Традиционная Московская международная книжная выставка-ярмарка non/fiction прошла в Гостином дворе с 6 по 9 апреля. Выставка проводится с 1999 года. Президентский центр Бориса Ельцина – постоянный её участник, и в этот раз представил публике три новые книги.
Обычно выставка, по утверждениям организаторов, – это более 40 000 посетителей: тут и профессионалы, имеющие отношение к книгоизданию, и литературные критики, и читатели, ценящие качественную литературу, а также более 300 крупных и малых издательств и книготорговых компаний. Нынешней весной масштаб был чуть скромнее, но тем не менее выставка собрала 277 издательств, книжных магазинов и культурных институций, а посетителей было не меньше, чем в прежние годы.
Для Ельцин Центра нынешняя выставка от предыдущих отличалась. Центр всегда в разных формах участвовал во многих книжных проектах. Но на этой выставке Ельцин Центр представил три книги, которые родились, можно сказать, в его в недрах. По очереди представления первая книга – «Неизвестный Ельцин», созданная научным сотрудником музея Б.Н. Ельцина Рамзиёй Галеевой, следующая – мемуары Владимира Шевченко «О времени и о себе. Размышления на избранные темы», третья – «Музей как медиа» – сборник текстов авторских экскурсий по Музею Б.Н. Ельцина и последовавших дискуссий-обсуждений по проблематике современных средств донесения информации до зрителя.
«Неизвестный Ельцин»
Первой в череде презентаций стала книга Рамзии Галеевой «Неизвестный Ельцин». Она вышла в издательстве «Кабинетный учёный». История рождения «Биографического исследования семьи первого президента России» – это второе название (подзаголовок) книги – удивительная и красивая. Казалось бы, биография и родословная первого президента России изучена до последних подробностей и деталей. Написаны десятки, если не сотни книг и исследований маститыми, серьёзными авторами, что иностранными, что российскими. Всё известно, всё знаемо. Однако…
История началась с того, что в 2017 году сотрудник Музея Б.Н. Ельцина Рамзия Галеева готовила экскурсию к 9 мая. В своих воспоминаниях Борис Николаевич писал, что он ребёнок войны, что в его семье мужчины воевали. После изучения вопроса оказалось, что кроме имён о родственниках Бориса Николаевича (даже дядьёв) почти ничего не известно. Это относится и к отцовской линии – Ельцыных (деды по линии отца писались через Ы), и к материнской – Старыгиных. Рамзия решила эти обстоятельства прояснить, стереть «белые пятна». Профессиональная научная добросовестность, въедливость не позволили ей остановиться на полпути. Ей удалось обнаружить множество прежде неизвестных фактов и обстоятельств, связанных с ближайшими родственниками Бориса Ельцина поколения его родителей и родителей родителей, а также первыми годами жизни самого будущего президента России.
В разгар коллективизации родителей отца и матери Бориса Ельцина раскулачили, лишили имущества и с поражением в правах отправили в ссылку. Почему? Из воспоминаний Анны Берсеневой, старожила села Басмановское, односельчанки Ельциных: «Ельцины были люди работящие, мастеровитые, в руках у них всё горело, всё умели, всё делали сами, потому и зажиточные были, потому и достаток в доме был». Такое в коллективизацию не прощалось. Репрессиям подверглись и другие родственники. А ещё была Великая Отечественная война и родственники первого президента России воевали. И там «белых пятен» не счесть.
Огромный труд потребовал более шести лет напряжённых исследований, серьёзной помощи коллег и доброжелательного отношения множества чиновных людей, пусть никого не обидит такое определение. Чтобы хоть приближённо представить многотрудность и скрупулёзность этой великолепной работы (это всегда полезно для верного восприятия книги и добросовестности автора), достаточно заглянуть в список благодарностей, которые Рамзия Галеева приводит в конце своего исследования. Список занимает четыре книжные страницы, где названы конкретные люди и организации (архивы, библиотеки, музеи etc.), которые оказали помощь в создании этой книги. Надо понимать, что за каждой благодарностью – командировки, либо долгая переписка с персонами, госучреждениями и другими институциями. Три с лишним года шла предварительная работа – сбор материала, поездки по городам и весям Урала и не только, множество запросов. Непосредственно на написание книги потребовались два года. На это время, чтобы справиться с масштабной задачей, автор даже сурово изменила график своей жизни, стала вставать в пять утра и писала, составляла, перекомпоновывала.
