Московская Международная выставка-ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction проходила в столице как обычно в Гостином дворе, с 30 ноября по 3 декабря. Ельцин Центр уже давно регулярный участник этого книжного праздника, масштабного форума издателей и издательств, писателей и иллюстраторов, переводчиков и продавцов книги, всех участников процесса. На нынешнем форуме Ельцин Центр представил три проекта, замеченных как читающей публикой, так и профессиональным сообществом.
Немного о самой выставке. Нынешняя – по счёту 25-я. Раньше Non/fiction проходила раз в год (первая состоялась в 1999-м), но в последнее время запрос сообщества был таков, что её стали проводить чаще. В нынешнем году выставок две, первая прошла весной. Ельцин Центр к зимней выставке-ярмарке приготовил три премьеры.
Дмитрий Сарабьянов. «Русская жиивопись»
Первой, в день открытия 30 ноября, состоялась презентация двухтомника искусствоведа Дмитрия Сарабьянова «Русская живопись», выпущенного к 100-летию учёного. Для просвещённого читателя представлять Дмитрия Сарабьянова особой необходимости нет, но просвещённые, увы, не составляют большинства, поэтому для остальных – надо.
Дмитрий Сарабьянов – выдающийся русский учёный-искусствовед. Участник Великой Отечественной войны. Окончил искусствоведческое отделение истфака МГУ, учился в аспирантуре, защитился, преподавал на историческом факультете. Там же на истфаке, стал доцентом, профессором, возглавил кафедру истории отечественного искусства. Московскому государственному университету отдал без малого четыре десятилетия, это без учёта студенческих и аспирантских лет. Воспитал большое число талантливых, состоявшихся как учёные и исследователи учеников. Был научным руководителем 30 кандидатских диссертаций.
Читал лекции и выступал с докладами в США, Германии, Австрии, Франции, Германии, Чехословакии, Англии, Италии и других странах. Доктор искусствоведения, академик РАН, лауреат многих премий, в том числе Премии Президента РФ и Государственной премии РФ. Он написал около 360 статей, монографий и книг об отечественных художниках и отечественном искусстве. Во многих крупных и значимых изданиях он выступил редактором и составителем.
Новое издание представили сын учёного Андрей Сарабьянов – искусствовед, крупнейший знаток русского авангарда, автор-составитель «Энциклопедии русского авангарда»; Джон Боулт – американский искусствовед, эксперт мирового уровня, исследователь русского авангарда, кавалер Ордена Дружбы; Юлия Каптановская – директор издательства «Энциклопедия русского авангарда», которое подготовило и выпустило в свет двухтомник.
Андрей Сарабьянов, сын Дмитрия Владимировича, открывая презентацию, сказал, что будет говорить не столько о книге, сколько об отце. В жизни Дмитрий Сарабьянов был человеком удивительным, скромным, никогда не кичившемся своими многочисленными наградами. И при этом был одарён в разных областях. Писал стихи и выпустил три поэтические книжки. Был весёлым, лёгким человеком. Увлекался охотой и рыбалкой. Отпуска с семьей проводил в глухих местах. Андрей Дмитриевич вспомнил, что в один из таких отпусков, отец пел им оперу собственного сочинения про критика Стасова и передвижников. И либретто, и музыка были импровизацией. Опера оказалась продолжительностью целый месяц – Дмитрий Владимирович не повторялся.
Американский искусствовед Джон Боулт добавил неизвестные штрихи к портрету своего друга, с которым познакомился в сентябре далёкого 1966-го года. «Дима очень хотел, чтобы русское искусство стало равноценной частью мирового и очень много для этого сделал. Мы должны быть благодарны ему». И ещё, как рассказал Джон Боулт, Дмитрий Сарабьянов прекрасно танцевал.
После отца, продолжил Андрей Сарабьянов, остался огромный архив, который семья подарила Российскому государственному архиву литературы и искусства (РГАЛИ). Вес переданных документов и артефактов составил три с половиной тонны. Ещё Дмитрий Владимирович собрал роскошную библиотеку в четыре с половиной тысячи томов, которую Андрей Дмитриевич передал в дар Президентскому центру Бориса Ельцина.
Двухтомник Дмитрия Сарабьянова «Русская живопись» (том I – Русская живопись XIX века среди европейских школ, том II – Русская живопись. Пробуждение памяти) включает избранные работы автора, созданные на протяжении более чем шести десятилетий. Щедро и со вкусом иллюстрированное. Стоит добавить, что издание подготовлено при поддержке Президентского центра Б.Н. Ельцина.
Джон Боулт. «Бегство форм: русское искусство начала ХХ века»
Американский искусствовед, русист, крупнейший знаток русского авангарда, кавалер Ордена Дружбы Джон Эллис Боулт 3 декабря представил свой двухтомник «Бегство форм: русское искусство начала ХХ века». Это сборник, в который включены 33 статьи автора разных лет, превосходно иллюстрированный: в нём около 500 изображений. Здесь и работы, напечатанные и в российских изданиях, и в иностранных, а часть статей публикуется впервые. Издание также подготовлено издательством «Энциклопедия русского авангарда» и является новой страницей издательской деятельности одноимённого проекта.
