответ на главный вопрос: почему до сих пор мы не можем отпустить его.
Никто из руководителей государства не решился убрать Ленина из Мавзолея.
В 1990 году Кремль и Красная площадь вошли в списки памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь Мавзолей – это часть всемирного исторического и архитектурного наследия, которое принадлежит всему человечеству.
По итогам общественной дискуссии, развернувшейся в СМИ, чаще всего звучало мнение, что окончательное решение должно быть принято к 2024 году – 100-летию со дня смерти В.И. Ленина. До этого времени вопрос о захоронении остается открытым.