Открытий в книге множество. Рамзия Галеева сумела выяснить, куда были сосланы после раскулачивания бабушки и дедушки Бориса Николаевича; исправить ошибку, кочевавшую по биографиям Ельцина – из ссылки бежал не его дед, а родной брат отца – Адриан Игнатьевич. Исправить дату рождения деда Бориса Ельцина Игнатия Екимовича – 1865 год (маститые авторы приводили другие даты). Выяснить, что у матери Ельцина, Клавдии Васильевны (до замужества – Старыгиной), был младший брат Михаил Старыгин, 1920 года рождения. В результате установлены даты жизни 30 родственников Бориса Николаевича, трёх поколений двух крестьянских семей – Ельцыных и Старыгиных. Расшифровать многие групповые снимки школьных лет Бориса Николаевича.
На момент написания книги в живых оставались трое одноклассников Ельцина. Один из них – архитектор Виталий Щербаков, живущий сейчас в Москве, очень сильно помог в расшифровке снимков. Несмотря на почтенный возраст, Виталий Вячеславович почтил презентацию книги своим присутствием и принял участие в обсуждении. Призвал присутствующих беречь семейные, домашние фотографии и заняться семейным архивом. Благодаря его помощи мы теперь знаем в лицо и пофамильно всех одноклассников Бориса Ельцина.
Очень точно о качестве книги говорит в своём «Обращении к читателям», которое книгу предваряет, Наина Иосифовна Ельцина. «Рамзие Султановне удалось обнаружить факты и документы, даже целые страницы биографии семьи, которые никогда прежде не публиковались или не были известны в деталях». Огромное достоинство книги – в документальности, её украшают не метафоры, публицистика или изящный слог, а очень точное, сухое повествование, документальная основа. Каждое утверждение, каждый посыл подтверждён документом, тщательно выверен. Отличная подробная библиография. Отсюда впечатление и доверие к исследованию во много раз сильнее, чем к другим книгам на эту тему. Кстати, многие материалы и документы, приведённые в издании, впервые введены в научный оборот.
Вести презентацию Рамзие Галеевой помогал её коллега – руководитель научного отдела Музея Б.Н. Ельцина Евгений Емельянов, также участвовавший в создании книги. А она сама полна новых планов. По её словам, практически собран второй том, посвящённый воспоминаниям одноклассников, одногруппников, друзей первого президента России. Это уникальные, не опубликованные истории. А ещё Рамзия предполагает составить хронику жизни Бориса Николаевича, с описанием каждого дня.
«О времени и о себе»
В Лекторий Гостиного двора на презентацию книги Владимира Шевченко «О времени и о себе. Размышления на избранные темы» набралось столько народа, что свободных стульев не оказалось. Как принято говорить – яблоку не было куда упасть. Представлять Владимира Николаевич Шевченко большинству вряд ли надо, но остальным напомнить стоит. Владимир Николаевич Шевченко практически с нуля создал и возглавлял службу протокола президента СССР Михаила Горбачёва и затем президента России Бориса Ельцина, более десяти был советником президентов России Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ. Сейчас работает в Президентском центре Б.Н. Ельцина, член правления. Уникальная, штучная личность. В одной из публикаций его назвали человеком, который всегда шёл впереди глав государств. Справедливо.