Джон Боулт – создатель и директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес). Для близких русскоговорящих друзей – Болтик. Человек в почтенном возрасте – ему 89 лет, и, по его словам, русским искусством занимающийся более полувека. Исследователь он очень необычный – любитель загадок и ребусов. «Люблю тёмные, необычные, неизвестные истории, сюжеты в русском искусстве». У него своя «оптика», свой взгляд на наше искусство и наших художников, при этом очень широкий, от нашего отличающийся – и тем интересен. На этом пути Джона ждало множество открытий, которые и присутствуют в представленном двухтомнике.
Ещё важная составляющая творческого метода Боулта – он глубоко интересуется материальной культурой того времени, когда жил и работал художник. Так, например, во времена Кандинского в обществе имел место большой интерес к появившейся аэрофотосъёмке, газеты и журналы печатали необычные снимки. Исследователь проводит параллель с характерным узнаваемым стилем, живописной манерой Кандинского. Трудно не согласиться! То же относится и к открытию рентгеновских лучей, что, по мнению Джона оказало огромное влияние на авангард. Вообще взрывное развитие науки начала ХХ века и её влияние на современное искусство требует большего внимания, глубоких исследований. Один из многих примеров, Эль Лисицкий закончил Рижский политехнический институт, на время Первой мировой войны эвакуированный в Москву. А какое значение для авангардистов имел аэроплан, идея аэроплана!
Таких открытий, или просто интересностей в трудах Джона Боулта рассыпано множество. Искусствовед считает, что Павел Филонов – фигура загадочная. Масштаб художественного дарования невероятный. Был знаком и даже дружен с нашим великим физиком Петром Капицей. Филонов по-товарищески заходил к Капице, Капица – к Филонову. Тема для бесед (одна из) – физика, атомы, невероятные по мощи энергии… Джон Боулт считает, что в своих работах Филонов предвидел Хиросиму. История русского авангарда изобилует парадоксальными, нестандартными фигурами. И самое интересное, по мнению Боулта, то, как начинался художник, в какой среде, при каких обстоятельствах.
Андрей Сарабьянов – сам эксперт русского авангарда экстра-класса, автор-составитель «Энциклопедии русского авангарда», считает Джона Боулта «крупнейшим историком авангарда в мире, очень оригинальным мыслителем, который видит ситуацию, проблему, художника с другой стороны, которая от нас закрыта».
А как артистично и мастерски вёл Джон презентацию своего двухтомника! Иллюстрация из книги на большом видеоэкране – и блестящий комментарий, пояснения на невероятном русском языке, совершенно не замусоренным. Ни единой чрезмерной паузы, чёткий темп от начала и до завершения. Из уважения к присутствующим всю презентацию Джон провёл стоя. Фраза, которая презентацию завершала, звучала так – «Вот такие пироги».
В общем, читателей этого замечательного двухтомника ждёт множество «открытий чудных» и просто интересного и малоизвестного.
Во времена, когда Джон Боулт начинал заниматься русским искусством, на Западе знали только три русских имени – Шагал, Кандинский и Фаберже. Сегодня усилиями Дмитрия Сарабьянова, Джона Боулта и других подвижников это уже многочисленное созвездие конкретных имён и фигур.
Последнюю – и смысловую, и фактическую точку презентации двухтомника Дж. Боулта поставила Юлия Каптановская, директор издательства «Энциклопедия русского авангарда», которая вела презентацию. Юлия Владимировна сказала, что «издание стало возможным только благодаря поддержке Президентского центра Бориса Ельцина».
Елена Скульская. «Любовь после четвёртого сюжета»
Елена Скульская – писательница, живущая в Эстонии и пишущая на русском языке. Она автор прозы, стихов, драматургических произведений, эссе и мемуаров. Художественный руководитель международного литературного фестиваля «Дни Довлатова в Таллине». Лауреат многих премий, в том числе «Русской премии», официальным партнером который многие годы был Президентский центр Б.Н. Ельцина. Третьего декабря Скульская презентовала свою новую – литературоведческую книгу «Любовь после четвёртого сюжета».
Автора и её новую книгу представила Татьяна Восковская, руководитель издательских проектов Ельцин Центра, а ведущей выступила руководитель издательства «Флобериум» Ольга Аминова.
Идея книги отсылает к любимому писателю и философу Елены Скульской – аргентинцу Хорхе Луису Борхесу, который считал, что в мировой литературе существуют только четыре сюжета, а все прочие – производные от них. Новая книга Скульской оспаривает утверждение Борхеса и исследует происходящее за пределами четырех сюжетов. В первой части книги – 24 истории любви, которые случились с героями известных российский писателей. Во второй – также 24 истории, но уже планетарного масштаба и уже не о любви.
У Скульской очень необычный, острый, точный до беспощадности взгляд и суждения. Наблюдения – тонкие, нестандартные. Читатели еще раз смогут оценить эти достоинства писательницы, познакомившись с ее новой книгой.