Родился в Москве, работал на Даугавпилсском паровозо-вагоно-ремонтном заводе (Латвийская ССР). Окончил Тбилисский политехнический институт. Вернулся в Латвию, по комсомольской линии вырос до первого секретаря Даугавпилсского горкома комсомола (Даугавпилс – второй по величине и значению город республики). Затем следующие посты и назначения – в ЦК ВЛКСМ, в Управлении делами ЦК КПСС, дипломатическая работа на Кубе. Далее – и на всю жизнь – служба протокола. Владимир Шевченко – свидетель и участник едва ли не всех главных событий последней четверти ХХ века.
Помогал Владимиру Шевченко вести презентацию Александр Дроздов – исполнительный директор Фонда «Президентский центр Б.Н. Ельцина». Он напомнил присутствующим, что Владимир Шевченко написал не одну книгу. Первой стала вышедшая в 2004 году «Повседневная жизнь Кремля при президентах» (выдержала два издания). В профессиональных дипломатических и кругах и среди политологов «Повседневная жизнь» вызвала оглушительный резонанс, причём со знаком плюс. До этого случая ни один шеф протокола глав государств никогда не писал мемуары. Таково, видимо, негласное правило. Затем в 2018 году увидел свет энциклопедический труд «Протокол Президента Российской Федерации». В Доме приёмов МИДа эту книгу представил сам министр иностранных дел России Сергей Лавров. И вот теперь «О времени и о себе».
На вопрос Александра Дроздова, как автору удалось избежать «желтизны», ведь читатель ждал феерии баек, раскрытия «тайн мадридского двора», курьёзных случаев, Владимир Шевченко ответил: «на подобные темы ничего не скажу и не пытайте!» И в развитие добавил, что ему повезло, серьёзных проколов, промахов или ошибок у него не было. А работу протоколиста он уже не первый раз сравнил с работой сапёра: один раз ошибся, наступил не туда – и «до свиданья». Александр Дроздов дал своё объяснение «кремлёвского долгожительства» шефа протокола: «Всю жизнь Владимир Николаевич везде, и в Кремле тоже, очень умело и ответственно делал своё дело». И припомнил фрагмент стихотворения Евгения Евтушенко: «Дай бог быть тёртым калачом, не сожранным ничьею шайкой, ни жертвой быть, ни палачом, ни барином, ни попрошайкой…» Владимиру Николаевичу это удалось, такой характер, фундамент порядочности, такой внутренний стержень.
Но несколько «тайн» Владимир Шевченко был вынужден раскрыть, отвечая на вопросы из зала. Ситуация почти по Маяковскому: «аудитория сыплет вопросы колючие, старается озадачить в записочном рвении…». Посол Шевченко вышел из ситуации достойно, ответил/удовлетворил интерес публики к «неловким» вопросам. Долго подходя к существу, человек из зала таки спросил, каков размер пенсии у Владимира Николаевича. Честного, корректного ответа не ожидая. Ошибся. «Когда я впервые пенсию оформил, она была 47 тысяч (здесь учёт и стажа, и государственных наград, и званий/должностей – ред.). Лет через десять добавили еще десять».
Поскольку Владимир Николаевич и у Горбачёва руководил протоколом, то и к тому времени у публики нашлись вопросы. И «про Горби и про Раису». Шеф протокола, упреждая многие и отвечая на конкретные вопросы, рассказал, как проходили с бытовой точки зрения поездки Горбачёва за рубеж. Оказывается, во время визитов Михаила Горбачёва за границу все деньги и Михаила Сергеевича, и Раисы Максимовны хранились у Шевченко, он и расплачивался, при необходимости. У Раисы Максимовны суточные были 24 доллара, у Михаила Сергеевича – 32. А мелькающие на фото якобы бриллианты Раисы Максимовны на самом деле очень качественная чешская бижутерия.
Мемуары – чрезвычайно интересны. Причина понятна. О Владимире Шевченко можно сказать как Гомер про Одиссея – «многопытный муж, который многих людей города посетил и обычаи видел…» Благодаря книге мы можем, это редчайшая возможность, заглянуть «на кухню» очень деликатной, закрытой сферы: как скрупулёзно готовятся визиты глав государств, как они проходят, как работает охрана. Мы узнаём, какие по этой части (и охраны, и протокола) существуют правила, они, к слову, очень жёсткие, там мелочей не бывает. Интересны пунктирные портреты первых лиц мировой политики, тонкие наблюдения, при этом непредвзятые. Конечно, рассказывает Владимир Николаевич и о своей семье, и своей жизни. Написано с любовью и деликатностью, восстановлены ушедшие навсегда детали и атмосфера тех далёких времён. В аннотации к мемуарам, хотя сам автор воспоминания таковыми не считает, есть одно красивое предложение. «Свидетельства очевидца и участника событий ушедшей эпохи сегодня бесценны». Не прибавить и не убавить. Последний штрих. Книга вышла в издательстве РОССПЭН при поддержке Ельцин Центра.
«Музей как медиа»
Завершала участие Ельцин Центра на весенней выставке презентация книги «Музей как медиа. Дискуссии в Музее Бориса Ельцина», подготовленной под редакцией руководителя отдела развития Музея Бориса Ельцина Людмилы Старостовой.
В книге, вышедшей в издательстве «Кабинетный учёный», собраны тексты восьми авторских экскурсий по Музею Бориса Ельцина от экспертов (в том числе и докторов наук) в области кино, фотографии, мультимедийного искусства и музейного проектирования, а также дискуссий и обсуждений, которые прошли после экскурсий. Презентацию проводила директор Музея Бориса Ельцина Анна Бородулина, и по видео-конференц-связи – Людмила Старостова и Марина Соколовская – руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея.
Сразу следует сказать, что музей Ельцина изначально задумывался как экспериментальный, новаторский, с широким использованием самых современных передовых музейных и медиатехнологий. И комбинирует в едином пространстве разные медиа – звук, кино, видео, движение, фотографии, плакаты, артефакты, бумажные и другие документы. Они обогащают опыт посетителя, но при этом, оказывается, борются друг с другом за посетительское внимание. В этом сложном конгломерате взаимоотношений множество неожиданных нюансов и даже парадоксов, а также немало неисследованных моментов, например, бывает, когда цифровые технологии входят друг с другом в конфликт, некоторые экспонаты могут «проваливаться».
Экспериментальная задумка дала большое продвижение в понимании того, куда следует музею двигаться, поскольку музей –организм живой и постоянно развивающийся. А сверхзадача – через экскурсоводов, которые после дискуссий и обсуждений, сделали немало открытий и выводов, помочь посетителю глубже «читать» музей, полноценно понять и представить, кому-то вспомнить, историческую эпоху, которую музей воспроизводит. Инфраструктура музея мощно погружает посетителя в эту эпоху, никого не оставляя равнодушным. Об этом однозначно говорят отзывы посетителей, которые в музее тщательно анализируют.
Каждый участник презентации музейное дело, свой предмет знает досконально. Например, Анна Бородулина с 2017 года возглавляла отдел музейной педагогики и уже провела порядка 900 экскурсий. У Марина Соколовской – экскурсий более ста. Чтобы хотя бы слегка представить разнообразие и охват тем, которые подняли авторские экскурсии, приведём лишь несколько: кино против музея, документальное и фикциональное в экспозиции музея современной истории, фотография между документом и мифом, слепые пятна истории и политика в фотографии, акустический ландшафт в музее, драматургия мультимедийной экспозиции. И ещё – каждый автор невольно демонстрировал разные стратегии «прочтения» музея и экспозиции. Теперь легче представить, какие горячие, интересные и глубокие, иногда с парадоксальными выводами, были обсуждения-дискуссии. Иначе нельзя, ведь музейщики давно уже знают, что понимание музея формируется в диалоге. Без сомнения, «Музей как медиа» – это очень серьёзный вклад в исследования и понимание современной практики музейного дела. Наверняка исследование получит большой резонанс в профессиональной музейной среде.